Сегодня: 13.12.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию предмета. Дымковская игрушка".

СКАЧАТЬ (13.60 Mb) 19.11.2018, 12:35
Васильева Ирина Владимировна
учитель русского языка и литературы, МБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УлГТУ, р.п.Вешкайма, Ульяновская область

Урок развития речи в 6 классе.

Подготовка к сочинению – описанию предмета (Дымковская игрушка).

2 академических часа.

 

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.A. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Программа: «Русский язык. Рабочие программы» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.
 


 

Цели урока:

1. Образовательные:
- подготовить учащихся к сочинению-описанию;

- раскрыть смысл сюжетно-композиционной основы будущего сочинения.
2. Развивающие
- развивать умение строить сочинение в определенной композиционной последовательности;
- развивать монологическую речь учащихся, память, внимание.
3. Воспитательные.
- на примерах декоративно-прикладного искусства воспитывать нравственные, эстетические и мировоззренческие принципы и позиции учащихся
- чувство патриотизма к Родине
- воспитывать культуру, художественный вкус, любовь к русскому декоративно-прикладному искусству
-воспитывать эмоциональное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.

4. Метапредметные:
 - нахождение нужной информации в различных источниках;
 - формировать умение осмысливать сюжетно-композиционную основу  и содержание письменного высказывания;

 - формировать критическое мышление;
- развивать умение анализировать информацию;
 - аргументировать свою точку зрения, опираясь на фактический материал;
- формировать коммуникативную компетентность учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Оформление кабинета: выставка предметов народных промыслов (матрешки, дымковские игрушки, хохломская посуда, гжель, пуховые платки и др.)

Предварительная подготовка учащихся:

- индивидуальные опережающие задания по подготовке сообщений о русских народных промыслах;

- рассредоточенная подготовка на уроках русского языка: лексическая работа, выполнение упражнений, создание текстов-миниатюр о русских народных промыслах.

 

Планируемые результаты:

Предметные: научиться составлять собственный текст описательного характера.

 

УУД:

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать), уметь работать в группе.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения- описания.

Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма.

На уроке используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, коллективной и индивидуальной проектной деятельности, развития творческих способностей

Приложения к уроку:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - презентация в интерактивном формате Smart Notebook для интерактивной доски данного типа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – таблица для учащихся (см. ниже)

 

Технологическая карта урока.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии к презентации

1.Эмоциональный настрой. Орг. Момент.

- Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы с вами будем готовиться к сочинению описанию…

- Ребята, посмотрите на нашу выставку. Скажите, что представлено на ней?

- А как вы думаете, что мы будем описывать?

- Действительно, мы сегодня будем описывать предмет. Но какой – вы узнаете немного позднее.

- А сейчас вспомните, как мы обычно готовимся к сочинению, и сформулируйте цели нашего урока.

 

Слово учителя:

- В русских народных сказках часто рассказывалось о Жар-птице. Особенно восхищали ее перья. Вот как о них рассказывалось: «Были эти перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы».

   Не в сказке, а наяву творили красоту руки народных умельцев. Все, к чему прикасались руки народных мастеров, преображалось: ком глины - в веселую свистульку или игрушку, береста - в нарядный туесок, из липы и березы получалась замечательная посуда! Русские умельцы передавали секреты мастерства из поколения в поколение. И целые деревни славились как резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались народные промыслы.

Дети рассматривают предметы, представленные на выставке и отвечают на вопрос:

- На нашей выставке предметы русских народных промыслов.

 

- Наверное, один из представленных предметов…

Дети формулируют цели урока:

- рассмотрим предмет, который будем описывать,

- проведем словарную работу (соберем материалы к сочинению),

- составим план сочинения.

Слайд 1

Тема урока: Сочинение – описание предмета

 

Слайд 2

Цели урока

 

Слайд 3

Жар-птица

2.  Подготовитель-ная работа к сочинению (аналитическая беседа)

 

 

Дымковская игрушка (история, художественные особенности). По ходу беседы проводится словарная работа.

 

- Ещё раз посмотрите на нашу выставку и назовите те народные промыслы, предметы которых на ней представлены.

 

- А можете вы что-то рассказать об этих промыслах?

 

- Тогда послушаем тех учеников, которые заранее получили задание и подготовили для вас сообщения об этих народных промыслах.

 

- Итак, что же такое народные

промыслы?


- А почему мы должны беречь это искусство?


- Если представить себе карту народных промыслов России, то она засверкает как чудотворные перья Жар-птицы, оброненные ею в разных местах нашей страны. И, наверное, ярче всех будет сиять слобода Дымково.

- А кто из вас знает, что такое слобода?

- А чем известна слобода Дымково?

- Именно дымковскую игрушку мы сегодня будем описывать. А сейчас я немного расскажу вам об этом промысле, а вы будете записывать в тетрадь те слова, которые могут пригодиться вам в сочинении.

- В Дымкове, под Вяткой, издавна создают вятичи глиняные свистульки и игрушки. Это нарядные и весёлые фигурки, словно приносящие с собою в дом свет, тепло, смех.

 

 

Как изготавливают мастера эти глиняные изделия?

- С осени запасают крестьяне глину, хранят её в сарае. С наступлением первых холодов заносят глину в дом, накрывают её влажной полотняной тканьютомят, т.е. доводят до пластичного состояния. Затем женщины и дети приступают к лепке свистулек и игрушек.

 

 

Отличительные признаки этих игрушек.

Дымковские игрушки создаются последовательно из кусочков, прикрепляемых с помощью жидкой глины. Каждая деталь лепится отдельно. Затем игрушки сушат или обжигают в русской печи. Из поколения в поколение передавали мастера секреты изготовления русской игрушки. В каждой семье были свои традиции. Каждая игрушка имела своё лицо. После обжига игрушки грунтовали или покрывали раствором толчёного мела с молоком. Игрушка становилась белой, готовой к росписи.

- Дымковская игрушка расписана особым орнаментом. Давайте подробнее рассмотрим её.

- Какой орнамент характерен для этой игрушки?

- Какие краски использованы в росписи Дымковской игрушки?

(Игрушка расписывалась охрой, ультрамарином, кроном, суриком, фуксином. Это краски природные: жёлтые, синие, голубые, красные, зелёные)

 

- Для чего вятичи делали свистульки?

Промысел возник в глубокой древности. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», имеющему языческие корни и посвящённому Яриле – богу весеннего солнца и плодородия.

 

- Кого изображали свистульки?

- В своем сочинении вы будете описывать Дымковскую игрушку, изображающую ИНДЮКА. Рассмотрите эту игрушку внимательно. Что вы можете о ней сказать?

- Хохлома, гжель, палех, матрешка, пуховый платок…

- Это трудно, для этого нужно изучить специальную литературу…

(Выступление заранее подготовленных учеников)

 

- Народные промыслы – это народное художественное творчество. Это вид искусства, созданного народом.

 

- Изделия народных промыслов уникальны. Их надо беречь, потому что ни одна машина не может заменить руки мастера, влюбленного в свое дело.
 

- Слобода – это поселок возле города, пригород.
 

- Здесь мастера создают знаменитую Дымковскую игрушку.

 

(Подчеркнутые слова ученики записывают в тетрадь, по ходу ведется лексическая работа)

 

- В виде геометрических фигур: кругов, квадратов, ромбов и др.

 

- Использованы краски желтого, синего, красного, зеленого цветов.

- Мастера лепили барынь, кормилец, девушек-водоносок, кавалеров. Любили вятичи лепить и уточек, курочек, индюков, козочек и коников.

(Дети описывают форму, цвета, размер игрушки, высказывают свои впечатления от фигурки)

Слайды 4-7

 

Слайд 8

(выводы записываем)


Слайд 9

Фото слободы Дымково

 

Слайд 10

Дымковские игрушки

Слайд 11

 

 

Слайд 12

 

Слайд 13-15

 

Слайд 16

Дымковская игрушка

 

Слайд 17

Разные Дымковские фигурки

 

Слайд 18

 

 

 

 

 

Слайд 19

ИНДЮК

 

3. Определение темы сочинения, составление плана

- Какое впечатление произвели на вас Дымковские игрушки?

 

- В своих ответах вы определили тему будущего сочинения.

Запись на слайде:

Какие же удивительные они – дымковские игрушки! Слеплены вроде грубовато, раскрашены незатейливо, а глянешь – и сразу ясно – перед тобой чудо. (Подчеркнута тема сочинения)

 

- А теперь мы будем работать с таблицей на ваших рабочих листах: составим план сочинения, определим содержание каждой из частей, соберем материал для наполнения содержания нашего сочинения.

(Работа с таблицами. Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

(Учащиеся высказывают свои мысли)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( ученики записывают в 1 столбец название части сочинения, во 2 столбец – что здесь нужно писать, в 3 столбец – возможные варианты сочинения)

Слайд 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 21

План сочинения

 

 

 

 

 

 

Слайд 22

ИНДЮК

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, мы закончили подготовку к домашнему сочинению. Решите для себя, как интересней, по-своему начать сочинение, как ярко, кратко описать рождение дымковской игрушки, её изготовление, как образно передать общее впечатление от многообразия «дымок», как подробно, интересно описать выбранную нами игрушку - ИНДЮКА, и каким будет заключение вашего сочинения.

 

- Все вы сегодня хорошо потрудились, поэтому за урок я поставлю много хороших оценок (выставление и комментирование оценок за урок).

 

Рефлексия:

-Чем мы сегодня занимались?

-Вам трудно будет работать дома?

-Почему вам не будет трудно?

 

- Готовились к сочинению-описанию Дымковской игрушки.

- Писать будет легко, потому что мы составили план сочинения, определили его содержание и собрали лексический материал.

Слайд 23

Итоговые вопросы

 

 

 

 

 

5. Домашнее задание.

- Домашнее задание: написать сочинение-описание дымковской игрушки - ИНДЮКА.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Заполненная таблица выглядит примерно так.

План

О чем нужно писать?

Материалы к сочинению

1. Вступление  

Воздействие на читателя,

Варианты начала:

1. Много в России уникальных народных промыслов…

2. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка

 3.Какие же они удивительные – дымковские игрушки!

2. Как рождаются Дымковские игрушки.

Удивительное превращение глины в дымковскую игрушку

!!!! Материалы для этой части берем из записанных в тетрадь материалов

3. Такие разные дымковские игрушки.

Красота и разнообразие дымковских игрушек.

Дымковских игрушек очень много.

Они все разные.

Есть среди них …..

 Но все они очень яркие и теплые…

Медведи, индюки, козы, барыни, кормилицы, коники …

… красочно, ярко, веселит душу, радует взгляд.

4. Описание ИНДЮКА.

Форма, поза, цветовая гамма, геометрический орнамент

Индюк – традиционный мотив дымковской игрушки.

Форма монолитна, силуэт отличается  плавностью и округлостью.

…много  лепных деталей

.. изящные оборки, воланы

  Игрушку составили из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности.

  Перед тем как украсить индюка  росписью, его покрыли белой краской.

Орнамент: круги, овалы, полоски, точки, штрихи и черточки. Они выстраиваются в определенный узор.

…используется яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, малиновый, зеленый

… дополняются мягкими приглушенными цветами: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Эти цвета и составляют палитру игрушки.

!!! (Возможный вариант)

 Это гордая, самодовольная птица, поэтому голова у нее поднята вверх. Шейка вытянута. Индюк чувствует свою силу и красоту. Гребень, увенчивающий голову, по форме напоминает кокошник. Яркая, разноцветная бородка украшает грудь птицы. Крылья раскинуты в стороны. Хвост приподнят вверх, распущен веером. Ножки широкие устойчивые. Крепко, солидно стоит на них индюк.

Всеми цветами радуги переливается эта нарядная птица, притягивает внимание как детей, так и взрослых. Видя такую игрушку, каждый испытывает чувство радости, тепла. Кажется, что лето и праздник приходят к нам вместе с дымкой.

5. Заключение.

Почему дымковские игрушки так нравятся людям? Почему нужно беречь народные промыслы?

Народные промыслы – история нашего народа.

Дымковские игрушки несут людям радость.

Нужно беречь историю и культуру своего народа.

 

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Elena
Просмотров: 169 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 13.12.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал