Активизация и актуализация словаря по теме «Весна" в форме соревновательной игры.
Воспитание навыков сотрудничества, активности, ответственности, выдержки.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка»
Вид интеллектуальной игры «Умники и умницы»:
Вид детской деятельности: Познавательное развитие
Фора организации: две команды по 8 детей
Тема: «Весна»
Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Весна».
Задачи:
Образовательная:
• Совершенствование умений в составлении сложных слов, родственных слов, согласование прилагательных с существительным.
Развивающая:
Развитие речевого слуха, творческого воображения.
Воспитательная:
• Воспитание навыков сотрудничества, активности, ответственности, выдержки.
Приемы и методы:
Словесный - инструкции, краткая беседа, вопросы.
Наглядный – использование раздаточного и демонстрационного материала.
Практический – самостоятельная деятельность детей.
Игровой – воображаемые ситуации, выполнение различных действий с детьми, введение элементов соревнования.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и социальное развитие.
Оборудование: буквы, «клетка с птичкой», картинки для заданий, жетоны для подсчета детских ответов, дощечки, ребристая доска для мостика, эмблемы для команд.
Ход интеллектуальной игры
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите игры соревнования и приглашаю вас на очень интересную игру «Умники и умницы». В соревновательных играх всегда кто- то побеждает, а кто-то проигрывает. Поэтому чтобы не ссориться произнесем с вами клятву сегодняшней игры. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Мы дружные ребята!
Ребята-дошколята.
Клянемся не сердиться и не обижаться,
А будем быстро думать
И честно сражаться!
Клянемся!
Улыбнитесь друг другу и гостям. Сегодня у нас серьезные судьи, они будут оценивать ваши знания и ответы, а затем вручат награды. Представляю вам наших судей.
А сейчас посмотрите на свои значки. И займите место за столами с вашим значком.
Итак, начинаем игру!
1задание:
Воспитатель: Весенний ветерок пошалил и перепутал все буквы в словах. Ваша задача из букв составить слова.
У команды «Солнышко», какое слово получилось?
Дети: март.
Воспитатель : У команды «Подснежник»?
Дети: грачи.
Воспитатель: Оживим буквы, чтобы зазвучали. Садитесь за столы и сделайте звуковой анализ слов.
Сколько всего звуков в слове «грачи»?
Дети: в слове грачи пять звуков.
Воспитатель: Сколько гласных звуков? Поставьте пальчик на второй гласный звук. Назовите его.
Сколько согласных звуков? Назовите.
Сколько звуков в слове «март»?
Сколько гласных звуков? Назовите.
Сколько согласных? Назовите.
Скажите, к какому времени года относятся слова март, грачи и подснежник, солнышко? Почему?
Дети: эти слова относятся к весне. Март – весенний месяц. Грачи – весенние птицы и подснежник весенний цветок, солнышко по весеннему теплое.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Догадались, какая тема нашей игры? «Весна».
2 задание:
Воспитатель: Кто больше придумает слов отвечающих на вопрос:
Команда «Солнышко» отвечает- Весна какая?
Дети: ранняя, теплая, долгожданная, радостная, нарядная, веселая, поздняя, зеленая, запоздалая, слякотная, дружная, чарующая.
Воспитатель: Команда «Подснежник» отвечает-Солнце какое?
Дети: яркое, теплое, круглое, жаркое, желтое, весеннее, лучистое, доброе, радостное.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас придумайте предложение со словом «весна».
Дети: Наступила радостная весна. Весна наступила теплая.
Воспитатель: Какое самое красивое предложение? Сколько слов в предложении?
Какое первое слово? Второе? Третье?
Итак, сколько каждая команда набрала очков?
3 задание:
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, ко мне.
«Прилетела птичка к нам
Хочет с вами поиграть
О предлогах все узнать».
Я буду показывать, что будет делать птичка, а вы называть только предлоги. На кого покажу, тот и отвечает. (Манипуляции с птичкой; села на клетку, в клетку и т.д).
Дети: на, под, около, в, над, к, между, из под, из – за, из.
Воспитатель: Молодцы!
4 задание:
Воспитатель: Устали стоять. Сядем в кружок, отдохнем, поиграем в слова. Из двух слов надо составить одно слово.
Лед ходит - ледоход
Первые цветы – первоцветы
Рыбу ловит – рыболов
Сам летает – самолет
Лед колет – ледокол
Пешком ходит – пешеход
Сам катится – самокат
Везде ходит – вездеход
Трубы чистит – трубочист
Сам сваливает – самосвал.
5 задание:
Воспитатель: Отдохнули? Хотите со мной на весеннюю полянку?
Вставайте за мной в одну колонку. Представьте, что мы едем на машине….
Мы ехали, ехали, к мостику подъехали
На мостик въехали, мостик переехали,
С мостика съехали, лужицу объехали
К полянке подъехали.
Ребята, оказывается, мы не одни хотели попасть на весеннюю полянку. Посмотрите, гусеничка и бабочка, тоже хотят на весеннюю полянку, нужно им помочь. Один из команды будет переводить сначала гусеничку, затем бабочку, а вся команда помогать. Гусеничка что будет делать?
(Манипуляции с гусеничкой- переход через мостик)
Дети: ползти. Ползла, вползла, переползла, сползла, обползла, подползла.
Воспитатель: Бабочка что будет делать?
(Манипуляции с бабочкой)
Дети: лететь. Летела, подлетела, влетела, перелетела, слетела, облетела, подлетела.
Воспитатель: Молодцы!
6 задание:
Воспитатель: Поиграем на полянке.
Есть слова похожие как родственники схожие, это слова родственные. Сейчас у нас весна, а была зима. Чья команда больше слов забросит в корзинку.
«Солнышко» подбирает родственные слова к слову - весна.
Дети: веснянка, весенний, веснушка, весенняя, весной….
Воспитатель: «Подснежник» к слову - зима
Дети: зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимняя, озимые….
Воспитатель: Теперь к словам: лед.
Дети: ледышка, ледяной, ледянка,
Воспитатель: К слову – снег
Дети: снегурочка, снежный, снеговик, снегирь, снеговой.
Воспитатель: Молодцы! Считаем слова.
7задание:
Воспитатель: Посмотрите, сколько на нашей полянке разных картинок.
Нужно составить пару противоположностей. (длинный- короткий, худой- толстый и т.п.) Чья команда быстрее составит пары. А жюри проверит, правильно ли вы справились.
8 задание:
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами на полянке играли, речка разлилась. Чтобы перебраться назад нам помогут картинки. Нужно разделить слова на слоги. Сколько в слове слогов столько должно быть дощечек, по которым будем переходить. Капитаны команд начинают первыми и проверяют своих игроков.
(речка, льдина, ледоход. пароход, сосулька, скворечник, верба, подснежник).
Чья команда лучше справилась?
9задание:
Воспитатель: И последнее задание нашей игры.
У вас на столах картинки. Сначала назовите, что на них изображено. А теперь подумайте и покажите только те картинки, про которые можно сказать весенняя?
Дети: одежда, погода, лужа, трава, рыбалка, песня, птица.
Воспитатель: Про что можно сказать весенний?
Дети: день, вечер, утро, цветок, дождь, ручей.
Воспитатель: Про что можно сказать весеннее?
Дети: утро, время, солнце, настроение.
Воспитатель: Молодцы! Все задания выполнили. Жюри подведет итоги.
Воспитатель предлагает командам оценить работу своих соперников.
Дети: соперники были активными, дружными, оказывали друг другу помощь при выполнении заданий, весёлыми…
|