(Слайд 2, 3)
«Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
(Н.Некрасов.)
Вопросы к детям. Вам понравилось стихотворение? О чем это стихотворение? Почему поэт Н. Некрасов называет снег ласково «снежком»?
Снег, снежок…. О нем сегодня мы узнаем много нового и интересного!
(Слайд 4) Снег кружится,
Снег ложится -
Снег, снег, снег…
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек… (С. Михалков)
Вопрос к детям: а что такое снег?
(Слайд 5) Снег – это зимние атмосферные осадки. Снег представляет собой мелкие кристаллики льда, он выпадает из облаков в холодное время года, когда температура воздуха становится низкой. Кристаллики льда бывают разных форм: в виде иголок, в виде палочек или в виде снежинок.
(Слайд 6) У всех снежинок по шесть лучей, каждая снежинка красива по-своему. Однажды один человек сфотографировал через микроскоп тысячи снежинок, среди которых не оказалось двух одинаковых.
Вопрос к детям: что такое снегопад?
(Слайд 7) Зимой, когда облака на небе снижаются ниже, становятся тяжелыми и серыми, а солнца почти не видно, начинаются обильные снегопады, которые покрывают землю метровыми сугробами.
Вопрос к детям: какое погодное явление называют метелью?
В безветренную погоду снег падает медленно большими снежинками. Как только набегает ветер, снежинки начинают кружиться все сильнее и сильнее, превращаясь в метель – грозное зимнее явление природы.
(Слайд 8) Метель возникает при появлении первого порыва ветра. Ветер поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. Очень сильные метели случаются обычно в середине зимы. После стихания метели разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.
«Метель»
Разухабисто, клубами
Разыгралась в ночь метель.
Над уснувшими домами,
Завертела карусель.
Вихрем в окна налетала,
Заслонив небесный свод.
Хлопья снежные взметала,
Затевая хоровод.
Скрыла тропки и заборы,
В сени ветхие рвалась.
Навалив сугробов горы,
Восвояси убралась.
(Н. Казаков.)
(Слайд 9) В городах и селах после обильного снегопада или метели начинают чистить улицы снегоуборочной техникой.
Вопросы к детям.
Какую снегоуборочную технику вы знаете, как она называется?
Кто знает, что такое гололед?
Частый попутчик зимней погоды – гололедица. Это ледяная корка, которой покрыты дороги, тротуары. Накануне наступления гололеда обычно стоит теплая, влажная погода, идет мокрый снег или моросит мелкий дождь. Как только после теплой погоды начинаются морозы, вода и влажный снег превращаются в лед, наступает гололедица.
Вопрос к детям: Чем опасна гололедица? Как надо вести себя во время гололеда?
(Слайд 10) Идти по льду нужно коротким, мелким шагом, осторожно и неторопливо. Наступать нужно на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях. Руки должны быть свободными, нельзя держать их в карманах. Если вы начали падать, необходимо уметь сгруппироваться, чтобы уменьшить последствия удара при падении.
Зимой часто появляются сосульки. (Слайд 11)
Вопрос к детям: из чего состоит сосулька? Как она образуется?
Сосулька – кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает.
Есть такая народная примета «Длинные сосульки в конце зимы — к долгой весне».
Вопрос к детям: какую опасность несут сосульки?
Чем чаще подтаивает снег на солнце, тем быстрее растет сосулька. Она становится большой и тяжелой. Из-за своей тяжелой массы сосулька обрушивается вниз и рассыпается от столкновения с землей. Нельзя играть близко к стенам зданий под висящими сосульками, упавшая сосулька может очень сильно травмировать.
Если во время движения по тротуару вы услышали наверху подозрительный шум – нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что там случилось. Возможно, это сход снега или ледяной глыбы. Нужно как можно быстрее прижаться к стене, козырек крыши послужит укрытием. Кушать сосульки не следует, может заболеть горло и живот.
Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.
Вопрос к детям: почему снегу рады все: птицы, животные, люди?
(Слайды 12, 13, 14) Снег на земле играет важную роль – он укутывает землю толстым слоем белого пушистого покрывала. Снежное покрывало держит тепло на земле и под ним хорошо себя чувствуют растения, птицы и животные.
(Слайд 15) Особенно рады снегу дети – столько разных забав в зимнее время!
Вопрос к детям: а как вы забавляетесь в зимнее время на улице?
Физкультурная пауза. Игра народов Севера «Льдинки, ветер и мороз»
Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
- Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают звенят:
«Дзинь, дзинь…»
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал: «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Вопросы к детям.
Из какого снега лучше лепить снежные фигуры: из влажного или сухого, рассыпчатого?
Для чего еще нужен снег в природе?
(Слайд 16) Снег создает для земли тот необходимый запас влаги, который так важен при весеннем пробуждении природы. Ведь весной снег растает, превратится в воду, вода напитает землю, из земли появятся растения и озимые культуры. Ведь недаром говорится «Больше снега – больше хлеба», «Снег глубок, да и хлеб хорош».
Деревья и кусты, напившись талой воды, дадут почки, из которых появятся зеленые листья.
(Слайд 17)
Загадывание детям:
Налетит на землю вдруг
Белый вихрь из белых мух.
Снег сугробом стелется,
Это что? ... (Метелица)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец – … (сосулька)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(Снежинки)
Задание. Подберите определения к словам: сосулька (Какая?), снег (Какой?),
снежинки (Какие?), метель (Какая?);
Подберите родственные слова к слову «снег»; к слову «метель»;
(Слайд 18) Рефлексия.
Вам нравится снег? Почему?
Из чего получается снег?
В чем особенность снежинок?
Почему возникает метель?
Как снег помогает животным, птицам, растениям, людям?
Как надо вести себя во время гололеда? Как не попасть под сосульки?
|