Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Уроки, конспекты


Методическая разработка "Творческое переосмысление заданной темы натюрморта" 11-14 лет

20.03.2014, 12:14
Бирюкова Нина Георгиевна
преподаватель рисунка, живописи, композиции станковой, МБОУ ДОД Детская художественная школа Хабаровска


Натюрмортом называют композицию из неодушевленных предметов. Англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – «тихая жизнь», подчеркивая тем самым, что, изображая натюрморт, мы имеем дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни. Художник выступает выразителем поэзии обычных бытовых вещей, включая природные формы. Он раскрывает их глубинный внутренний смысл, преображая окружающую действительность собственным восприятием.
В искусстве изображения натюрморта, как и в любом творческом процессе есть две стороны, две области, которые развивает школа: область техники или ремесла и творческая область. Учебный натюрморт предполагает точное выполнение в зависимости от поставленной задачи: построение объемно-пространственной формы, перспективы, светотень и т.д. Выполняя эту работу, ребята приобретают технический багаж, который является основой для свободной творческой деятельности.
Но эти необходимые технические навыки не должны в представлении ученика приобретать такие размеры, чтобы он видел именно в них суть искусства. Школа должна в равной степени дать учащимся и творческий импульс, и развитие технических знаний и навыков. Поскольку в изобразительном искусстве эти стороны неразрывно связаны, то и в учебном процессе они неизбежно сливаются.
Научить человека грамотно рисовать, наблюдать, объединять свои наблюдения в замыслах, дать представление о цвете и его законах, о композиции, организовать все стадии работы – все это еще не означает творчески развить и воспитать.
Творчество – это целенаправленная деятельность человека. Поэтому первой задачей в развитии творческих способностей ребенка должно стать воспитание творческого внимания. Это означает увлеченное эмоциональное отношение к изображаемому объекту. И эта задача должна решаться индивидуально. (иллюстр. 13, 14, 15, 16, 29, 30, 31, 32, 37, 38, 39, 40)
Известно, что любовь детей к яркому, открытому, декоративному цвету проявляется с ранних лет. Передавая цветом свое отношение к изображаемым предметам, ребенок не стремится к передаче реальной окраски предмета. Цвет имеет огромное значение в творчестве ребенка, и поэтому нельзя навязывать ему свое видение цветовой окраски предметов. (иллюстр. 21, 22, 23, 24)
Натюрморты я ставлю так, чтобы они понравились детям, заинтересовали их, чтобы предметы были выразительными, запоминающимися, имели любопытные детали. Выполняя натюрморт, ученик может мысленно переставить предметы, подвигать их, выбрать свой центр композиции, может менять фон в зависимости от своего желания и эмоционального настроя (иллюстр. 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20). Можно увеличивать или уменьшать натуральную величину предметов и даже мысленно удалить некоторые из постановки. А можно и немного пофантазировать, добавив, например, в букет еще цветов или немного изменить форму сосуда, предмета. Такое отношение к натуре дает ребенку ощущение творчества и развивает его как художника. Работая над натюрмортом, ребенок должен чувствовать и представлять, что он создает картину. (иллюстр. 9, 10, 11, 12)
Неотъемлемым свойством, качеством картины является композиция. Композиция – это главное, самое важное звено и в работе над натюрмортом. Ученику нужно показать, что выразительность изображения зависит от способов изображения предметов в картинной плоскости – плоскости прямоугольного листа бумаги. Начиная работу над натюрмортом, я всегда предлагаю самостоятельно составить несколько вариантов композиции, чтобы выбрать наиболее удачную и решить, в какой технике выполнить данную работу (если это не учебный натюрморт) (иллюстр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 49, 50, 51, 52.) Желательно как можно раньше знакомить учащихся с различными техниками графики и живописи (иллюстр. 33, 34, 35, 36.) А так как натюрморт – это не только само изображение предметов, но и материал, и плоскость изображения, то нужно научить детей рассматривать художественный материал не как внешнее по отношению к работе, а как средство выразить внутреннее содержание объектов. Чем шире и разнообразнее будет круг материалов, используемых в работе, тем богаче станет приобретенный ими опыт.
Как видно из иллюстрации 35, очень изящно и грациозно решает свой натюрморт Лиза Марчак, применяя технику туши и гелевую ручку. Монументально выглядит дымковская барышня в работе Пономаревой Маши, выполненной в смешанной технике (иллюстр. 33). А Литовченко Николь решила выполнить этот натюрморт в техники аппликации (илл. 36).
Ребята создают образы предметов натюрморта, выделяют главное — композиционный центр, находя для него наиболее интресное расположение на листе бумаги, и выражая свое эмоциональное отношение посредством цвета, линии, пятна, штриха (илл. 21, 22, 23, 24).
Педагог должен ощущать композиционные способности каждого учащегося и предъявлять требования, соразмерные его силам, способностям и возрасту.
Одним из необходимых условий дальнейшего творческого роста ребенка является развитие зрительной памяти. Уловить и понять характер и своеобразие изображаемого объекта, его колорит, можно если только зрительная память обогащена запасом ранее увиденных и запомненных явлений природы и жизни. Для этого рекомендую детям не только постоянно внимательно наблюдать за происходящим вокруг, но и завести блокнотик для быстрых зарисовок — домов, людей, животных, растений, предметов.
Говоря о роли натюрморта в творчестве детей, необходимо сказать также, что натюрморт это не только самостоятельное произведение, а нередко и часть большой живописной композиции (иллюстр. 2). Ученик должен стараться увидеть в натюрморте не «тихую жизнь» или «мертвую натуру», а настоящую жизнь предметов, связанных с человеком и природой (иллюстр. 53, 54, 55, 56).
И что бы ни рисовали дети, наша главная задача заключается в том, чтобы пробудить в них стихию творчества, развить их душевные силы, их волю, трудолюбие, творческое внимание, наблюдательность, фантазию.


















Категория: Уроки, конспекты | Добавил: sergusha
Просмотров: 3143 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
работы просто замечательные!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог