Урок развития речи в 6 классе.
Подготовка к сочинению – описанию предмета (Дымковская игрушка).
2 академических часа.
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.A. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Программа: «Русский язык. Рабочие программы» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.
Цели урока:
1. Образовательные:
- подготовить учащихся к сочинению-описанию;
- раскрыть смысл сюжетно-композиционной основы будущего сочинения.
2. Развивающие
- развивать умение строить сочинение в определенной композиционной последовательности;
- развивать монологическую речь учащихся, память, внимание.
3. Воспитательные.
- на примерах декоративно-прикладного искусства воспитывать нравственные, эстетические и мировоззренческие принципы и позиции учащихся
- чувство патриотизма к Родине
- воспитывать культуру, художественный вкус, любовь к русскому декоративно-прикладному искусству
-воспитывать эмоциональное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.
4. Метапредметные:
- нахождение нужной информации в различных источниках;
- формировать умение осмысливать сюжетно-композиционную основу и содержание письменного высказывания;
- формировать критическое мышление;
- развивать умение анализировать информацию;
- аргументировать свою точку зрения, опираясь на фактический материал;
- формировать коммуникативную компетентность учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Оформление кабинета: выставка предметов народных промыслов (матрешки, дымковские игрушки, хохломская посуда, гжель, пуховые платки и др.)
Предварительная подготовка учащихся:
- индивидуальные опережающие задания по подготовке сообщений о русских народных промыслах;
- рассредоточенная подготовка на уроках русского языка: лексическая работа, выполнение упражнений, создание текстов-миниатюр о русских народных промыслах.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться составлять собственный текст описательного характера.
УУД:
Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать), уметь работать в группе.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения- описания.
Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма.
На уроке используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, коллективной и индивидуальной проектной деятельности, развития творческих способностей
Приложения к уроку:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - презентация в интерактивном формате Smart Notebook для интерактивной доски данного типа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – таблица для учащихся (см. ниже)
Технологическая карта урока.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Комментарии к презентации
|
1.Эмоциональный настрой. Орг. Момент.
|
- Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы с вами будем готовиться к сочинению описанию…
- Ребята, посмотрите на нашу выставку. Скажите, что представлено на ней?
- А как вы думаете, что мы будем описывать?
- Действительно, мы сегодня будем описывать предмет. Но какой – вы узнаете немного позднее.
- А сейчас вспомните, как мы обычно готовимся к сочинению, и сформулируйте цели нашего урока.
Слово учителя:
- В русских народных сказках часто рассказывалось о Жар-птице. Особенно восхищали ее перья. Вот как о них рассказывалось: «Были эти перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы».
Не в сказке, а наяву творили красоту руки народных умельцев. Все, к чему прикасались руки народных мастеров, преображалось: ком глины - в веселую свистульку или игрушку, береста - в нарядный туесок, из липы и березы получалась замечательная посуда! Русские умельцы передавали секреты мастерства из поколения в поколение. И целые деревни славились как резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались народные промыслы.
|
Дети рассматривают предметы, представленные на выставке и отвечают на вопрос:
- На нашей выставке предметы русских народных промыслов.
- Наверное, один из представленных предметов…
Дети формулируют цели урока:
- рассмотрим предмет, который будем описывать,
- проведем словарную работу (соберем материалы к сочинению),
- составим план сочинения.
|
Слайд 1
Тема урока: Сочинение – описание предмета
Слайд 2
Цели урока
Слайд 3
Жар-птица
|
2. Подготовитель-ная работа к сочинению (аналитическая беседа)
Дымковская игрушка (история, художественные особенности). По ходу беседы проводится словарная работа.
|
- Ещё раз посмотрите на нашу выставку и назовите те народные промыслы, предметы которых на ней представлены.
- А можете вы что-то рассказать об этих промыслах?
- Тогда послушаем тех учеников, которые заранее получили задание и подготовили для вас сообщения об этих народных промыслах.
- Итак, что же такое народные
промыслы?
- А почему мы должны беречь это искусство?
- Если представить себе карту народных промыслов России, то она засверкает как чудотворные перья Жар-птицы, оброненные ею в разных местах нашей страны. И, наверное, ярче всех будет сиять слобода Дымково.
- А кто из вас знает, что такое слобода?
- А чем известна слобода Дымково?
- Именно дымковскую игрушку мы сегодня будем описывать. А сейчас я немного расскажу вам об этом промысле, а вы будете записывать в тетрадь те слова, которые могут пригодиться вам в сочинении.
- В Дымкове, под Вяткой, издавна создают вятичи глиняные свистульки и игрушки. Это нарядные и весёлые фигурки, словно приносящие с собою в дом свет, тепло, смех.
Как изготавливают мастера эти глиняные изделия?
- С осени запасают крестьяне глину, хранят её в сарае. С наступлением первых холодов заносят глину в дом, накрывают её влажной полотняной тканью – томят, т.е. доводят до пластичного состояния. Затем женщины и дети приступают к лепке свистулек и игрушек.
Отличительные признаки этих игрушек.
Дымковские игрушки создаются последовательно из кусочков, прикрепляемых с помощью жидкой глины. Каждая деталь лепится отдельно. Затем игрушки сушат или обжигают в русской печи. Из поколения в поколение передавали мастера секреты изготовления русской игрушки. В каждой семье были свои традиции. Каждая игрушка имела своё лицо. После обжига игрушки грунтовали или покрывали раствором толчёного мела с молоком. Игрушка становилась белой, готовой к росписи.
- Дымковская игрушка расписана особым орнаментом. Давайте подробнее рассмотрим её.
- Какой орнамент характерен для этой игрушки?
- Какие краски использованы в росписи Дымковской игрушки?
(Игрушка расписывалась охрой, ультрамарином, кроном, суриком, фуксином. Это краски природные: жёлтые, синие, голубые, красные, зелёные)
- Для чего вятичи делали свистульки?
Промысел возник в глубокой древности. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», имеющему языческие корни и посвящённому Яриле – богу весеннего солнца и плодородия.
- Кого изображали свистульки?
- В своем сочинении вы будете описывать Дымковскую игрушку, изображающую ИНДЮКА. Рассмотрите эту игрушку внимательно. Что вы можете о ней сказать?
|
- Хохлома, гжель, палех, матрешка, пуховый платок…
- Это трудно, для этого нужно изучить специальную литературу…
(Выступление заранее подготовленных учеников)
- Народные промыслы – это народное художественное творчество. Это вид искусства, созданного народом.
- Изделия народных промыслов уникальны. Их надо беречь, потому что ни одна машина не может заменить руки мастера, влюбленного в свое дело.
- Слобода – это поселок возле города, пригород.
- Здесь мастера создают знаменитую Дымковскую игрушку.
(Подчеркнутые слова ученики записывают в тетрадь, по ходу ведется лексическая работа)
- В виде геометрических фигур: кругов, квадратов, ромбов и др.
- Использованы краски желтого, синего, красного, зеленого цветов.
- Мастера лепили барынь, кормилец, девушек-водоносок, кавалеров. Любили вятичи лепить и уточек, курочек, индюков, козочек и коников.
(Дети описывают форму, цвета, размер игрушки, высказывают свои впечатления от фигурки)
|
Слайды 4-7
Слайд 8
(выводы записываем)
Слайд 9
Фото слободы Дымково
Слайд 10
Дымковские игрушки
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13-15
Слайд 16
Дымковская игрушка
Слайд 17
Разные Дымковские фигурки
Слайд 18
Слайд 19
ИНДЮК
|
3. Определение темы сочинения, составление плана
|
- Какое впечатление произвели на вас Дымковские игрушки?
- В своих ответах вы определили тему будущего сочинения.
Запись на слайде:
Какие же удивительные они – дымковские игрушки! Слеплены вроде грубовато, раскрашены незатейливо, а глянешь – и сразу ясно – перед тобой чудо. (Подчеркнута тема сочинения)
- А теперь мы будем работать с таблицей на ваших рабочих листах: составим план сочинения, определим содержание каждой из частей, соберем материал для наполнения содержания нашего сочинения.
(Работа с таблицами. Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
|
(Учащиеся высказывают свои мысли)
( ученики записывают в 1 столбец название части сочинения, во 2 столбец – что здесь нужно писать, в 3 столбец – возможные варианты сочинения)
|
Слайд 20
Слайд 21
План сочинения
Слайд 22
ИНДЮК
|
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
- Итак, мы закончили подготовку к домашнему сочинению. Решите для себя, как интересней, по-своему начать сочинение, как ярко, кратко описать рождение дымковской игрушки, её изготовление, как образно передать общее впечатление от многообразия «дымок», как подробно, интересно описать выбранную нами игрушку - ИНДЮКА, и каким будет заключение вашего сочинения.
- Все вы сегодня хорошо потрудились, поэтому за урок я поставлю много хороших оценок (выставление и комментирование оценок за урок).
Рефлексия:
-Чем мы сегодня занимались?
-Вам трудно будет работать дома?
-Почему вам не будет трудно?
|
- Готовились к сочинению-описанию Дымковской игрушки.
- Писать будет легко, потому что мы составили план сочинения, определили его содержание и собрали лексический материал.
|
Слайд 23
Итоговые вопросы
|
5. Домашнее задание.
|
- Домашнее задание: написать сочинение-описание дымковской игрушки - ИНДЮКА.
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Заполненная таблица выглядит примерно так.
План
|
О чем нужно писать?
|
Материалы к сочинению
|
1. Вступление
|
Воздействие на читателя,
|
Варианты начала:
1. Много в России уникальных народных промыслов…
2. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка
3.Какие же они удивительные – дымковские игрушки!
|
2. Как рождаются Дымковские игрушки.
|
Удивительное превращение глины в дымковскую игрушку
|
!!!! Материалы для этой части берем из записанных в тетрадь материалов
|
3. Такие разные дымковские игрушки.
|
Красота и разнообразие дымковских игрушек.
|
Дымковских игрушек очень много.
Они все разные.
Есть среди них …..
Но все они очень яркие и теплые…
Медведи, индюки, козы, барыни, кормилицы, коники …
… красочно, ярко, веселит душу, радует взгляд.
|
4. Описание ИНДЮКА.
|
Форма, поза, цветовая гамма, геометрический орнамент
|
Индюк – традиционный мотив дымковской игрушки.
Форма монолитна, силуэт отличается плавностью и округлостью.
…много лепных деталей
.. изящные оборки, воланы
Игрушку составили из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности.
Перед тем как украсить индюка росписью, его покрыли белой краской.
Орнамент: круги, овалы, полоски, точки, штрихи и черточки. Они выстраиваются в определенный узор.
…используется яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, малиновый, зеленый
… дополняются мягкими приглушенными цветами: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.
Эти цвета и составляют палитру игрушки.
!!! (Возможный вариант)
Это гордая, самодовольная птица, поэтому голова у нее поднята вверх. Шейка вытянута. Индюк чувствует свою силу и красоту. Гребень, увенчивающий голову, по форме напоминает кокошник. Яркая, разноцветная бородка украшает грудь птицы. Крылья раскинуты в стороны. Хвост приподнят вверх, распущен веером. Ножки широкие устойчивые. Крепко, солидно стоит на них индюк.
Всеми цветами радуги переливается эта нарядная птица, притягивает внимание как детей, так и взрослых. Видя такую игрушку, каждый испытывает чувство радости, тепла. Кажется, что лето и праздник приходят к нам вместе с дымкой.
|
5. Заключение.
|
Почему дымковские игрушки так нравятся людям? Почему нужно беречь народные промыслы?
|
Народные промыслы – история нашего народа.
Дымковские игрушки несут людям радость.
Нужно беречь историю и культуру своего народа.
|
|