Сегодня: 19.07.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Окружающий мир


Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы"

СКАЧАТЬ (11.7 Kb) 26.09.2012, 23:46
Щербакова Лариса Анатольевна
воспитатель, МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №17 г. Алексеевка Белгородской области"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы».

Автор: Щербакова Лариса Анатольевна,
воспитатель МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида №17
г. Алексеевка Белгородской области»

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.
Стекло – гладкое, твёрдое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжёлое, холодное.
Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, лёгкая, тёплая.
Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.

Наглядный материал: предметы из стекла и пластмассы у воспитателя, по одному предмету из стекла и пластмассы у каждого ребёнка на столе.

Ход занятия.

Воспитатель раскладывает на отдельном столе предметы из стекла и пластмассы на две группы: с одной стороны предметы из стекла, с другой – предметы из пластмассы. Дети встают вокруг стола так, чтобы всем было хорошо видно.
- Ребята, посмотрите внимательно на предметы на моём столе, что вы видите? (Дети перечисляют - стаканчики, пузырьки, игрушки….и т.д.)
- Предметы разные по назначению. Чем ещё они отличаются друг от друга? (С помощью наводящих вопросов воспитатель подводит детей к выводу, что предметы разные по цвету, форме, величине.)
- Но вы видите, что я все предметы разделила на две группы, попробуйте догадаться, по какому признаку я их разделила. Внимательно посмотрите вот на эти предметы. (Показывает на предметы, сделанные из стекла) Чем все эти предметы похожи, какой у них общий признак? ( Если дети не догадаются , можно спросить , из какого материала сделаны предметы)
-Да, все эти предметы сделаны из одного того же материала - из стекла. Стекло изобрели 5тыс. лет назад, делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же , как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные, красивые вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. У него получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобрели машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой длинной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло, стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская, и ею может овладеть не каждый мужчина.
-А эти предметы что объединяет? (Показывает на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется? (Ответы детей)
-Некоторые из вас правильно назвали материал - это пластмасса. Повторите это новое слово. Послушайте, какое интересное слово – «пластмасса». Оно состоит из двух слов - пластическая масса (пластическая- значит мягкая). Если стекло делают из природного материала – из песка, то пластмассу изобрели учёные-химики, это искусственный материал.
Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы. Это линейка из пластмассы, её можно немного согнуть (сгибает). Посмотрите, я её отпускаю, и она принимает свою первоначальную форму. О каком свойстве пластмассы мы можем сказать? ( Дети затрудняются, воспитатель называет свойство - упругий) Пластмасса – материал мягкий и упругий. (Дети хором и индивидуально повторяют новое слово «упругий»)
-У вас на столе лежат стеклянные пузырёчки, возьмите их в руки, попытайтесь согнуть. (Дети выполняют указание) Получилось? (Нет). Значит, пластмасса – материал мягкий. А стекло, какой материал? (твёрдый)
-У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы? (Нет) Значит, какое у них общее свойство? ( Дети пытаются подобрать нужное слово). Стекло и пластмасса – водонепроницаемые, т.е. вода сквозь них не проникает. Давайте повторим это трудное слово. (Дети повторяют хором и индивидуально)
-Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства? У вас на столе лежат не только стеклянные предметы, но и пластмассовые, проведите рукой сначала по стеклянному предмету, а потом по пластмассовому. (Дети выполняют указание). Какое ещё одно одинаковое свойство вы можете выделить у стекла и пластмассы, если по ним провести рукой? (Они гладкие)
- Положите на одну руку стеклянный предмет, а на другую - пластмассовый, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой предмет тяжелее? (Стекло тяжелее пластмассы)
Воспитатель добивается полных ответов от детей: стекло тяжелее, чем пластмасса, а пластмасса легче, чем стекло.
- А сейчас зажмите в одну руку стеклянный предмет, а в другую пластмассовый. Какой предмет холодит руку? (Стеклянный). Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое? (Холодное). А пластмасса, какой материал? (Тёплый). Стекло холоднее, чем пластмасса, а пластмасса теплее, чем стекло.
-Как вы думаете, если стеклянный предмет упадёт на пол, он может разбиться? Помните, когда в прошлом году мы уронили стеклянный шарик на ёлку, что с ним произошло? ( Он разбился) Мы можем сказать, что стекло бьётся, значит, это какой материал? (Дети подбирают подходящее слово) Да, это материал бьющийся, непрочный, хрупкий. А если я уроню пластмассовый предмет (роняет), он разбился? Как можно сказать про пластмассу, какой это материал? ( Небьющийся, прочный). Пластмасса прочнее стекла. Повторите и запомните.
- Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьётся , поэтому из пластмассы делают много разных предметов - игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес, а также бидоны ,тазики для стирки и т.д. (Все предметы воспитатель показывает детям).
-У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянные предметы, вы видите что-нибудь? (Да) А сквозь пластмассовые предметы что-нибудь видно? (Нет ) Если через предметы видно, значит , он какой? (Дети вспоминают слово «прозрачный». Если дети этого слова не знают, воспитатель говорит его, а дети повторяют). Итак, стекло – материал прозрачный, а пластмасса – непрозрачный. Где используется это свойство стекла? Какие прозрачные предметы человек делает из стекла? Посмотрите вокруг и назовите мне. ( Дети находят в группе предметы из стекла - оконное стекло, аквариум, электрические лампочки)
Вот как много разных качеств у стекла и пластмассы. Зачем человеку надо знать свойства материалов? (Чтобы знать, какие предметы из этих материалов можно сделать). Давайте вместе вспомним, какие же свойства стекла и пластмассы мы узнали. Сначала вспомним одинаковые свойства.
-Стекло и пластмасса - водонепроницаемые, гладкие.
-Теперь я начну, а вы продолжите:
стекло твёрдое, а пластмасса….. (мягкая, упругая);
стекло прозрачное, а пластмасса….(непрозрачная);
стекло холодное, а пластмасса….(тёплая);
стекло хрупкое, а пластмасса……(прочная);
стекло тяжёлое, а пластмасса…(лёгкая).
А сейчас мы с вами поиграем и закрепим свойства пластмассы. Мы будем передавать пластмассовую игрушку и называть свойства пластмассы. Воспитатель начинает и передаёт ребёнку игрушку:
пластмасса мягкая, упругая, а стекло……(твёрдое);
пластмасса непрозрачная, а стекло…..(прозрачное);
пластмасса тёплая, а стекло…(холодное);
пластмасса прочная, а стекло….(хрупкое, бьющееся);
пластмасса лёгкая, а стекло….(тяжёлое).
Итог. Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов. Стекло – это не только посуда, зеркала, это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло - очень хрупкий материал, но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар, оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями и люди не поранятся об осколки.
А некоторые пластмассы тоже обладают необыкновенными свойствами. Есть пластмассы прочнее стали, а ещё есть пластмассы, которые сильно нагревают и делают из них капрон. (Показать капроновую ленту). Все пластмассы не боятся влаги, не ржавеют, не гниют, поэтому часто пластмасса заменяет дерево, металл, стекло. И все эти свойства человек узнал, изучая их, есть такая наука – химия, которая изучает свойства различных материалов.


Категория: Окружающий мир | Добавил: OLGA30499
Просмотров: 13058 | Загрузок: 568 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Спасибо за конспект, мы сейчас проходим эту тему. dry

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.07.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал