Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Занятия, конспекты


Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Согласный звук С (Сь), буква С"

СКАЧАТЬ (1.74 Mb) 10.03.2013, 17:30
Бондарева Людмила Юрьевна
учитель-логопед, МБДОУ № 13 г. Архангельска
Бондарева Людмила Юрьевна
МБДОУ №13 г. Архангельска
Учитель-логопед

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы (6-7 лет)

Тема: Согласный звук С (Сь), буква С

Планируемые результаты

Предметные умения: Актуализация знаний детей о звуке С(Сь) и букве С. Закрепление и уточнение образа буквы С. Выделение звука из ряда других звуков. из слов. Умение определять местоположение звуков в слове. Составление звуковых схем слов; предложений. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, звукобуквенного анализа и синтеза. Увеличение словарного запаса \подбор слов-действий.

Метапредметные умения: Развитие зрительного внимания, зрительного предметного гнозиса в игровом задании «Чья это тень?». Совершенствование слухового внимания при выделении звука из ряда других звуков; ассоциативного восприятия при соотнесении буквы и предметов, похожих на эту букву. Увеличение словарного запаса.
Совершенствование навыка работы со схемами слов, кроссвордами, моделями слов, написанных «по веревочке»

Личностные умения: Развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Демонстрационный материал:

- игрушка или картинка совы
- набор карточек из 3- 4 штук «Животное и тень», на которых нарисовано по три животных и тень одного из этих животных
- печатная буква С, стилизованная буква С
- магнитные буквы А, О, У, М, С
-схемы слов и звуков
-карточки - лото с животными: лиса, сова, слон, сом, собака
-карточки «Вставь пропущенную букву»
- карточки «Читаем по веревочке»
- кроссворд, в котором буква С является начальной буквой в названии животных, размещающихся вокруг дорожек кроссворда: собака, слон, страус, синица, соловей
- пособие «Великан»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»

Ход занятия:

1. Постановка игровой задачи занятия
(Показ игрушки или картинки совы)
- Сегодня нас приглашает в путешествие Мудрая Сова. Но в это путешествие отправятся только самые внимательные дети.

Игровое задание «Чья это тень?»
(набор карточек «Животные и тень»)
- Надо назвать всех нарисованных животных и угадать, кому принадлежит тень.
- Развитие зрительного внимания, зрительного предметного гнозиса

2. Выделение звука из ряда других звуков
- Сова предлагает нам познакомиться с одним звуком, но его вначале надо угадать. Сова будет называть разные звуки. Тот звук, который вы услышите дважды и есть загаданный ею звук. М, С, Х, З, П, Р, С, Ц, Б,Ш,
■ Взрослый может в случае затруднения у детей повторить два раза; дети выявляют, что это звук «С»
- Развитие слухового внимания.

3. Акустический и артикуляционный анализ звука С
-Произнесём звук: С-С-С. Его можно тянуть, но нельзя петь, потому что воздушной струе мешают зубы, во рту есть преграда. Этот звук согласный. При его произнесении язык находится за нижними зубами, напряжен. Спинка языка выгибается в виде горки.
Этот звук произносится твердо в слогах: Са, Сы, Сэ, Су, Со. А можно произносить его мягко в слогах: Ся, Се, Си, Се, Сю.
-Теперь положите руку на горло, произносим: С-С. Вы чувствуете, что дрожит горло? Нет. Вибрируют ли голосовые связки? Нет. Этот звук глухой.
-Значит, звук «С» - согласный, глухой, может быть мягким и твердым.

4. Закрепление и уточнение образа буквы С, анализ ее написания
«Сова – охотница ночная «Собака смотрит на тарелку
Решила мышку изловить. И ничего не понимает:
И на пригорке, возле норки Какую букву та сосиска
Ей вкусный бублик подложить. Все время ей напоминает?»
Пока сова, задумавшись,
В засаде просидела,
От бублика мышь
Отгрызла кусочек
И убежать успела».
(Показ печатной и стилизованной буквы С)
- На что похожа буква С? (На бублик, который погрызла мышка с правой стороны; на месяц, на лежащую полукругом веревку)
-Теперь нарисуем «С» в воздухе, на парте.
Динамическая разминка
Наступает в лесу тишина, (Руки плавно поднимать вверх, опускать)
Заблестела на небе луна. (Покачивания поднятыми руками)
Ежик свернулся клубком, (Руки на поясе, свести и развести лопатки
Зайчик уснул под кустом. (Присесть на корточки)
Только сове не спится, (Руки в виде крыльев в стороны, помахивание
В небе ночном кружится: вверх – вниз)
Ищет своих друзей,
Бывает грустно и ей. (Бег по кругу)
Покричала. Полетала. Пошумела.
И на ветку дуба старого (Наклон туловища вперед, руки отведены назад)
Она тихо села. (Присесть)

5. Выделение звука С из слов
(Задание проводится сидя на ковре / в ряд / с прямыми спинами)
- Поднимите немного левую руку , пальцы сложите так, чтобы они напоминали букву С, полукругом). Сова будет называть различные слова, а вы поднимите левую руку тогда, когда услышите в слове звук С.
■ Взрослый показывает детям положение пальцев в виде буквы С, но не левой, а правой
рукой (чтобы буква не выглядела для детей в зеркальном изображении).
Слова: Нос, полоска, зима, забег, зайцы, колос, суп, зуб, цапля, присыпка и т.д.
- Развитие мелкой моторики, слухового внимания, фонематического восприятия

6. Чтение слогов, слов
Задание для второй группы:
(магнитные буквы «А, О, У, М, С» разместить на магнитной доске в виде слогов)

С А, С О, С У
А С, О С, У С и т.д.
■ Педагог медленно перемещает фигурку совы от первой буквы ко второй букве. Это важно для плавного слогового чтения, для исправления в ряде случаев «побуквенного» чтения у детей.
- Пока сова будет медленно лететь от одной букве к другой, вы будете стараться «тянуть»
звук, чтобы прочитать слог плавно.

Задание для обеих групп:
Чтение слов, написанных «по веревочке»

Сом, оса, ум, ус, сума, соус
Задание для первой группы:

(карточки «Вставь пропущенную букву»)
ПОЛЮ. .УП ГРУ. ТЬ . ТОЛ
ВКУ. МИ . КА НО. РЕДИ .

Зрительная гимнастика
- Устала сова наблюдать за мышкой, глаза у нее совсем разболелись. Давайте не будем ждать, чтобы и у нас заболели от усталости глаза. Дадим им отдохнуть. Садитесь поудобнее, подоприте кулачками голову, следите глазами за тем, как летает сова.
■ Педагог перемещает фигурку совы по группе в разных направлениях.
- Теперь поморгаем глазами \30 сек.\

7. Составление схемы слов и звуков
( Схемы слов и звуков; карточки – лото: слон, сом, сова )
- К нам пришли животные, в названии которых есть звук С. Мы будем составлять звуковые схемы названий этих животных.
С Л О Н
• • о • т.д.
■ При разборе обозначаем гласные звуки кружочками красного цвета, твердые согласные – кружками синего цвета. (Материал подбирается на данном этапе без мягких согласных)
- Развитие навыков звукового анализа.

Динамическая разминка
Спорит с нами буква С, (Хлопки над головой, сзади туловища)
Озорная буква С.
Совершу я сто чудес – (Руки на пояс, одновременное поднимание
Я такая буква С! и опускание плечиков)
Сказка – это буква С, (Наклон вперед)
Солнце – тоже буква С. (Руки поднять вверх, потянуться)
Слово скажет буква С – (Ходьба по кругу с высоким подниманием колена)
Совершится сто чудес.
Вот какая буква С, (Приседания)
Озорная буква С.
( Текст Е.В.Рыбак)

8. Решение кроссворда
(Кроссворд)
«Сова ведь мудрая была,
Она кроссворд нам принесла»
- Надо найти среди животных то животное, название которого впишется по буквам в
дорожку кроссворда.
- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза

9. Игровое задание «Вставьте пропущенный\ую\ звук\ букву\
(пособие «Великан»)
- Летит наша сова по лесу, вдруг откуда ни возьмись навстречу ей идет обеспокоенный сказочный Великан. «Что случилось?» - спрашивает его сова. Великан отвечает: «Буква С убежала из очень многих слов и куда – то спряталась».
-Дети, посмотрите внимательно на картину, где могла спрятаться буква С? (Открытый рот великана напоминает букву С)
«И вот Сова и Великан
Разработали свой план:
Они вам, ребята, хотят предложить
Эту беглянку в слова возвратить.
Букву С искать нам надо.
Букву С найти нам где?
Не сидится ей на месте,
Бегает везде – везде…»
Задание для первой группы:
- Надо вставить пропущенную букву С в написанные слова.
- Развитие зрительного внимания, буквенного синтеза
Задание для второй группы:
- Вам надо вставить в слова пропущенный звук С.
■ Педагог произносит слово, но вместо звука С хлопает в ладоши. Дети должны заменить этот неречевой звук речевым С. Например: СОВА - хлопок – ОВА
НОС - НО - хлопок
Слова: оса, слон, доска, крыса, стена.
- Развитие слухового внимания, звукового синтеза

10. Составление предложения со словом «Сова»
- Давайте подберем слова - действия к слову «СОВА»
■ Дети называют глаголы: летает, охотится, цепляется, спит, наблюдает, ухает и т.д.
- А теперь давайте продолжим мое предложение:
Сова летает…
Например: Сова летает по ночному лесу. Сова летает и охотится на мышей. и т.д.
- Пополнение словарного запаса

11. Итоги занятия
- Какой звук и букву мы сегодня изучали?
-Что вы можете рассказать о звуке С?

Используемая литература:
Рыбак Е.В. Северное солнышко: песни, игры для дошкольников. Архангельск. АО ИППК, 1996.


Категория: Занятия, конспекты | Добавил: milasha1968
Просмотров: 7622 | Загрузок: 270 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Людмила Бондарева   (16.11.2013 17:10) [Материал]
Уважаемая Оксана Александровна! И Вам спасибо за теплые слова! Это конспект занятия из моей книги "Упражнения на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников"

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог