Сегодня: 26.04.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок внеклассного чтения в 9 классе "А.П. Чехов "Человек в футляре"

26.03.2019, 19:12
Цанто Евгения Александровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Знаменская СОШ"
Планируемые результаты:
Личностные: у ученика возникнет личное эмоциональное отношение к героям и их поступкам, формирование жизненных ценностей; продолжит формироваться умение оценивать свои возможности, осознавать себя как успешного ученика; развитие рефлексивного мышления
Метапредметные: ученик научится
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока; выбирать из предложенных вариантов условия для выполнения учебной задачи;определять степень успешности своей работы на уроке;
Познавательные: находить в тексте запрашиваемую информацию, ориентироваться в содержании текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий; строить рассуждение на основе сравнения / противопоставления;
Коммуникативные: высказывать и обосновывать своё мнение (суждение), организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные: ученик научится воспринимать художественный текст как послание автора читателю; продолжит совершенствовать навыки чтения и умения работать с художественным текстом.


Если день начинать с улыбки, то можно быть уверенным, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём в хорошем настроении, и оно обязательно принесёт нам радость общения друг с другом.

Обратите внимание на предмет у меня в руках. Для чего он нужен? Что может находиться в футляре?
Глядя на этот предмет, скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

«Человек в футляре» странное название, правда?
Какие вопросы возникают у вас, когда вы слышите это название?

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Вместе мы постараемся раскрыть авторский замысел рассказа через анализ образа главного произведения.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова А.П. Чехова: Моё святая святых – это <…> ум, талант, вдохновенье, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражались».

Что означают слова «абсолютнейшая свобода»? От чего может быть свободен человек?

Как вы думаете, почему я выбрала именно этот эпиграф к сегодняшнему уроку?
Эти слова соответствуют главному герою рассказа? Почему?

Далеки ли друг от друга 2 этих понятия: футлярная жизнь и абсолютная свобода. Попробуем разобраться.
Для этого нам необходимо будет поработать в группах. Каждой группе предложено выбрать из предложенных слова и фразы, называющие те детали, которые соответствуют главному герою, характеризующие его как человека несвободного. 1 группа характеризует внешность героя, 2 группа – его речь и мысли, 3 группа – эмоции и привычки. Будьте внимательны во время выбора и подумайте, какое отношение футляр имеет к вашей части характеристики героя
У доски прикрепите ответ вашей группы и объясните свой выбор.
Мы уже говорили о том, что полная противоположность человека, живущего «футлярной» жизнью – человек свободный. Создадим образ такого человека, опираясь на ваш жизненный и читательский опыт.
На цветных листах вам нужно записать те черты личности, которые, по вашему мнению, независимо от произведения, могут охарактеризовать свободного человека. По тому же принципу: 1 группа – внешность, одежда, 2 группа – речь и мысли, 3 – эмоции и привычки. Выбор группы также нужно будет пояснить у доски.

Изучая творчество А.П. Чехова, нельзя не вспомнить его знаменитые слова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Сам Чехов всегда следовал этому принципу. Но вот какой интересный персонаж создан писателем в рассказе. Соответствует ли Беликов всему, что сказано о прекрасной душе и мыслях?
К чему стремится такой человек, как Беликов? (окружить себя оболочкой, создать себе так называемый футляр, который бы защитило его от внешних влияний)

Вспомните, какая профессия у Беликова? Кто-то сейчас пользуется этим языком? Профессия его как-то связана с темой футляра? (отгородиться от реальной жизни)
Выбраться из такой оболочки, из футляра самому будет легко? Нужна ли помощь?

Кто из персонажей рассказа мог стать шансом Беликова выбраться из футляра? (получить какие-то качества свободной личности)
Какое событие в рассказе возвращает героя в реальную жизнь?

Почему Беликов решил жениться?
Состоялась ли свадьба? Почему? Что помешало Беликову жениться?
Что же оказалось для Беликова таким непреодолимым препятствием в женитьбе? Почему этот поступок помешал? (свобода поведения невесты)

Чем закончилось сватовство Беликова?
Как вы считаете, только ли о физическом низвержении идёт речь в этом эпизоде?
(это падение с высоты его положения)

Какого же положение героя?
« Этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых 15 лет»
Как такое возможно? В существовании Беликова видит проблему Чехов, или проблема в другом? Попробуем разобраться.
1 группа – найдите в тексте подтверждение тому, как к Беликову относились коллеги.
2 группа – отношение к герою жителей города.
3 группа – брат и сестра Коваленко. Приготовьтесь зачитать эти фрагменты.

(заслушали 1 и 2 группы)
Человек, который сам всего боится и закован в футляр, умел влиять практически на всех. Кто же в этом виноват? Почему? (они тоже боятся действительности)
(крепим на доску жителей города и преподавателей гимназии на сторону футляра)

А что же Коваленко? (заслушали 3 группу)
Почему они так отнеслись к нему? Чем они отличаются от жителей города? А их мы отнесём к какому типу людей?

Посмотрите, как мы разделили героев этого произведения. Какой приём использует Чехов при создании этих образов?

Какая сцена завершила жизнь Беликова? Почему же он умер?
Чего Беликов достиг?
«Хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие». Почему такое кощунство? На что надеялись жители города?
Подтвердите словами из текста их ожидания. «Когда мы возвращались…»

Вернёмся к эпиграфу, к вопросу о свободе. Его не стало. Что-то изменилось в городе? Чехов пишет: «свобода тайком, украдкой, пока взрослые уехали». Это абсолютная свобода?
Вы проанализировали образы главных героев этого произведения, но все ли герои названы?
Обратите внимание на структуру произведения. Какой композиционный приём здесь использован? (рассказ в рассказе)
Есть ли среди героев ещё человек в футляре? Почему Мавра?
С кем Буркин сравнивает Мавру? В чём смысл такого сравнения? (человек сам себя закрывает в скорлупу)
А Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин? Это футлярные люди или абсолютно свободные личности?

Символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звёздным небом, его глубиной, бездонностью. Символом чего может быть звёздное небо? Толчок к чему даёт Чехов таким финалом?
Финал – это намёк на выход из этой «футлярности». От чего нужно освободиться героям рассказа?
Чехов даёт возможность героям самим сделать выводы.
А чему же он учит нас?

А что же вы получили от сегодняшнего урока? Ответим на эти вопросы ещё раз поработав в группах. Обсудите и напишите на цветных карточках, что сегодня произошло с вами хорошего, что было интересно, что мешало работе, что бы из этого урока вы взяли с собой (метод неоконченных предложений). Представитель от каждой группы озвучит результат у доски.

Сегодня вы отлично поработали, благодаря вашей сплочённости при работе в группах, знанию текста, умению анализировать и рассуждать, мы смогли ответить на все вопросы, заданные в начале урока.
В качестве домашнего задания, я предлагаю вам письменный ответ на один из вопросов:
1. Как сегодня люди могут спрятаться в футляре?
2. Как бы закончилось произведение, если бы Беликов женился?

Я очень надеюсь, что вы не остановитесь на достигнутом и к следующему уроку подтвердите свой сегодняшний результат письменной работой.

В завершение урока хотелось бы задать вам ещё один вопрос: а вы сами когда-нибудь испытывали страх перед выбором, перед каким-либо действием?
То есть каждый из нас может сказать, что у него есть какие-то качества, заключающие его в футляр.
Мне сегодня хотелось бы создать свой футляр, в который мы поместим все лишние качества, мешающие вам быть свободными и счастливыми.
Я крепко закрываю этот футляр и обещаю, что увезу все ваши страхи далеко-далеко, чтобы они никогда к вам не возвращались.
Закончить урок хотелось бы напутственным словом – стихотворением Евгения Евтушенко.
Не надо бояться густого тумана,
Не надо бояться пустого кармана,
Не надо бояться ни горных потоков,
Ни топей болотных, ни грязных подонков!

Не надо бояться тяжёлой задачи,
А надо бояться дешёвой удачи.
Не надо бояться быть честным, но битым,
А надо бояться быть лживым и сытым.
Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
Лишь собственной трусости надо бояться!


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: TsantoEvgeniya
Просмотров: 120 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал