Боровко Инна Сергеевна
Воспитатель ДУВЦ «Искорка»
г. Петропавловск
Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы (4-5 лет).
Тема: Учимся слышать звук «с».
Образовательная область: «Коммуникация».
Раздел: «Основы грамоты и письма».
Цель: Продолжать учить слышать звуки, т.е. внимательно вслушиваться в звучание. Произносить звук с разной силой голоса: громко - тихо, протяжно - коротко, в зависимости от характера звука.
Материалы: Голубая ленточка, картинка «сова», кегли, кубики, массажная дорожка. Игрушки со звуком «с» в начале слова.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Предлагаю детям прогулку за городом.
Предлагаю идти по дорожке (змейкой через кегли, перешагивая через кочки – кубики, шагая по камушкам – частям массажной дорожки). Проявляют интерес.
Проходят по дорожке.
Экспериментально - поисковый 1.
Подвожу детей к синей ленточке (речке).
-Я что-то услышала: «С-с-с».
Повторяю: «С-с-с».
-Что слышите?
-Это песенка воды.
Подвожу детей ближе и предлагаю послушать как сейчас слышно песенку воды. Произношу громко: - «С-с-с!!!»
- Как слышно?
- А если дальше отойти, как будет слышно?
Предлагаю произнести вместе, тихо: «С-с-с».
-Споем вместе песенку воды!
Упражняю детей в произношении звука хором и индивидуально, громко и тихо (подходя к воде близко и отходя дальше), многократно. По-разному.
2.
-Как звучит песенка воды, протяжно или коротко?
-Назовите звук, который слышно в песенке.
Артикулирую. Опрашиваю индивидуально.
-Как произносится звук, протяжно или коротко?
Вывод: Песенка звучит протяжно (протяжный жест рукой), а звук – коротко (короткий жест рукой).
3.
-К нам кто-то прилетел (показываю картинку «сова»).
-Сова хочет узнать. Есть ли в ее слове «сова» звук «с». Как узнать?
Произношу слово «сова» протяжно, так. Чтобы первый звук было хорошо слышно.
-Услышали? Есть звук «с» в слове «сова»?
-Как я произносила слово (жест в воздухе: длинная линия), чтобы звук «с» было хорошо слышно?
Упражняю детей в интонировании звука «с» в слове «сова».
Обобщение: Мы с вами вывели правило: Чтобы хорошо услышать первый звук в слове – нужно произнести слово так, чтобы нужный звук звучал громко и протяжно. (Моделирую на доске правило карточками: губы, стрелочка вверх, стрелочка вправо, ухо)
Прислушиваются.
Произносят: «С-с-с».
Подходят ближе, прислушиваются.
-Громко.
-Тихо.
Тихо произносят: «С-с-с».
Упражняются.
-Протяжно.
-Звук «с».
Артикулируют.
-Коротко.
Соглашаются с выводом.
Рассматривают картинку.
Делают предположения.
Слушают.
-Услышали – есть звук «с».
Отвечают.
Упражняются.
Повторяют хором.
Повторяют по модели.
Рефлексивно-коррегирующий Самостоятельное применение способа интонирования:
Предлагаю детям пройти по группе и поискать предметы и игрушки, в названии которых есть звук «с». Ищут, находят, объясняют свой выбор.
Ожидаемый результат:
Знать: Способ произношения звука «с».
Иметь: Представление о звуке.
Уметь: Произносить отдельные звуки с интонированием.
|