Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Разное


Статья "Формирование ценностного отношения к этнокультурному наследию у обучающихся в учреждениях дополнительного образования"

СКАЧАТЬ (26.1 Kb) 01.04.2017, 20:03
Ярощук Александра Юрьевна
преподаватель изобразительного искусства, МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково Курского района Курской области

В современное время перспективы развития образовательной системы в нашей стране рассматриваются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально региональным ценностям культуры.

Сегодня всё больше появляется интерес к наследию своих предков, русский народ, можно сказать, «пробуждается от комы». В современную эпоху глобализации, когда уже многие люди считают угрозой для сохранения верований и национальных ценностей, обычаев своей культуры и традиций, выдвигается идея сохранения культурного многообразия. Возрождается интерес к «славянской моде», на национальных праздниках, можно увидеть народ одетых в рубахи, порты, в сапогах ручной работы и с «Коловратом» на шее. Устраиваются праздники и гулянья «Ярило», «Ивана Купала» и д.р. Поэтому сегодня наследие этнической культуры является одним из средств противостояния глобализации культуры.

Эффективность этнокультурных традиций в воспитании подрастающего поколения подтверждается в многовековом педагогическом опыте наших предков. Сегодня как никогда молодое поколение остро нуждается в социальных ориентирах, опирающихся на национальные ценности в русле общечеловеческой направленности. Построенный воспитательный процесс на традициях этнической культуры способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, этнической идентичности, гражданско-патриотической позиции, носит гуманистический характер. Традиции этнической культуры пробуждают у обучающихся генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.

Формирование ценностного отношения к этнокультуре и ориентация современной педагогики на народную культуру – вот что становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. За последние десятилетия мы утратили большую часть нравственных ценностей, народных традиций и поэтому главной задачей для современной школы становится их возрождение и развитие. Огромное значение, в воспитании обучающегося, как личности, играют народные традиции, и очень значимо приобщение к ним в школьные годы. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия.

Формирование ценностного отношения к этнокультурному наследию и опору на народную педагогику в современное время занимаются учёные-педагоги Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Л. Шпикалова. Они разработали Концепцию этнокультурного образования в Российской Федерации, опирающую на «Национальную доктрину образования», на Закон Российской Федерации «Об образовании».

В этом документе раскрывается роль этнокультурного образования в современном российском обществе, планирует перспективы развития образования и условий развития. Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, средствами взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся толерантности, этнической идентичности, культуры межнационального общения. Такое образование позволяет формировать у обучающихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа.

Необходимым этапом исследования является анализ понятия «этнокультурное наследие».

В современном обществе этнокультурное наследие рассматривается как ценность для современного человека, позволяющая сохранить, интерпретировать и демонстрировать разнообразные памятники материальной, и явления духовной культуры народов. Одна из важных функций этнокультурного наследия является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, что создает оптимальные условия для культурной идентификации.

М.Е. Кулешова рассуждает что: «Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» [3]. По мысли Т.Н. Мироновой, «… наследие – это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения» [4]. Е.Н. Селезнева отмечает, что «наследие становится реальным социокультурным фактом лишь при условии его передачи, освоения и использования» [5]. Анализируя, приходим к выводу, что культурное наследие есть совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох материальных и духовных ценностей, подлежащих сохранению, изучению и передаче следующим поколениям.

Чтобы разобраться в этой теме, нужно понять, что же такое «ценность». Отечественный философ-культуролог П.С. Гуревич говорит о том, что, «ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность – это не только осознанное, но и жизненно, экзистенционально прочувственное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания…» [6]. Также можно добавить высказывания П.В. Алексеева, который пишет: «Ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы» [7]. 

Анализируя труды учёных работающих в этой области, таких как А.С. Кармин, Ю.Н. Солонин, М.С. Каган, и многих других можно придти к выводу, что ценностный статус этнокультурного наследия, должен определяться соответствием положения этого наследия в ценностной иерархии общества, а также и в системе его ценностей. А для того чтобы этнокультурное наследие являлось ценностью, необходимо его признание как особого положительного значения.

Народное искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры в силу закона традиции народа. Как пишет М.А. Некрасова «Соприкасаясь с корнями своего народа, человек приходит к самопознанию, осознанию себя частью общего этнического сообщества» [8]. Сегодня становится актуальным обращение к древним образцам народного искусства: фольклору, эпосу, народной мифологии и т.д., так как в них сохранился признак этничности.

Разные народы мира имеют неповторимые особенности культуры и поэтому сохранение культурной среды - задача такая же существенная, как и сохранение окружающей природы. Эту проблему рассматривал Д.С. Лихачев, он писал «…экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для человека не менее важна среда, созданная культурой ее предков и им самим» [9].

Для комфортного формирования ценностного отношения учащихся к этнокультурному наследию, нужно организовать учебную деятельность в доступных для них формах: народных праздников, обрядах, старинного быта, фольклора, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и т.п.), это позволит создать яркие образы, стать ближе к своему народу, искусству предков, стремление понять их, воспитать вкус и интерес к жизни.

Необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективные подходы современной педагогической теории и практики по внедрению этнокультурных ценностей.

Воспитательный процесс во многом зависит от педагогов, как они относятся к этнокультурному наследию. Большинство учёных педагогов предлагают внести в систему высшего образования предмет для изучения этнокультуры родного края. Что поможет «реконструировать предметно-пространственную среду народной культуры Курского края  и подготовить студентов к проектированию этнохудожественной образовательной среды в школе, в системе  дошкольного  и дополнительного образования» [10].

В воспитании этнической культуры необходимо использовать различные формы работы: уроки, мастер-классы, классные часы, факультативы, кружковые занятия, конкурсы, игры, праздники, ярмарки, экскурсии в музеи и на выставки, экспедиции и походы. Каждый отдельный урок, каждое отдельное внеклассное мероприятие должны органически входить в систему воспитательной работы и отражать культурную жизнь обучающегося и самого класса.

Обучение в общеобразовательной школе может только затронуть маленькую часть из всего многообразия этнокультурного наследия, а вот обучение в учреждениях дополнительного образования, где может сам педагог корректировать план обучения, позволяет углубиться в историю и приобщиться к этнокультурному наследию.

Организация среды жизнедеятельности занимает особое место в формировании ценностного отношения к этнокультурному воспитанию. Во-первых, в образовательном учреждении дополнительного образования создается  соответствующая психологическая и нравственная атмосфера усилиями преподавателей и обучающихся. Где всё имеет значение – от оформления интерьера до любой неформальной деятельности тем или иным образом связанной с этнической культурой. Во-вторых, это среда семьи с определенными условиями труда, быта, традициями и пониманием важности задач этнокультурного воспитания. Потенциал этнокультуры семьи активно используется и непосредственно в учебно-воспитательном процессе. В-третьих, это внешкольная среда с её многочисленными взаимосвязями и отношениями, которая зависит от нравственного воспитания самого ребёнка. Здесь одинаково важно как нейтрализация негативных компонентов, так и актуализация и обогащение этнопедагогических средств.

Народное декоративно-прикладное искусство является общедоступным, универсальным, нравственным и эмоциональным, позволяет интегративно использовать его педагогические возможности в процессе образования и приобщения к этнокультурному наследию в учреждениях дополнительного образования. Важную роль данный вид учреждений играет в образовании подрастающего поколения. А в науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный вид образования». Большой ряд преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями имеют учреждения дополнительного образования, это – личная заинтересованность детей, практическая направленность занятий, разноуровневость, разновидность и вариативность обучения. Их уникальность заключается в общности интересов детей и взрослых, в единстве культурной и образовательной деятельности.



Категория: Разное | Добавил: Happiness912
Просмотров: 1699 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог