Сегодня: 18.07.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Диспут за Круглым столом «Гражданская война в России в 1918 – 1921 годах» в 11 классе

СКАЧАТЬ (37.5 Kb) 13.10.2012, 15:59
Борщевцева Галина Алексеевна
учитель истории и обществознания, МБОУ "Гимназия"
Идея диспута:
• Какие уроки этого периода России необходимо извлечь сегодняшнему поколению

Оборудование: Настенная карта «Гражданская война и иностранная интервенция»; портреты командиров «белого» и «красного» движения; исторические документы воспоминания А.Деникина, П.Врангеля, документы из материалов военной цензуры.

Предварительная подготовка учащихся:
Для обсуждения проблем во время проведения Круглого стола, учащиеся класса делятся на условные группы «белых», «красных» «зеленых». В течение недели до диспута учащиеся в соответствии с выбранной гражданской позиции, подбирают материал для ответов на предложенные учителем вопросы:
• Что послужило причиной Гражданской войны? Есть ли спор о периодизации войны
• Кто эти враги и что их разделяет? Какова суть движений?
• Кто виноват в развязывании войны?
• Как формировалась Красная Армия, ее численность и состав?
• На ком, по-вашему, мнению лежит ответственность за насилие и террор?
• Ваше отношение к продразверстке? (Примеры по Ефремовскому уезду Тульской губернии)
• На чьей стороне будет народ? Можно ли было отсидеться и выждать лучших времен?
• Кто же победил в этой войне?
• Какие уроки на сегодняшний день можно вынести из этого периода?
Идея диспута:
• Какие уроки этого периода России необходимо извлечь сегодняшнему поколениюХод урока.
Эпиграф урока
«Гражданская война – неизбежная трагедия России»
А.Деникин
I. Вступительное слово учителя.
Гражданская война – трагический момент в истории любой страны. Через нее прошли: и Россия Смутного времени(17 век), и США, и Франция, и Испания 18,19,20х веков.
Сегодня мы с вами попытаемся осмыслить происходящее в годы гражданской войны в России. Попробуем выяснить, была ли действительно, по словам А. Деникина, «Гражданская война – неизбежной трагедией России», которые будут эпиграфом к нашему разговору, и каковы ее уроки можно извлечь для сегодняшней России.
Мы не будем останавливаться на описаниях военных действий. Попробуем расставить некоторые акценты, позволяющие разобраться в освещение истории гражданской войны. На протяжении всего урока будем обращаться к стихам поэта Максималиана Волошина.
Учитель: В освещении истории России существует спор о периодизации гражданской войны. Когда же, по - вашему мнению, началась она? Что стало причиной войны?
(Выступления учащихся с различными вариантами ответов)
(Если это период классовых столкновений, то и революцию можно назвать Гражданской войной и тогда начало войны в 1917 году, может даже и с февраля, а окончание в 1922). (А если ее рассматривать как противостояние воюющих сторон, движение фронтов, мобилизацию экономики, как способ разрешения противоречий с помощью вооруженных сил, то период 1918-1920 года)
Учитель: Обратимся к стихам Максимилиана Волошина
«Пламя, которым мы горим сейчас – это пламя гражданской войны.
Кто они – эти беспощадно борющиеся враги?
Что разделяет их?»
О ком говорит Волошин? Определите социально-партийный состав «красного» и «белого» движений. Какова суть их движения. Опора на подготовленные учащимися документы.
Учитель: Каким образом формировалась Красная Армия? Работа с документами из хрестоматии для старшеклассников: «Дезертиры», «Расправа с классовыми врагами
Учитель: Так давайте выясним, кто же виноват в развязывании войны – «белые» или «красные».
(Ответы учащихся)
(Советские авторы утверждают, что «белые» развязали войну, хотя и большевики были не прочь ее вести. А если раскрутить цепь событий в истории, то можно увидеть, что корни Гражданской войны лежат в особенностях происшедшей в России революции)
Учитель: Так значит, прав был А.Деникин? (обращаемся к эпиграфу). В чем же вы видите трагедию России и народа?
(Война приняла кровавый характер. Смерть. Террор. Насилие)
Учитель: На ком лежит вина за насилие и террор? Чей террор был более страшный? (Работа с документами о зверствах «белых» и «красных»)
Учитель: На кого больше всего пали невзгоды войны? (О крестьянстве и продразверстке)
(Обсуждение материалов военной цензуры «Реквизиция прошла, очень всех обобрали», «Хлеба нет. Бабушка толчет мох и ест». (Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.)
Использование сведений местного материала.
«В феврале 1918 года, в связи с продразверсткой, станция Ефремов стала ежедневно отправлять до трех вагонов хлеба в сутки. Так называемые излишки, брали силой. В марте при реквизиции хлеба восставшие кулаки зверски убили губпродкомиссара Бундурина и трех продармейцев.
Летом 1918 года В.И Ленин предложил наркому продовольствия А.Цюрюпе организовать показательную заготовку хлеба хотя бы в одном из южных уездов, близких к Москве. Был выбран Ефремовский уезд Тульской губернии и Елецкий - Орловской. Сюда был направлен зам наркомпрода А. Шлихтер и с ним 90 продармейцев. По соглашению с III уездным съездом бедноты экспедиция должна была собрать 1069762 пуда ржи и 1222541 пуд овса, которые были заготовлены за 70 дней». Как вы думаете, какими средст-вами проходила заготовка хлеба?
Учитель: На чьей стороне будет крестьянство? (Примеры из документов об отношении крестьян разных слоев к представителям «белых» и «красных»)
Учитель: Скажите, можно ли было в эти годы занять нейтральную позицию и не примыкать к какому-то лагерю. Отсидеться и выждать лучших времен.
Учитель: Какова роль тех, кто стоял во главе условно названных «зеленых» (батька Махно, атаман Миронов). (Ответы учащихся)
Учитель: Девиз того времени озвучил поэт Волошин
«И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас!
Нет безразличных: Правда, с нами!»
Учитель: Так на чьей же стороне будет та сила, которая все-таки, решит ход истории гражданской войны? (Ответы учащихся)
(Основная сила - крестьянство. Маргинальные народные массы. Именно их сумеет привлечь и повести за собой партия большевиков)
Учитель: Антон Иванович Деникин в своих «Очерках по истории русской Смуты» отмечал: «Мы ждали, пойдет ли за нами народ или по-прежнему останется инертным и пассивным между двумя надвигающимися волнами, между двумя смертельно враждебными станами. В силу целого ряда сложных причин жизнь дала ответ сначала нерешительный, потом отрицательный»
Учитель: На чьей стороне оказалась победа в гражданской войне? Кто вышел победителем? (Ответы учащихся)
Учитель: Обратимся к стихам поэта:
«А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других»
Учитель: Какие мысли находят отклик в вашей душе?
Учитель: В такой войне нет победителей, а есть только «побежденные». Трагедия Гражданской войны как ножом разрезала Россию пополам, и не только. Это братоубийст-венная война. В своих рассказах писатели ярко показали весь ужас этой войны. И через все произведения прослеживается явление времени, по словам русского философа Бердяе-ва, когда: «Идея класса убила в России идею человека». (Просмотр фрагмента фильма по рассказу Шолохова «Родинка»)
II. Итог диспута
- Возможно ли сегодня гражданское противостояние в России. (События в Чечне, московские события октября 1993 года)
- Какие уроки гражданской войны в России необходимо извлечь сегодня?
Вывод: Если история чему-то способна научить потомков, то главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа осчастливить народ.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: gab604
Просмотров: 2939 | Загрузок: 324 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Галина   (12.11.2013 16:03)
Спасибо! Буду рада если кому-нибудь пригодится в работе.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.07.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал