Сегодня: 18.10.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Разное


Перегородчатая эмаль. Использование имитации перегородчатой эмали на уроках декоративно-прикладного искусства в ДШИ.

СКАЧАТЬ (19.2 Kb) 29.03.2018, 16:17
Колчева Нинель Николаевна
преподаватель, МБУДО «Новодеревеньковская детская школа искусств» Новодеревеньковского района Орловской области

По всей России широко раскинулась сеть детских школ искусств. Особую часть её составляют школы искусств расположенные в небольших посёлках и сельских поселениях.

Помимо образовательной, им зачастую отводится и культурно-просветительская роль. Для сельских детей школа искусств порой является единственной возможностью сделать первые шаги в будущую профессию, приобщится к искусству, развить свои творческие способности.

В работе учебных заведений в области культуры и искусства возникает ряд проблем, связанных с отдалённостью от областного центра и недостаточным финансированием. Из-за этого в сельских  школах искусств наблюдается нехватка  необходимого оборудования, материалов и инструментов. Но в тоже время образовательный процесс должен вестись в соответствии с общегосударственными требованиями.

При разработке учебных программ, педагогу, работающему в небольшой сельской школе искусств, приходится решать серьёзные задачи. Опираясь на скудную материальную базу ДШИ, необходимо сделать обучение интересным, насыщенным, профессионально выверенным.

Особенно это актуально при составлении предпрофессиональных программ по декоративно-прикладному искусству. Отсутствие в ДШИ определённого оборудования   делает невозможным изучение некоторых народных промыслов и ремёсел.

Положительным моментом является то, что в своём творчестве наши предки использовали простые, доступные материалы. В условиях сельской местности несложно заготовить то, чем одарила нас природа. Благодаря этому в учебной программе Новодеревеньковской детской школы искусств по ДПИ появились темы: «Художественная обработка бересты», «Соломка» и т.д. Наши учащиеся получили возможность на практике познакомиться с традиционными народными промыслами.

Исходя из принципа доступности, одним из разделов программы стало изучение эмальерного искусства. Отсутствие муфельной печи, специальных материалов и дополнительного оборудования в данном случае не стало помехой.

В теоретической части учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития эмальерного искусства, видами эмалей, способами их изготовления. Обращаем внимание детей, что в оригинальном виде работа с эмалью  требует очень высокой температуры. Добиться необходимых условий можно посредством муфельной печи. При этом необходимы и сами эмали. В нашей школе всего этого нет.  Поэтому при изготовлении изделий в технике перегородчатой эмали мы будем использовать имитацию. Горячие эмали можно заменить эпоксидной смолой с небольшим добавлением художественной масляной краски.  Этот состав широко использовали ещё в 90-х годах на занятиях декоративно-прикладного искусства в Орловском педагогическом институте. Под руководством преподавателя художественно-графического факультета профессора А.С. Хворостова студенты разрабатывали и декорировали имитацией эмали на основе эпоксидной смолы как металлические так деревянные изделия.

Относительная несложность технологии и доступность материалов дали возможность работать в технике перегородчатой эмали в условиях Новодеревеньковской ДШИ.

Для выполнения несложной учебной работы нам потребуется фанерная дощечка размером 15х15 сантиметров, чёрная тушь, медная проволока, ножницы, пинцет, медицинский клей БФ6, эпоксидная смола в комплекте с отвердителем, художественные масляные краски, деревянная щепочка.

Доску предварительно покрываем двумя слоями туши. Каждый слой должен хорошо просохнуть. Далее приступаем к работе над эскизом. Необходимо обратить внимание учащихся на особенности  изделий с перегородчатой эмалью. Ячейки, куда закладывается красочный слой, образуют замкнутые пространства. Это необходимо учитывать при выполнении линейного рисунка.

В основу будущих изделий зачастую ложатся пленэрные работы учащихся. Зарисовки трав, цветов и ветвей деревьев могут натолкнуть ребёнка на интересное композиционное решение. Источником вдохновения становятся книжные иллюстрации, работы учеников прошлых лет, ювелирные украшения. Активно дети используют Интернет-ресурсы. Но преподаватель должен пресекать попытки учеников слепо копировать чужие идеи. Эскиз должен  быть отражением индивидуальности ребёнка.

Работа над цветовым решением эскиза требует от учащихся определённых знаний и навыков. Знание основ цветоведения является  основой. Но детские смелость и непосредственность, особое видение мира, позволяют учащимся добиться интересных и неординарных колористических решений.

Самые удачные эскизы можно использовать для дальнейшей работы.

Подготовительный рисунок переносим на уже подготовленную дощечку. Для вклеивания декора мы используем медную проволоку диаметром0.6- 0.8 мм., которую получаем при разборке использованных старых трансформаторов.

Для удобства работы проволоку желательно скрутить. Это можно сделать с помощью электрической дрели. Мы же используем несложное приспособление из двух карандашей и капроновой крышки с отверстием посередине. Данный способ позволяет избежать травм при работе с электрическими приборами.

В начале работы с колющими и режущими инструментами необходимо провести инструктаж по технике безопасности. Далее нам потребуются ножницы, пинцет и много, много терпения. Каждую деталь декора наклеиваем отдельно. В соответствии с рисунком, проволоку выгибаем  и отрезаем на необходимую длину. Полученный фрагмент приклеиваем к основе с помощью пинцета. На данном этапе необходимо обратить внимание учеников на аккуратность и точность выполнения работы. Допущенные грубые ошибки впоследствии приведут к вытеканию окрашенного наполнителя. А небрежно выполненная работа принесёт только разочарование.

После завершения этапа наклейки декора, приступаем к следующему. Хрупкий узор необходимо закрепить. Смешиваем эпоксидную смолу с отвердителем согласно инструкции. Полученным прозрачным составом аккуратно промазываем места склейки и оставляем изделие для просушки. Эта довольно простая операция позволяет добиться двух целей. Закрепляет узор на плоскости и помогает избежать  в дальнейшем протечек окрашенной эпоксидной смолы.

Наполнение изделия цветной имитацией эмали процесс увлекательный и кропотливый. Вначале готовим к работе эпоксидную смолу.   Прозрачный состав  удобно раскладывать  в выемки пластмассовой палитры  (продаётся в магазинах канцелярских товаров и активно используется детьми). В каждую ячейку добавляем немного масляной художественной краски (примерно со спичечную головку). Необходимо помнить, что переизбыток пигмента приведёт к образованию хлопьев.

Подготовив состав необходимых цветов, приступаем к работе. Палочкой, заточенной в виде лопаточки, заполняем детали декора. Аккуратность и чувство меры позволят добиться хорошего результата. Сохнет изделие несколько часов. Обычно, оставляем его на ночь. На следующем занятии приступаем к окончательной отделке и  устранению небольших огрехов.

По мере совершенствования мастерства учащихся усложняются и задания.  Учащиеся, используя навыки в работе с перегородчатой эмалью,  декорируют шкатулки, выполняют небольшие панно. Особо увлечённые делают для себя и своих близких оригинальные украшения.

Декоративно-прикладное искусство в ДШИ является одним из любимых детьми уроков. Возможность разработать и своими  руками выполнить изделие, позволяет детям поверить в свои силы, раскрыть творческий потенциал. Увлечённость детей зачастую передаётся  их родителям. Взрослые перенимают у своих детей знания, полученные на уроках в школе искусств.  Благодаря этому ДШИ стала одним из культурных центров посёлка.

Категория: Разное | Добавил: ninelkolcheva
Просмотров: 318 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.10.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал