Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Занятия, конспекты


Практическое пособие

09.03.2019, 15:42
Евтенко Е.В.
Воспитатель, ст. Ленинградская
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
детский сад комбинированного вида № 30 

Методическое пособие 
«Ты, Кубань, ты наша Родина» 



Воспитатель: Евтенко Е.В. 

ст. Ленинградская, 2015 г. 
Автор – составитель: Евтенко Е.В. 
«Ты, Кубань, ты наша Родина» 
Рецензент _________ Шевченко Л.М. преподаватель ГАОПОУКК «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарский край 

В пособие представлены конспекты занятий, игры, пословицы, поговорки, кубанские балачки, кубанские песни, стихи, загадки по ознакомлению детей с культурой Кубани. педагогам дошкольных учрежденийй. 

Введение 
Занятия о Кубани в детском саду – это развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре. Занятия о родном крае способствуют воспитанию чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края. Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Занятия о Кубани планируются уже с младшей группы. Цель занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. 
Работа по этой теме требует много знаний, времени, умений, но когда 
видишь результат этого кропотливого постоянного труда –душа радуется! 
И это проявляется в детях и их родителях. Цель совместной работы семьи 
и детского сада - воспитание патриотизма у дошкольников, любви 
к своей «малой Родине». Ребёнок в дошкольном возрасте впитывает в себя, как губка, много информации. И то, что с малых лет он впитает ( любовь к Родине, своему народу, краю) пронесёт в своей душе по жизни. 


Конспекты занятий 
«Рождение Кубани» 
Беседа для подготовительной группы 

Самой большой рекой была река Кубань. На её высоком берегу, в урочище Карасунский кут заложили переселенцы крепость, построили укрепления. С неё и начинался город Екатеринодар. А вокруг стояли вековые дубы, да камыши шелестели на болотистом берегу Карасуна. 
Осмотрелся атаман Чепега и воскликнул: «Здесь быть граду!». Провели казаки борозду в дикую степь, чтобы обозначить центральную улицу города- Красную и начали строить город. А затем построили ещё 40 станиц по всей земле кубанской. Строительство велось по плану. В центре станицы – площадь, церковь, школа. Хаты – курени казаки строили из местных природных материалов: хворост, камыш, глина, солома. Каркас из камыша и соломы, пол глинобитный, хаты белили, чтобы было красиво. 
Так и жили казаки: выращивали хлеб, сажали виноградники, растили скот. А самое главное охраняли - южные границы от набегов врагов. Земля кубанская стала ещё красивее от нарядных белых хат, цветущих садов и ярких цветов, которыми украшали казачки свои подворья. 
(Показ иллюстраций Екатеринодара, станиц, домов, убранство старых хат куреней, одежды казаков и казачек.) 
Воспитатель: Чем занимаются кубанцы в настоящее время? 
- Кого мы называем тружениками сельского хозяйства? 
- Чем они занимаются? (выращивают овощи, фрукты, ухаживают за птицей, животными). 
- Для чего они этим занимаются? (чтобы было больше молока, яиц, мяса, масла, овощей и фруктов для россиян). 
(рассматривание картин и иллюстраций). 
- Слушание кубанской народной песни «Хлеб всему голова». 
- Загадки о хлебе: 
Рос сперва на воле в поле. 
Летом цвел и колосился. 
А когда обмолотился, 
Он в зерно превратился. 
Из зерна в муку и тесто, 
В магазине занял место. 
Вырос он под синим небом 
И пришел на сто к нам … (хлебом) 

Воспитатель: Кем работают ваши родители? 
Что такое созидательный труд? 
Назовите профессии людей – созидателей и найдите соответствующую картинку. При зажженной свече прочитать легенду «Лебяжий край» Ивана Вараввы 

«Возникновение имен и фамилий на Кубани» 
Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей жизни казаков, дать представление о возникновении имен и фамилий, воспитывать интерес к истории жизни казачества. 
Материал: иллюстрации с изображением казаков в различных одеждах ремесленников. 
Ход занятия 
Ребята, а знаете ли вы, что на Кубани живут люди разных национальностей? 
Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших земляков. 
У одних имена русские: Светлана, Ярослав, у других- греческого , римского происхождения: Андрей, Марина, чьи- то имена пришли с Украины: Оксана, Остап. Есть имена турецкого происхождения- Аскер (воин),персидского- Рустам (богатырь), Арабского – Юнус (голубь), Фарида (Жемчужина), Заира (гостья). 
Имена Паго (курносый), Шумаф (счастливый всадник)- адыгейские. 
- А как зовут ваших друзей- детей других национальностей ? 
А вы знаете , каково происхождение и значение вашего имени? 
Спросите у своих мам и пап , а потом расскажите нам. 
Давайте откроем старинный документ, составленный первым городничим Екатеринодара Данилой Волкорезом для войскового судьи Антона Головатого, в котором перечислены перечислены фамилии первых жителей города: Девятка, Найден, Спичка, Коровка, Задирака, Забыйворота, Бегун, Белоус, Торохтило, Перебейнос, Деревенщик. 
Вот как рассказывал один старожил о происхождении своей фамилии: «Однажды полководец А.В.Суворов навестил в госпитале раненных казаков и увидел немолодого казака, с седым, лихо закрученным усом , спросил: «А ты кто?» - «Я Белый », ответил казак. – «Какой же ты Белый! Ты- Белоус», - улыбнулся полководец. Так и стал мой предок Белоусом!». 
И сегодня на Кубани часто можно встретить людей со своеобразными фамилиями. 
От названия ремесел: Коваль - кузнец, Колесник- колесный мастер, Мельник- работник мельницы, Крамарь- владелец лавки. 
От названия животных и птиц: Горобец – воробей, Журавель- журавль, Пивень – петух, Зозуля- кукушка, Волкодав- собака. Сорока, Синица. О названия внешних признаков: Худик - худой, Лобко - большой лоб, Красуля, Толстопят. 
От прозвищ: Дзюба – обжора, Брехунец - болтун, Танцюра, Костогрыз. 
От имени: Иващенко - Иван, Петренко - Петр, Кондратенко - Кондрат, Игнатенко – Игнат. 
Ребята, как вы думаете, от какого слова произошла ваша фамилия? 
А теперь внимательно посмотрите на картинки и угадайте тех, кого изобразил художник (ответы детей). 


«Жизнь и труд казаков» 
Конспект занятия 

Цель: 
- познакомить детей с орудиями труда казаков, 
-расширять знания детей о жизни и быте первых переселенцев, 
- продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли, 
- совершенствовать монологическую речь. 
- воспитывать чувство уважения к нашим предкам. 
Материал: круглая буханка хлеба, иллюстрации, иллюстрации «Орудие труда», «Труд и жизнь казаков», магнитофон, кассета с песнями Кубанского хора. 
Словарная работа: мотыга, борона, серп, буханка, молотьба, сноп, амбар, коса, цепь, лукошко, каравай. 
Предварительная работа: рассматривание фотографий «Музей станицы Ленинградской», рассматривание иллюстраций «Орудие труда», дидактическая игра «Для чего, кому, что нужно?», занятие «Экскурсия в музей станицы Ленинградской», рассматривание иллюстраций «Жизнь переселенцев Кубани», занятие «Рассказ воспитателя об истории Кубани». 
Ход занятия 
Внести буханку хлеба, рассмотреть её, понюхать, дать детям попробовать , затем спросить: 1. Что это? 
2. Что вы можете сказать о хлебе? 
После ответов сказать, что этот хлеб называется буханка, так его называли казаки. Выращивали казаки хлеб сами. При помощи сохи, казаки пахали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была рядом с ним и в труде , и в бою (показать иллюстрацию). 
При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб, использовали для этого лукошко, в него насыпали отборное зерно, а затем рассыпали по полю и опять боронили, как бы присыпая зерна землей (иллюстрация). Когда хлеб поспевал, созревал, его косили косой, собрали в маленькие снопы и ставили в большой сноп. 
Затем цепями выбивали зерна из колосьев (иллюстрация), зерно высушивали и ссыпали в амбары. 
На мельнице мололи зерна в муку (иллюстрация) а затем выпекали буханки хлеба. Это был самый вкусный хлеб, потому что он был пропитан потом казаков. Тяжел был труд казаков, потому что казаки придумали пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит». Задать вопросы: 
1. Как вы думаете, легко ли давался хлеб казакам или нет? Почему? 
2. Какие сейчас машины помогают нашим хлеборобам? 
3.Какую пословицу придумали казаки о своем труде? 
Буханки выпекали казачки дома в печах (иллюстрации). В печи пекли хлеб, варили еду, спали на печах, сушили овощи, фрукты, грибы. Печь обогревала и кормила. Если казаки выращивали хлеб, то казачки занимались хозяйством. Вставали казачки затемно, готовили еду казакам: завтрак брали с собой в поле, обычно это был хлеб, мясо, картошка, овощи и обязательно крынка молока. 
А вечером, за столом собиралась вся большая казачья семья и ужинали все вместе: мать, отец, дети и внуки. 
Проводив казака в поле, казачка сначала управлялась по хозяйству: кормила всех, доила корову, выгоняла на пастбище, будила детей. Мальчики постарше уезжали с отцом в поле, а мальчики помладше шли пасти коров, коз, овец, гусей, а девочки оставались при матери, помогали ей по хозяйству. Как только вся скотина была накормлена, казачки брались за другое дело: ткали (иллюстрация), вязали (иллюстрация), пряли (иллюстрация), шили (иллюстрация). Пели песни и придумали про себя пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха». 
По праздникам казаки пели песни, танцевали. Послушайте веселую песню из репертуара Кубанского хора. Предложить детям потанцевать, используя кубанские танцевальные движения. Затем задать вопросы: 
1. Как вы думаете, тяжелая или легкая жизнь была у казаков? Почему? 
2. Какие орудия труда они использовали в работе? 
3. Какие орудия труда используются сейчас, работая в поле? 
Провести дидактическую игру «Назови орудие труда». Воспитатель показывает иллюстрацию современной техники, а дети называют орудие труда. Затем предложить детям исполнить песню «Ой, да на Кубани». Обратить внимание, что в песнях поется о труде, жизни казаков, о силе, мужестве, трудолюбии. 


Конспект занятия 

«Знакомство с промышленностью Кубани» 

Программные задачи: дать детям представление о промышленном производстве Краснодарского края, продолжать расширять представление о труде людей края, познакомить детей с новыми профессиями: машиностроитель, газовик, нефтяник, учить использовать в речи стихи, пословицы, поговорки о труде человека труда, уточнить знание детей о технике безопасности при обращении с газом и электричеством, развивать интерес к промышленности Кубани, прививать аккуратность при проведении опытов. 
Материал: иллюстрации «Индустрия края», «Профессия», дидактическая игра «Узнай профессию», кусочки шифера, известняка (мела), песка, ракушечника, глины, для опытов: стаканчик, палочка, вода, цемент. 
Словарная работа: машиностроение, цемент, природный газ, нефть, шифер, известняк. 
Предварительная работа: беседы о полезных ископаемых, опыты и игры с песком и глиной, дидактическая игра «Полезные ископаемые», рассматривание книги «Богатства Кубани», дидактическая игра «Для чего кому что нужно?». 
Ход 
Внести в группу коробку с коллекцией полезных ископаемых. Сказать, что сегодня мы еще многое узнаем о полезных ископаемых. Задать вопросы: 
1. Что это? 
2. Почему их называют полезными? 
3. Почему они ископаемые? 
За последние годы Кубань стране только житницей , но и промышленным краем. Кроме хлеба, мяса, риса, сахара, овощей и фруктов, которые выращивают на Кубани, в Краснодарском крае добывают нефть, природный газ, цемент и др. 
Нефть – это не только горючее для машин, тракторов, самолетов, а еще из нефти делают капроновые нити, красители. 
В Краснодарском крае добывают газ. Кубанский газ идет в Москву, Санкт- Петербург, в Ставропольский край и другие промышленные центры. 
1. У кого дома есть газ? 
2. Как надо обращаться с газом? 
3. Можно или нельзя пользоваться газом без присмотра взрослых и почему? 
Показать детям цемент, определить свойства: сыпучий порошок серого цвета. Предложить детям провести опыт: в стаканчик положить немного цемента, полить немного воды и хорошо перемешать. Цемент – это важный строительный материал, он необходим для сооружения мостов, для постройки домов. 
Предложить детям посмотреть в стаканчик - там застывший цемент- вот какой прочный и хороший строительный материал. 
Кроме цемента в нашем крае из строительных материалов еще добывают известняк, мел, песок, ракушечник, глину. В крае очень много кирпичных заводов. 
Задать вопрос: 
1. У кого дом сложен из кирпича? 
2. Как называется профессия строителя, который строит дом? (каменщик) 
3. А как называется профессия у людей, которые добывают нефть? Газ? 
II часть: Дидактическая игра «Узнай профессию». 
Воспитатель показывает иллюстрацию, а дети называют профессию, предложить детям пословицы, поговорки и стихи о труде: 
Пусть не сердятся родители, 
Что измажутся «строители», 
Потому что тот, кто строит, 
Тот чего – нибудь да стоит. 

Нефть бежит из скважины, 
Словно черная река, 
Буду я нефтяником, 
Хоть и маленький пока. 

Голубое топливо, говорят про газ. 
Буду газовщиком – это в самый раз. 

Машиностроитель - это почет: 
Это машина и самолет. 
Это помощник всюду, везде: 
Маме на кухне, мне и тебе. 

Пословицы и поговорки: 
Труд - дело чести, будь в труде на первом месте. 
За всякое дело берись умело. 
Дело мастера боится. 
Мастера хвалит работа


Категория: Занятия, конспекты | Добавил: zxcvbnmasd
Просмотров: 884 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Марина (MarinaYa)   (11.03.2019 22:09) [Материал]
Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог