Сегодня: 17.07.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Разное


Открытый урок "Молдавские народные орнаменты и русские узоры в ковровой вышивке"

СКАЧАТЬ (256.7 Kb) 24.01.2017, 08:35
Платонова Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования, Центр детского юношеского творчества
Цель: Приобщить  учащихся  к искусству изготовления орнаментов Молдавии и  русских узоров в ковровой вышивке.
Задачи:
Обучающие -  знакомство с основными орнаментами Молдавии и  русскими узорами, обучить ковровой вышивке нетрадиционным способом, повторение правил техники безопасности.
 
Развивающие
-  развитие логического  мышления, умения сравнивать, анализировать; развитие творческого воображения, фантазии.
- развитие мелкой моторики пальцев, развитие глазомера.
 
Воспитательные
- воспитание любознательности и интереса к чтению книг по прикладному творчеству;
-  воспитание этики межнационального общения;
-  воспитание чувств патриотизма;
- воспитание уважения к народным традициям;
- воспитание уважения к мастерам ручного труда;
- воспитание здорового образа жизни.
Тип занятия:  урок – путешествие.
Урок рассчитан на учащихся 1-го года обучения.
 
Методы обучения:
Словесные  – рассказ о мотивах народных  орнаментов и русских узоров в ковровой   вышивке.
Наглядные – образцы готовых изделий, эскизы, рисунки.
Практические –  самостоятельная   работа   над    элементами орнамента.
Игровые – разминка «Гусеница».
Межпредметная связь – с историей и ИЗО.
Материалы и инструменты:
Для педагога: тематическая  литература,  эскизы, рисунки.
Для учащихся: станки, с натянутой тканью, приспособление для выполнения  петлистого стежка (ткацкая игла), пряжа разных цветов.
Вид занятия :  комбинированное.
 
Ход занятия.
План занятия:
  1. Организационный момент. 2 мин.
  2. Вводная беседа. 7-8 мин.
  3. Практическая часть. 20 мин.
  4. Подведение итогов. Просмотр работ. Обсуждение.
1. Организационный момент. 2 мин.
     Добрый день дорогие ребята!
Тема урока: Молдавские народные орнаменты и русские узоры в ковровой вышивке.
Повторение техники безопасности. Раздаточный материал – карточки имитирующие инструменты, необходимые на занятии.
 
2. Вводная беседа. 7 – 8 мин.
Сегодня у нас урок – путешествие. Мы посетим замечательную сказочную страну. Увидим настоящих волшебников, - умельцев которые ткут волшебные «ковры- самолеты», узнаем о волшебных орнаментах ковров. И попробуем сделать свой орнамент на наших станках.
Мы с вами совершим увлекательное путешествие на ковре – самолете в страну Молдавию.
Встаем на ковер.
Звучит музыка взлет самолета, шум ветра.
Педагог:
Какой ветер держитесь, держитесь, чтобы не упасть.
Мы подлетаем.
Звучит молдавская музыка.
Педагог:
Вы знаете чем замечательна эта страна?
(Танцами, песнями, плетением корзин, выращиванием виноградников, изготовлением ковров.)
Я приглашаю вас в музей Молдавских ковров.
Изготовление Молдавских ковров началось давным-давно. В XVIII веке.
Эти ковры отличаются высоким качеством и красотой. Созданием орнаментов, ажурным рисунком, цветовой гаммой.
Вопрос к орнаменту.
Молдавские ковры характерны геометрическим и растительным узорам в виде: ромбов, квадратов, крестообразных фигурок, деревьев, букетов цветов, отдельного цветка, гирлянд из виноградной лозы и гроздьев.
Эти орнаменты очень сходны с русскими узорами.
Со временем мотивы ковровых орнаментов изменяются и развиваются в связи с изменениями жизни народов.
Молдавские мастерицы  своими волшебными руками изготавливают ковры различного назначения:
  1. Рэзбой    - большой ковер для стен или пола с несколько вытянутыми пропорциями с вертикальным узором и четырехсторонней каймой.
  2. Лэнчер – служит для покрытия лавки, поэтому он изготавливается узким и с односторонней каймой.
  3. Пэрэтак- используется для  завешивания стены позади лавки и состоит из горизонтальных узких полос.
  4. Цол- дорожка для пола – делается поперечными полосами разного цвета.
Цветовая гамма этих ковров в XVIII в. Средина ковра была яркой (красный, розовый, зеленый).
Дети подходят к заранее подготовленному макету комнаты и по памяти из вырезанных элементов узоров, склеивают ковры различного назначения.
Но со временем к концу XIXв. цвета поменялись в ковровой композиции, преобладающим стал черный, а все остальные цвета дополняющим в орнаменте.
Кайма этих ковров выполняется в теплых тонах: красном, желтом, розовом.
Молдавские мастерицы много рассказали о волшебных орнаментах ковров.
Труд мастериц трудоемкий, требующий большого внимания, терпения, усидчивости. В процессе работы устают руки, плечи, позвоночник.
Поэтому с детства мы должны заботиться о своем здоровье, давайте встанем и разомнем свои мышцы.
Разминка «Кокон»
1 этап. Дети изображают гусеницу. Выпрямить над головой руки и соединить ладошки. Легким плавным движением изображаем движение гусеницы, как гусеница ползет по ветке.
2 этап «Кокон».
Гусеница закрепилась на ветке и начинает плести кокон легкими движениями рук перед собой. Кокон готов.
Замираем и начинаем превращаться  в бабочку.
3 этап. «Бабочка»
Один, два, три медленно выбираемся из кокона, выпрямляем крылышки, разводим руки в сторону.
А теперь мы вернемся в нашу страну. В какую страну? (Россию)
Встанем на волшебный ковер – самолет.
Звучит музыка – взлет самолета, шум ветра.
Звучит музыка – русская народная.
 
3. Основная часть (практическая)
Вот мы и прилетели.
Мы сегодня посетили замечательную страну. Какую? (Молдавию) узнали новые орнаменты.
В нашей стране мы  узнаем о русских узорах. Садимся за станки. Заправляем иголочки ниточками. Ниточка должна идти за иголочкой.
Русское народное ковроткачество, как и Молдавское началось очень давно, даже раньше чем Молдавское с конца XVI начало XVII века. Но нетрадиционным способом изготовления петлистого стежка специальной ковровой иглой началось не так уж и давно с конца XIX  начало XX века.
И как любимое увлечение продолжается по сей день.
Русские ковры, так же как и многие другие, имеют геометрический рисунок и цветочный. Цветочные узоры сопровождаются садовыми и полевыми цветами на черном или цветном фоне.
В те времена мастерицы с большой любовью ткали ковры к их изготовлению подходили творчески, каждая мастерица сама придумывала свой рисунок непохожий на другой.
Давайте посмотрим на окно и представим:
Если напишем в воздухе рукой слово «Ковроткачество», то получится слово одно, но каждая из вас написала его по-своему у каждой свой особый почерк.
Вот так и технология изготовления ковров у всех была примерно одинаковая, а рисунок свой особый.
Подведение итогов.
Как вы думаете, что общего в русских орнаментах и Молдавских узорах?
Какую страну мы с вами посетили? (Молдавию)
Какие разновидности ковров мы с вами там видели? (Рэзбой – настенный ковер, Лэнчер – для покрытия лавки, Пэрэтар – для завешивания стен позади лавки. Цол – дорожка для пола).
У каждого народа были свои излюбленные элементы узоров и даже цветовых оттенков, что позволяло определить из какой страны это изделие.
Занятие наше закончено, с другими странами мы познакомимся на следующем занятии.

 


Категория: Разное | Добавил: pss227119 | Теги: дополнительное образование, конспект урока, ковроплетение
Просмотров: 1108 | Загрузок: 33 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.07.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал