Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Тезисы: Образовательная среда как критически важное условие развития ребенка и его подготовки к начальной школе

30.03.2013, 18:47
Паршина Маргарита Васильевна
Воспитатель, ГБОУ детский сад №2562
Тезисы: Образовательная среда как критически важное условие развития ребенка и его подготовки к начальной школе

Предшкольное образование – на стыке 2 ступеней образа – дошкольной и начальной школы.
Дошкольная ступень ориентирована на формирование готовности ребёнка к учению.
Два взгляда на готовность к школе:
«максима»: ребенок должен бегло читать, уметь писать, считать (при этом возможно «перекармливание» ребенка)
«минима»: в школе всему научат.
Важный итог воспитания и обучения ребенка «дошкольника» в семье и детсаду – психологическая готовность ребёнка к школе и к обучению в школе.
Три грани развития дошкольника к концу периода до школы:
1. формирование (сформированность) произвольного поведения;
2. овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
3. Возникшая потребность в познании.
Плюс!: мотивация к обучению в школе, к статусу ученика.
Что необходимо для успешного обучения ребенка в 1 классе:
1. В н и м а н и е;
2. м ы ш л е н и е;
3. д л и т е л ь н а я (15-20 минут) у с и д ч и в о с т ь;
4. с о с р е д о т о ч е н н о с т ь ( фокус внимания).
Интеллектуальные качества:
1. память;
2. сообразительность;
3. любознательность/пытливость;
4. критичность.
Начальные навыки: чтения и счёта; физическая готовность; ловкость; нравственно-волевые качества: уметь выполнять не только приятную работу, но и необходимую.
Социальные навыки: дружелюбие, общительность с ровесниками и взрослыми, умение сотрудничать и работать в группе над общим делом. Познавательная потребность детей – яркий симптом готовности к школе. Хотя в принципе любопытство, любознательность, тяга узнавать новое – врожденный дар ребёнка. Чувство удовольствия, радости от исследования и познания окружающего мира усиливают и закрепляют познавательную потребность.
Фундамент познавательной потребности: жажда новых впечалений, любопытство, любознательность. Важно бережно относится к дару и жажде познания, не спугнуть их неосторожной реакцией взрослых: например, не следует ругать детей за сломанную игрушку или предмет, если ребёнок взялся «докопаться» до секрета устройства игрушки, предмета.
Особенности проектирования образовательной среды (в семье): это – организация пространства и использование оборудования/ оснащения:
* комфортность и безопасность обстановки – создаёт настрой, желание познавать; возникает эффект защищённости и безопасности в знакомой и комфортной обстановке.
* богатство возможностей сенсорных (от органов чувств) впечатлений;
* условия для самостоятельной (индивидуальной) деятельности;
* возможности для исследования и обучения;
* удовлетворение основных потребностей ребёнка-дошкольника ДВИЖЕНИЕ* ОБЩЕНИЕ* ПОЗНАНИЕ* и наличие у ребёнка возможности самостоятельного выбора; * наличие свободного пространства;
* уважение мнения ребенка ;
* требования функциональности (наличие элементов обстановки с полезными функциями на первом плане, правило обновления элементов); * учёт возраста и особенностей ребенка;
* двуединый принцип «статичность-динамичность», т.е. важно постоянство и наличие надёжных точек опоры; но и важно, чтобы элементы среды и сама среда имели динамику развития, обновления и естественного «усложнения» в процессе «взросления».
Организуя развивающе-образовательную среду, учитывать следующие факторы:
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения ребёнка;
- (жизненные) потребности ребёнка;
- любознательность, исследовательскую жилку, творческие запросы ребёнка;
- возраст, индивидуальные и социо-психологические особенности ребёнка;
- эмоционально-личностные особенности ребёнка в развитии.
Для этого надо:
* периодически организовывать и обновлять элементы и материалы жизненного пространства ребёнка;
* поддерживать спектр поиска, экперимента и моделирования;
* обдумывать возрастные предназначения предметов и материалов, их использвания во взаимодействии участников познавательных процессов; * социально-психологические особенности детей дошкольников: они стремятся к совместной деятельности, но периодически испытывают потребность к уединению;
* индивидуальные особенности эмоционально-личностного развития ребёнка требуют создания так называемых приватных зон – мест уединения; хранения своих личных вещей: любимые игрушки, открытки, фотографии, и т.п.

Средства и приёмы стимуляции познавательных потребностей у детей.
Семья – первая естественная среда развития у детей познавательных потребностей.
Игры типа: «Используй по-другому». Например, предмет/его изображение: - деревянная ложка: едят/используют при готовке – помешивают, пробуют/ как народный музыкально-шумовой инструмент/декоративное украшение (на стене, в буфете). Занимательные опыты и эксперименты (с конденсацией водяных паров на холодной поверхности), (с вытеснением воды из сосуда путем его заполнения предметами); Наблюдение за рыбками в аквариуме; Подводить детей к обсуждению и поиску решения некоторых общечеловеческих проблем ( экология, здоровье, космос) используя примеры из актуальных новостей; Игры, упражнения, задания (с вариантами возможных усложнений):
*«Что хотели сделать?», «Что для этого требовалось?», «Что делали сначала? А потом? И в конце? И каков итог? Почему?»
* Разыгрывается проблемная ситуация – как игра - но цепочка обозначенных действий не даёт намеченных результатов: Что мы упустили? Что сделали не так? Чего не хватило для успеха? Твоё мнение? А как ты советуешь сделать?

Умение ставить и задавать вопросы. Виды вопросов.
*Вопросы на психические процессы, например, «восприятие», «кратковременная память».
*Вопросы-комментарии процесса: «Что мы делаем? Что берём? Куда ставим?»
*Вопросы-констатации: «Что получилось?», «Что мы взяли?»
*Вопросы на долговременную память; воображение; мышление.
*Вопросы планирования, осмысления пунктов плана.
*Вопросы очерёдности, последовательности действий: «Что сначала? А затем? И после этого?»
*Вопросы нужных/заданных параметров/алгоритма действий. *Предваряющие вопросы.

Приёмы усложнения деятельности, поставленных задач при развитии познавательной деятельности
*Увеличение степени самостоятельности ребёнка – начинают взрослый и ребёнок вместе, затем взрослый всё больше уступает инициативу ребёнку.
*Возрастание степени обощения: от конкретного действия - действий до обобщённой схемы действий при решении типовых задач.
*Усложнение способа описания намеченных действий: вербально в форме рассказа-описания; в виде модели, простейшего макета или наглядной схемы.


Список используемой литературы:

1.Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. «Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей
старшего дошкольного возраста».

Воспитатель подготовительной
Группы № 7 Паршина М.В.


Категория: Разное | Добавил: tarablus
Просмотров: 1707 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО.СПАСИБО ВАМ.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог