В современное время перспективы развития образовательной системы в нашей стране рассматриваются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально региональным ценностям культуры.
Сегодня всё больше появляется интерес к наследию своих предков, русский народ, можно сказать, «пробуждается от комы». В современную эпоху глобализации, когда уже многие люди считают угрозой для сохранения верований и национальных ценностей, обычаев своей культуры и традиций, выдвигается идея сохранения культурного многообразия. Возрождается интерес к «славянской моде», на национальных праздниках, можно увидеть народ одетых в рубахи, порты, в сапогах ручной работы и с «Коловратом» на шее. Устраиваются праздники и гулянья «Ярило», «Ивана Купала» и д.р. Поэтому сегодня наследие этнической культуры является одним из средств противостояния глобализации культуры.
Эффективность этнокультурных традиций в воспитании подрастающего поколения подтверждается в многовековом педагогическом опыте наших предков. Сегодня как никогда молодое поколение остро нуждается в социальных ориентирах, опирающихся на национальные ценности в русле общечеловеческой направленности. Построенный воспитательный процесс на традициях этнической культуры способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, этнической идентичности, гражданско-патриотической позиции, носит гуманистический характер. Традиции этнической культуры пробуждают у обучающихся генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.
Формирование ценностного отношения к этнокультуре и ориентация современной педагогики на народную культуру – вот что становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. За последние десятилетия мы утратили большую часть нравственных ценностей, народных традиций и поэтому главной задачей для современной школы становится их возрождение и развитие. Огромное значение, в воспитании обучающегося, как личности, играют народные традиции, и очень значимо приобщение к ним в школьные годы. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия.
Формирование ценностного отношения к этнокультурному наследию и опору на народную педагогику в современное время занимаются учёные-педагоги Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Л. Шпикалова. Они разработали Концепцию этнокультурного образования в Российской Федерации, опирающую на «Национальную доктрину образования», на Закон Российской Федерации «Об образовании».
В этом документе раскрывается роль этнокультурного образования в современном российском обществе, планирует перспективы развития образования и условий развития. Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, средствами взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся толерантности, этнической идентичности, культуры межнационального общения. Такое образование позволяет формировать у обучающихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа.
Необходимым этапом исследования является анализ понятия «этнокультурное наследие».
В современном обществе этнокультурное наследие рассматривается как ценность для современного человека, позволяющая сохранить, интерпретировать и демонстрировать разнообразные памятники материальной, и явления духовной культуры народов. Одна из важных функций этнокультурного наследия является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, что создает оптимальные условия для культурной идентификации.
М.Е. Кулешова рассуждает что: «Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» [3]. По мысли Т.Н. Мироновой, «… наследие – это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения» [4]. Е.Н. Селезнева отмечает, что «наследие становится реальным социокультурным фактом лишь при условии его передачи, освоения и использования» [5]. Анализируя, приходим к выводу, что культурное наследие есть совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох материальных и духовных ценностей, подлежащих сохранению, изучению и передаче следующим поколениям.
Чтобы разобраться в этой теме, нужно понять, что же такое «ценность». Отечественный философ-культуролог П.С. Гуревич говорит о том, что, «ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность – это не только осознанное, но и жизненно, экзистенционально прочувственное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания…» [6]. Также можно добавить высказывания П.В. Алексеева, который пишет: «Ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы» [7].
Анализируя труды учёных работающих в этой области, таких как А.С. Кармин, Ю.Н. Солонин, М.С. Каган, и многих других можно придти к выводу, что ценностный статус этнокультурного наследия, должен определяться соответствием положения этого наследия в ценностной иерархии общества, а также и в системе его ценностей. А для того чтобы этнокультурное наследие являлось ценностью, необходимо его признание как особого положительного значения.
Народное искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры в силу закона традиции народа. Как пишет М.А. Некрасова «Соприкасаясь с корнями своего народа, человек приходит к самопознанию, осознанию себя частью общего этнического сообщества» [8]. Сегодня становится актуальным обращение к древним образцам народного искусства: фольклору, эпосу, народной мифологии и т.д., так как в них сохранился признак этничности.
Разные народы мира имеют неповторимые особенности культуры и поэтому сохранение культурной среды - задача такая же существенная, как и сохранение окружающей природы. Эту проблему рассматривал Д.С. Лихачев, он писал «…экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для человека не менее важна среда, созданная культурой ее предков и им самим» [9].
Для комфортного формирования ценностного отношения учащихся к этнокультурному наследию, нужно организовать учебную деятельность в доступных для них формах: народных праздников, обрядах, старинного быта, фольклора, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и т.п.), это позволит создать яркие образы, стать ближе к своему народу, искусству предков, стремление понять их, воспитать вкус и интерес к жизни.
Необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективные подходы современной педагогической теории и практики по внедрению этнокультурных ценностей.
Воспитательный процесс во многом зависит от педагогов, как они относятся к этнокультурному наследию. Большинство учёных педагогов предлагают внести в систему высшего образования предмет для изучения этнокультуры родного края. Что поможет «реконструировать предметно-пространственную среду народной культуры Курского края и подготовить студентов к проектированию этнохудожественной образовательной среды в школе, в системе дошкольного и дополнительного образования» [10].
В воспитании этнической культуры необходимо использовать различные формы работы: уроки, мастер-классы, классные часы, факультативы, кружковые занятия, конкурсы, игры, праздники, ярмарки, экскурсии в музеи и на выставки, экспедиции и походы. Каждый отдельный урок, каждое отдельное внеклассное мероприятие должны органически входить в систему воспитательной работы и отражать культурную жизнь обучающегося и самого класса.
Обучение в общеобразовательной школе может только затронуть маленькую часть из всего многообразия этнокультурного наследия, а вот обучение в учреждениях дополнительного образования, где может сам педагог корректировать план обучения, позволяет углубиться в историю и приобщиться к этнокультурному наследию.
Организация среды жизнедеятельности занимает особое место в формировании ценностного отношения к этнокультурному воспитанию. Во-первых, в образовательном учреждении дополнительного образования создается соответствующая психологическая и нравственная атмосфера усилиями преподавателей и обучающихся. Где всё имеет значение – от оформления интерьера до любой неформальной деятельности тем или иным образом связанной с этнической культурой. Во-вторых, это среда семьи с определенными условиями труда, быта, традициями и пониманием важности задач этнокультурного воспитания. Потенциал этнокультуры семьи активно используется и непосредственно в учебно-воспитательном процессе. В-третьих, это внешкольная среда с её многочисленными взаимосвязями и отношениями, которая зависит от нравственного воспитания самого ребёнка. Здесь одинаково важно как нейтрализация негативных компонентов, так и актуализация и обогащение этнопедагогических средств.
Народное декоративно-прикладное искусство является общедоступным, универсальным, нравственным и эмоциональным, позволяет интегративно использовать его педагогические возможности в процессе образования и приобщения к этнокультурному наследию в учреждениях дополнительного образования. Важную роль данный вид учреждений играет в образовании подрастающего поколения. А в науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный вид образования». Большой ряд преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями имеют учреждения дополнительного образования, это – личная заинтересованность детей, практическая направленность занятий, разноуровневость, разновидность и вариативность обучения. Их уникальность заключается в общности интересов детей и взрослых, в единстве культурной и образовательной деятельности.
|