Сегодня: 20.08.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Разное


Статья "Формирование ценностного отношения к этнокультурному наследию у обучающихся в учреждениях дополнительного образования"

СКАЧАТЬ (26.1Kb) 01.04.2017, 20:03
Ярощук Александра Юрьевна
преподаватель изобразительного искусства, МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково Курского района Курской области

В современное время перспективы развития образовательной системы в нашей стране рассматриваются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально региональным ценностям культуры.

Сегодня всё больше появляется интерес к наследию своих предков, русский народ, можно сказать, «пробуждается от комы». В современную эпоху глобализации, когда уже многие люди считают угрозой для сохранения верований и национальных ценностей, обычаев своей культуры и традиций, выдвигается идея сохранения культурного многообразия. Возрождается интерес к «славянской моде», на национальных праздниках, можно увидеть народ одетых в рубахи, порты, в сапогах ручной работы и с «Коловратом» на шее. Устраиваются праздники и гулянья «Ярило», «Ивана Купала» и д.р. Поэтому сегодня наследие этнической культуры является одним из средств противостояния глобализации культуры.

Эффективность этнокультурных традиций в воспитании подрастающего поколения подтверждается в многовековом педагогическом опыте наших предков. Сегодня как никогда молодое поколение остро нуждается в социальных ориентирах, опирающихся на национальные ценности в русле общечеловеческой направленности. Построенный воспитательный процесс на традициях этнической культуры способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, этнической идентичности, гражданско-патриотической позиции, носит гуманистический характер. Традиции этнической культуры пробуждают у обучающихся генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.

Формирование ценностного отношения к этнокультуре и ориентация современной педагогики на народную культуру – вот что становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. За последние десятилетия мы утратили большую часть нравственных ценностей, народных традиций и поэтому главной задачей для современной школы становится их возрождение и развитие. Огромное значение, в воспитании обучающегося, как личности, играют народные традиции, и очень значимо приобщение к ним в школьные годы. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия.

Формирование ценностного отношения к этнокультурному наследию и опору на народную педагогику в современное время занимаются учёные-педагоги Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Л. Шпикалова. Они разработали Концепцию этнокультурного образования в Российской Федерации, опирающую на «Национальную доктрину образования», на Закон Российской Федерации «Об образовании».

В этом документе раскрывается роль этнокультурного образования в современном российском обществе, планирует перспективы развития образования и условий развития. Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, средствами взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся толерантности, этнической идентичности, культуры межнационального общения. Такое образование позволяет формировать у обучающихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа.

Необходимым этапом исследования является анализ понятия «этнокультурное наследие».

В современном обществе этнокультурное наследие рассматривается как ценность для современного человека, позволяющая сохранить, интерпретировать и демонстрировать разнообразные памятники материальной, и явления духовной культуры народов. Одна из важных функций этнокультурного наследия является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, что создает оптимальные условия для культурной идентификации.

М.Е. Кулешова рассуждает что: «Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» [3]. По мысли Т.Н. Мироновой, «… наследие – это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения» [4]. Е.Н. Селезнева отмечает, что «наследие становится реальным социокультурным фактом лишь при условии его передачи, освоения и использования» [5]. Анализируя, приходим к выводу, что культурное наследие есть совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох материальных и духовных ценностей, подлежащих сохранению, изучению и передаче следующим поколениям.

Чтобы разобраться в этой теме, нужно понять, что же такое «ценность». Отечественный философ-культуролог П.С. Гуревич говорит о том, что, «ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность – это не только осознанное, но и жизненно, экзистенционально прочувственное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания…» [6]. Также можно добавить высказывания П.В. Алексеева, который пишет: «Ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы» [7]. 

Анализируя труды учёных работающих в этой области, таких как А.С. Кармин, Ю.Н. Солонин, М.С. Каган, и многих других можно придти к выводу, что ценностный статус этнокультурного наследия, должен определяться соответствием положения этого наследия в ценностной иерархии общества, а также и в системе его ценностей. А для того чтобы этнокультурное наследие являлось ценностью, необходимо его признание как особого положительного значения.

Народное искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры в силу закона традиции народа. Как пишет М.А. Некрасова «Соприкасаясь с корнями своего народа, человек приходит к самопознанию, осознанию себя частью общего этнического сообщества» [8]. Сегодня становится актуальным обращение к древним образцам народного искусства: фольклору, эпосу, народной мифологии и т.д., так как в них сохранился признак этничности.

Разные народы мира имеют неповторимые особенности культуры и поэтому сохранение культурной среды - задача такая же существенная, как и сохранение окружающей природы. Эту проблему рассматривал Д.С. Лихачев, он писал «…экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для человека не менее важна среда, созданная культурой ее предков и им самим» [9].

Для комфортного формирования ценностного отношения учащихся к этнокультурному наследию, нужно организовать учебную деятельность в доступных для них формах: народных праздников, обрядах, старинного быта, фольклора, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и т.п.), это позволит создать яркие образы, стать ближе к своему народу, искусству предков, стремление понять их, воспитать вкус и интерес к жизни.

Необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективные подходы современной педагогической теории и практики по внедрению этнокультурных ценностей.

Воспитательный процесс во многом зависит от педагогов, как они относятся к этнокультурному наследию. Большинство учёных педагогов предлагают внести в систему высшего образования предмет для изучения этнокультуры родного края. Что поможет «реконструировать предметно-пространственную среду народной культуры Курского края  и подготовить студентов к проектированию этнохудожественной образовательной среды в школе, в системе  дошкольного  и дополнительного образования» [10].

В воспитании этнической культуры необходимо использовать различные формы работы: уроки, мастер-классы, классные часы, факультативы, кружковые занятия, конкурсы, игры, праздники, ярмарки, экскурсии в музеи и на выставки, экспедиции и походы. Каждый отдельный урок, каждое отдельное внеклассное мероприятие должны органически входить в систему воспитательной работы и отражать культурную жизнь обучающегося и самого класса.

Обучение в общеобразовательной школе может только затронуть маленькую часть из всего многообразия этнокультурного наследия, а вот обучение в учреждениях дополнительного образования, где может сам педагог корректировать план обучения, позволяет углубиться в историю и приобщиться к этнокультурному наследию.

Организация среды жизнедеятельности занимает особое место в формировании ценностного отношения к этнокультурному воспитанию. Во-первых, в образовательном учреждении дополнительного образования создается  соответствующая психологическая и нравственная атмосфера усилиями преподавателей и обучающихся. Где всё имеет значение – от оформления интерьера до любой неформальной деятельности тем или иным образом связанной с этнической культурой. Во-вторых, это среда семьи с определенными условиями труда, быта, традициями и пониманием важности задач этнокультурного воспитания. Потенциал этнокультуры семьи активно используется и непосредственно в учебно-воспитательном процессе. В-третьих, это внешкольная среда с её многочисленными взаимосвязями и отношениями, которая зависит от нравственного воспитания самого ребёнка. Здесь одинаково важно как нейтрализация негативных компонентов, так и актуализация и обогащение этнопедагогических средств.

Народное декоративно-прикладное искусство является общедоступным, универсальным, нравственным и эмоциональным, позволяет интегративно использовать его педагогические возможности в процессе образования и приобщения к этнокультурному наследию в учреждениях дополнительного образования. Важную роль данный вид учреждений играет в образовании подрастающего поколения. А в науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный вид образования». Большой ряд преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями имеют учреждения дополнительного образования, это – личная заинтересованность детей, практическая направленность занятий, разноуровневость, разновидность и вариативность обучения. Их уникальность заключается в общности интересов детей и взрослых, в единстве культурной и образовательной деятельности.

Категория: Разное | Добавил: Happiness912
Просмотров: 297 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Конкурсы для детей

Я - Учитель!


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Методическая разработка занятия «Внедрение в музыкальное образование упражнений, направленных на развитие чувства ритма и мелкой моторики»


Презентация-игра "Великий, могучий русский язык" для 6-7 классов


Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Мы едем, едем, едем в далекие края»


Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"


Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи "Образование имён существительных с суффиксами ИК, ИЩ"



© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал