Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Диспут за Круглым столом «Гражданская война в России в 1918 – 1921 годах» в 11 классе

СКАЧАТЬ (37.5 Kb) 13.10.2012, 15:59
Борщевцева Галина Алексеевна
учитель истории и обществознания, МБОУ "Гимназия"
Идея диспута:
• Какие уроки этого периода России необходимо извлечь сегодняшнему поколению

Оборудование: Настенная карта «Гражданская война и иностранная интервенция»; портреты командиров «белого» и «красного» движения; исторические документы воспоминания А.Деникина, П.Врангеля, документы из материалов военной цензуры.

Предварительная подготовка учащихся:
Для обсуждения проблем во время проведения Круглого стола, учащиеся класса делятся на условные группы «белых», «красных» «зеленых». В течение недели до диспута учащиеся в соответствии с выбранной гражданской позиции, подбирают материал для ответов на предложенные учителем вопросы:
• Что послужило причиной Гражданской войны? Есть ли спор о периодизации войны
• Кто эти враги и что их разделяет? Какова суть движений?
• Кто виноват в развязывании войны?
• Как формировалась Красная Армия, ее численность и состав?
• На ком, по-вашему, мнению лежит ответственность за насилие и террор?
• Ваше отношение к продразверстке? (Примеры по Ефремовскому уезду Тульской губернии)
• На чьей стороне будет народ? Можно ли было отсидеться и выждать лучших времен?
• Кто же победил в этой войне?
• Какие уроки на сегодняшний день можно вынести из этого периода?
Идея диспута:
• Какие уроки этого периода России необходимо извлечь сегодняшнему поколениюХод урока.
Эпиграф урока
«Гражданская война – неизбежная трагедия России»
А.Деникин
I. Вступительное слово учителя.
Гражданская война – трагический момент в истории любой страны. Через нее прошли: и Россия Смутного времени(17 век), и США, и Франция, и Испания 18,19,20х веков.
Сегодня мы с вами попытаемся осмыслить происходящее в годы гражданской войны в России. Попробуем выяснить, была ли действительно, по словам А. Деникина, «Гражданская война – неизбежной трагедией России», которые будут эпиграфом к нашему разговору, и каковы ее уроки можно извлечь для сегодняшней России.
Мы не будем останавливаться на описаниях военных действий. Попробуем расставить некоторые акценты, позволяющие разобраться в освещение истории гражданской войны. На протяжении всего урока будем обращаться к стихам поэта Максималиана Волошина.
Учитель: В освещении истории России существует спор о периодизации гражданской войны. Когда же, по - вашему мнению, началась она? Что стало причиной войны?
(Выступления учащихся с различными вариантами ответов)
(Если это период классовых столкновений, то и революцию можно назвать Гражданской войной и тогда начало войны в 1917 году, может даже и с февраля, а окончание в 1922). (А если ее рассматривать как противостояние воюющих сторон, движение фронтов, мобилизацию экономики, как способ разрешения противоречий с помощью вооруженных сил, то период 1918-1920 года)
Учитель: Обратимся к стихам Максимилиана Волошина
«Пламя, которым мы горим сейчас – это пламя гражданской войны.
Кто они – эти беспощадно борющиеся враги?
Что разделяет их?»
О ком говорит Волошин? Определите социально-партийный состав «красного» и «белого» движений. Какова суть их движения. Опора на подготовленные учащимися документы.
Учитель: Каким образом формировалась Красная Армия? Работа с документами из хрестоматии для старшеклассников: «Дезертиры», «Расправа с классовыми врагами
Учитель: Так давайте выясним, кто же виноват в развязывании войны – «белые» или «красные».
(Ответы учащихся)
(Советские авторы утверждают, что «белые» развязали войну, хотя и большевики были не прочь ее вести. А если раскрутить цепь событий в истории, то можно увидеть, что корни Гражданской войны лежат в особенностях происшедшей в России революции)
Учитель: Так значит, прав был А.Деникин? (обращаемся к эпиграфу). В чем же вы видите трагедию России и народа?
(Война приняла кровавый характер. Смерть. Террор. Насилие)
Учитель: На ком лежит вина за насилие и террор? Чей террор был более страшный? (Работа с документами о зверствах «белых» и «красных»)
Учитель: На кого больше всего пали невзгоды войны? (О крестьянстве и продразверстке)
(Обсуждение материалов военной цензуры «Реквизиция прошла, очень всех обобрали», «Хлеба нет. Бабушка толчет мох и ест». (Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.)
Использование сведений местного материала.
«В феврале 1918 года, в связи с продразверсткой, станция Ефремов стала ежедневно отправлять до трех вагонов хлеба в сутки. Так называемые излишки, брали силой. В марте при реквизиции хлеба восставшие кулаки зверски убили губпродкомиссара Бундурина и трех продармейцев.
Летом 1918 года В.И Ленин предложил наркому продовольствия А.Цюрюпе организовать показательную заготовку хлеба хотя бы в одном из южных уездов, близких к Москве. Был выбран Ефремовский уезд Тульской губернии и Елецкий - Орловской. Сюда был направлен зам наркомпрода А. Шлихтер и с ним 90 продармейцев. По соглашению с III уездным съездом бедноты экспедиция должна была собрать 1069762 пуда ржи и 1222541 пуд овса, которые были заготовлены за 70 дней». Как вы думаете, какими средст-вами проходила заготовка хлеба?
Учитель: На чьей стороне будет крестьянство? (Примеры из документов об отношении крестьян разных слоев к представителям «белых» и «красных»)
Учитель: Скажите, можно ли было в эти годы занять нейтральную позицию и не примыкать к какому-то лагерю. Отсидеться и выждать лучших времен.
Учитель: Какова роль тех, кто стоял во главе условно названных «зеленых» (батька Махно, атаман Миронов). (Ответы учащихся)
Учитель: Девиз того времени озвучил поэт Волошин
«И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас!
Нет безразличных: Правда, с нами!»
Учитель: Так на чьей же стороне будет та сила, которая все-таки, решит ход истории гражданской войны? (Ответы учащихся)
(Основная сила - крестьянство. Маргинальные народные массы. Именно их сумеет привлечь и повести за собой партия большевиков)
Учитель: Антон Иванович Деникин в своих «Очерках по истории русской Смуты» отмечал: «Мы ждали, пойдет ли за нами народ или по-прежнему останется инертным и пассивным между двумя надвигающимися волнами, между двумя смертельно враждебными станами. В силу целого ряда сложных причин жизнь дала ответ сначала нерешительный, потом отрицательный»
Учитель: На чьей стороне оказалась победа в гражданской войне? Кто вышел победителем? (Ответы учащихся)
Учитель: Обратимся к стихам поэта:
«А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других»
Учитель: Какие мысли находят отклик в вашей душе?
Учитель: В такой войне нет победителей, а есть только «побежденные». Трагедия Гражданской войны как ножом разрезала Россию пополам, и не только. Это братоубийст-венная война. В своих рассказах писатели ярко показали весь ужас этой войны. И через все произведения прослеживается явление времени, по словам русского философа Бердяе-ва, когда: «Идея класса убила в России идею человека». (Просмотр фрагмента фильма по рассказу Шолохова «Родинка»)
II. Итог диспута
- Возможно ли сегодня гражданское противостояние в России. (События в Чечне, московские события октября 1993 года)
- Какие уроки гражданской войны в России необходимо извлечь сегодня?
Вывод: Если история чему-то способна научить потомков, то главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа осчастливить народ.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: gab604
Просмотров: 4309 | Загрузок: 375 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Галина   (12.11.2013 16:03) [Материал]
Спасибо! Буду рада если кому-нибудь пригодится в работе.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог