Четвертый класс художественного отделения, как правило, самый результативный. И важно об этом помнить, чтобы не потратить попусту творческий запал учеников. Учащиеся уже умеют правильно и уверено держать карандаш (чему научиться тоже непросто), грамотно закомпоновать рисунок в нужный формат, понимают основные задачи учебного рисунка.
Здесь вплотную подходим к передаче в рисунках полновесных отношений, материальности предметов – эти задачи являются естественным продолжением достигнутого в предыдущих классах. Здесь совершается переход от условно-конструктивного, слегка подсвеченного тоном рисования, к живой лепке формы предметов, включая их разнообразнейшие тональные аспекты.
На первом занятии в 4 классе делаем легкий натюрморт для разминки. Затем ставим постановку из предметов быта различной материальности, желательно также, чтобы предметы были разные по форме. Натюрморт выполняем на формате А 2. Полезно вначале скомпоновать этот натюрморт на эскизе в углу листа. Поскольку пропорциональные соотношения эскиза и основного задания одинаковы – композицию, найденную в маленьком размере, сохраняют и в большом.
После общей наметки всей группы предметов, приступаем к построению каждого в отдельности. На этом этапе внимательно следим за передачей конструкции и пропорций предметов. Композиционное размещение и построение выполняем твердыми карандашами – 2Н, Н, мягкие карандаши – НВ, В, 2В применяем на завершающей стадии, когда основные тональные отношения найдены. На этом этапе полезно отходить от работы, чтобы проверить, нет ли одинаковых тонов, и где надо сделать окончательные аспекты в тоне. На работу отводим три занятия – 9 часов.
Вторую постановку посвящаем орнаменту, немного сложнее, чем в начальных классах. Задание можно выполнить и на формате А3. Над этим заданием работаем по принципу сквозного построения – ознакомить, или вспомнить перспективу прямоугольной формы в пространстве, чтобы направить внимание учащихся на осознанное применении перспективы, а не срисовывать с натуры.
Начинаем с компоновки основания орнамента на листе (выше, ниже линии горизонта). Времени уходит на задание – 9 часов.
Пока учащиеся не отвыкли от орнамента, предлагаем вторую постановку, с более сложным орнаментом и формат берем А 2 . Задачи ставим те же, что и на первой постановке, но времени отводим больше – 12 часов.
После этого, рисуем натюрморт из 3-4 предметов с драпировками на вертикальной и горизонтальных плоскостях. Требования к постановке – максимальная законченность. Те задачи, которые были поставлены в первом натюрморте, ставим в этом. Постановку можно ввести разнофактурные предметы, можно прямоугольной формы (этюдник, корзину и т.д.).
В оставшееся время второй четверти делаем наброски фигуры человека в различных положениях. Домашнее задание созвучно с классным занятиям, поэтому учащиеся выполняют наброски и самостоятельно. Ученики, которые относятся к домашней работе небрежно, начинают отставать от других. В течение года на наброски отводится достаточно большое количество времени, поэтому занятия проводим и в середине четверти. Девять занятий дают хороший результат в этом направлении. Часто, наработанный материал по наброскам, учащиеся используют в композиции.
Третью четверть посвящаем полностью изучением частей лица. На каждый элемент отводим по 9 часов. Для учащихся – это новое в рисунке, поэтому они с удовольствием переключаются на данную работу. Если учащиеся хорошо справляются с поставленными заданиями, то можем завершить цикл работ более крупными формами (два глаза, нос - губы). Если работа идет более затруднительно, детально разбираем и добиваемся результата в начальных формах. Из всех частей наиболее сложно даются губы, где менее выразительна конструктивная форма, с носом и глазом ребята справляются легче.
Все постановки выполняем по единым требованиям:
- компоновка на листе;
- изучить, проанализировать конструкции форм;
- уделить внимание тональному решению.
Формат используем А 3, можно А 2, выполняя на нем по две работы. От учащихся требуется осознанное понимание конструкции формы и построение, а не срисовывание по силуэту.
В середине четверти проводим занятия по наброскам с натуры. На каждый набросок – 10-15 минут. В этой работе, целью является – линейно-пространственное решение, передача характера и движение модели. Такое же занятие проводим и перед контрольным заданием. В течение года, получается, пять занятий, посвященных наброскам, что дает живость владения карандашом, чего нельзя получить при выполнении длительных академических постановок.
Итоговое задание за учебный год – натюрморт с орнаментом или элементами архитектуры, это учитывается с особенностью класса. На постановку отводится 15 часов. Данная работа предполагает предельную самостоятельность. Формат берем пол-листа, А 2.
Если учащиеся быстро справляются с работой, и остается время, то можно познакомить ребят с черепом. Сделать зарисовки в разных ракурсах (три четверти, фас, профиль), но основной раздел рассчитан на пятый класс.
На протяжении четвертого класса делают хороший рывок в рисунке с осознанным пониманием дела, так как учатся уже четвертый год и возраст позволяет. На рисунок в учебном году отводится 102 часа. На просмотре выставляются уже зрелые работы.
Учебный год заканчиваем летней практикой – пленэром. В отличие от прошлых лет особое место в выполнение работ графическими материалами уделяем архитектурным зарисовкам, городскому пейзажу, рисованию техники и т.д.
Закончив учебный год, учащиеся уверено переходят в пятый класс, где им предстоит не менее легкая работа.
|