Сегодня: 26.06.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Логопеду » Уроки, конспекты


Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков ы-и (букв ы-и) в словах" 2 класс

20.08.2014, 00:08
Нагорная Елена Викторовна
учитель-логопед, "Детский сад комбинированного вида №3 "Звёздочка" г.Ершова Саратовской области"
Нагорная Елена Викторовна
учитель-логопед
МДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 "Звёздочка"
г.Ершова Саратовской области "

Аннотация

Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование физминуток, динамических пауз, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастики: артикуляционная, пальчиковая, мимическая – всё это способствует укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Дифференциация звуков [ы]-[и] (букв ы - и ) в словах

Занятие предназначено для учащихся 2 класса. (Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Нарушение процессов формирования чтения и письма, обусловленное двуязычием.)
Занятие проводится в подгруппе из 2-3 человек.
Цель: научить различать звуки [ы]-[и] и буквы ы, и в словах.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях; закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение"; совершенствовать навыки различения смешиваемых букв;
Коррекционные: развивать речевую моторику, фонематический слух, совершенствовать навыки различения звуков [ы]-[и] изолированно, в слогах и словах; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа; научить различать буквы ы-и, делать правильный выбор в зависимости от твёрдости-мягкости предшествующего согласного; научить образовывать форму множественного числа существительного, составлять предложение с заданными словами; обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к изучению русского языка, аккуратность.
Оборудование: сигнальные карточки-схемы - два прямоугольника 10х5 (левая половина одного прямоугольника синего цвета, на правой половине буква ы, левая половина другого прямоугольника зелёного цвета, на правой половине буква и)- по количеству детей; картинки для игры "Один-много"; слова-паронимы на карточках и картинки-подсказки к ним; зеркала по количеству детей; карточки с буквами ы, и, на обратной стороне которых изображены предметы, на которые похожи эти буквы: топор и полено на карточке с буквой ы, калитка на карточке с букой и; Незнайка (игрушка или картинка); карточки для индивидуальной работы со словами, в которых пропущены буквы; буквы объёмные Б, И, Ы, П, Н, М; тетради; наборное полотно; бубен или другой инструмент для подачи сигнала; фонограммы - минусовки песен: "Осень наступила" (музыка и слова С. Насауленко) - для артикуляционной гимнастики и "Страна чудес" (музыка А. Клевицкого, слова И. Резника) - для динамической паузы.
Предварительная работа: на предыдущих занятиях дети научились различать изолированно и в слогах звуки [ы]-[и], познакомились с буквами ы-и.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие придёт герой известной сказки. Хотите узнать, кто это?
Послушайте про него загадку.

Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут... (Незнайка)

Появляется Незнайка (игрушка или картинка).
Ребята, Незнайка, кажется, хочет что-то у вас спросить... Он хочет узнать, знаете ли вы его друзей? Назовите. (Дети называют персонажей произведения Н.Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".)
Игра "Пантомима".
А теперь поиграем. Задумайте какого-нибудь героя и попробуйте его изобразить. По вашему лицу и по движениям мы с Незнайкой попробуем догадаться, кого вы задумали.
(Дети мимикой и жестами изображают героев. )
Понравилась вам игра? А давайте Незнайке покажем свои игры.

Пальчиковая игра "Утята"
Встали как-то утром в ряд Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки.
Десять маленьких утят. Показать десять пальцев.
Посчитались, Посчитать пальцы.
Удивились, Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят.
На две группы разделились. Руки в стороны, пальцы растопырены.
Перышки почистили, Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке.
Головкой повертели, Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.
Червячка склевали, Хватательные движения клювами-пальцами.
К речке побежали. Пальцами «пробежаться» по столу.

Артикуляционная гимнастика
Педагог вместе с детьми встают в круг и выполняют под музыку артикуляционные упражнения, сопровождая артикуляционные движения движениями рук.
"Улыбка" Разведение рук в стороны
"Трубочка" Ладони перед грудью приближены друг к другу.
"Улыбка" - "Трубочка" Разводить ладони и сближать.
"Месим тесто" Одна ладонь лежит на другой. Одной ладонью постукивать по другой.
"Блинчик" Вытянуть вперёд руку ладонью вверх - блинчик.
"Часики" Соединить ладони перед грудью. Наклонять ладони вправо-влево, одновременно с движениями языка.
"Качели" Руки соединить в замок. Поднимать вверх и опускать вниз в соответствии с движениями языка.

Игра с невидимым мячом.
Ребята, Незнайка пришёл к нам, чтобы учиться. Он ведь многого не знает.
Он сочинил стихи для вас, но в них не всё правильно.
Я буду читать, а вы должны внимательно слушать и ловить мяч, если правильно, или бросать мне, если вы не согласны с советом Незнайки.
(Учитель-логопед читает двустишие, выбирает глазами кого-то из детей и кидает хлопком от себя воображаемый мяч. Ребёнок ловит хлопком мяч или же кидает его обратно.)
1. С физкультурой подружись
И работать не ленись.
2. Кушай овощи, дружок,
Ешь морковку и чеснок.
3. Руки не спеши помыть,
Микроб ведь тоже хочет жить.
4. За осанкой ты следи,
Спину прямо ты держи.
5. За компьютером сиди,
На прогулку не ходи.
6. Укрепляй иммунитет:
Ешь побольше ты конфет.
7. Чтобы утром бодрым встать,
Вовремя ложись ты спать.
II. Сообщение темы цели занятия.
Сегодня на занятии мы научимся различать звуки и буквы. Попробуйте угадать, какие это звуки и какие это буквы.
Малыш был очень мил:
Он с мылом руки мыл.
Какие похожие слова встречаются в этом стихотворении? Какими гласными звуками они отличаются? (Звуками [ы] - [и].) Сегодня на занятии мы узнаем, чем отличаются звуки [ы] -[и], научимся определять, когда в слове надо писать букву ы, а когда букву и.
III. Наблюдение над артикуляцией, восприятие на слух звуков [ы]-[и].
А теперь послушайте, как я произнесу эти звуки: ы-ы-ы, и-и-и.
Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?
(Гласные. Их можно петь, кричать, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.)
Дети произносят: ы-ы-ы, и-и-и.
Оба звука гласные. Похожи по звучанию? Да.
А чем же они отличаются?
Закроем глаза и понаблюдаем, в каком положении будет язык, губы, зубы. Дети закрывают глаза:
[ы] - язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются;
[и] -язык у зубов, губы улыбаются сильнее.
А теперь, попробуйте угадать, какой звук я произнесу "без голоса": ы-ы-ы, и-и-и.
(Затем произносят дети.)
IV. Дифференциация букв ы - и.
Молодцы, научились различать звуки. А теперь мы должны научиться различать буквы.
На доске выставляются буквы ы-и. Чем они похожи? ( У обеих букв есть по две вертикальные палочки.)
Чем они отличаются? ( У буквы ы - петля, а у буквы и - перекладина.)
Игра "Найди правильную букву".
Незнайка тоже хочет научиться различать буквы. Он написал много букв, но не знает, какие из них правильные. (Дети подходят и показывают "правильные" буквы.)

 

Игра "Покажи, на что похожи буквы".
Чтобы не путаться, давайте вспомним стихи о буквах ы, и.
Карточки с буквами ы, и переворачиваются обратной стороной, на которой изображены предметы, похожие на изучаемые буквы. Дети произносят слова, сопровождая речь движениями рук. (Чтобы избежать зеркальности, учитель-логопед поворачивается спиной к детям, и, располагая свои руки справа от себя, выполняет движения вместе с детьми.)
Буква ы.
Вот топор. Ладонь левой руки ребром обращена к ребёнку, пальцы сомкнуты.
Соединить указательный и большой пальцы в колечко.)
Полено рядом. Получилось то, что надо.
Получилась буква ы,
Все мы знать ее должны. Правая ладонь параллельна левой, пальцы сомкнуты.


Буква и.
Молоток я раздобыл.
Из дощечек букву сбил. Ладони обращены друг к другу, пальцы сомкнуты.
Сколько здесь дощечек? Три.
А какая буква? И. Большой палец левой руки касается ребра ладони правой.

Игра "Определи на ощупь".
Дети подходят к столу, на котором находятся объёмные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.
Игра "Письмо на спине"
Ребенок встаёт, поворачивается спиной к детям, а учитель-логопед пальцем "пишет" какую-то из букв занятия. Затем пишет вызванный ребёнок.
V. Динамическая пауза. (3 мин.)
Незнайка устал и хочет погулять. Пойдём вместе с ним?
Дети под музыку идут по кругу. Если учитель-логопед ударяет в бубен один раз, дети идут в противоположном направлении, если два раза - дети кружатся и продолжают движение в том же направлении.
VI. Дифференциация звуков и букв в слогах и словах.
Послушайте слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук вы услышали?
Какую букву выберем?
А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти. Какой гласный звук вы услышали?
Какую букву выберем?
От чего это зависит?
Вывод: после твёрдых согласных - буква ы, после мягких согласных - буква и.
Игра "Выбери букву".
Дети слушают слова и поднимают соответствующую сигнальную карточку.
Пыль, пил, кит, сын, мыть, ты, мы, Дима, липа, дым.
VII. Работа со словами-паронимами.
Игра "Поможем Незнайке правильно выбрать слово".
На доске картинки- подсказки, расположенные парами (шкаф - молоко, дым - мальчик, гнёзда - волки, велосипед - осы) и пары слов: пыли-пили, дыма-Дима, выли-вили, осы-оси.
Учитель-логопед начинает предложение, а дети заканчивают.
1. На шкафу много ... (пыли). Дети молоко ... (пили).
2. Из трубы идёт много ... (дыма). Мальчика зовут ... (Дима).
3. Птицы гнёзда ...(вили). Волки в лесу ... (выли).
4. У велосипеда есть ... (оси). В саду летали ... (осы).
Записать слова в тетрадь, устно составляя предложения.
рысь-рис
мыла-Мила
забыть-забить
пылить-пилить
VIII. Физминутка.
Пора отдохнуть. Незнайка приглашает вас на зарядку.
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.

IX. Употребление существительных в форме множественного числа.
Игра "Один и много".
На столе две корзинки, на которых буквы ы, и.
Детям раздаются картинки с изображением одного предмета. Они должны назвать слово во множественном числе и поместить картинку в зависимости от конечной буквы в одну из корзинок.
Поможем Незнайке собрать слова в корзинки. Но среди карточек есть "сюрпризы", которые никуда не подходят.
Столы, книги, вёдра, тетради, зайцы, стулья, диваны.
X. Самостоятельная работа.
Вставь пропущенную букву.
Дети получают карточки.
Вкусный с..р, большой к..т, осенний л..ст, послушный с..н.
Взаимопроверка.
XI. Итог занятия.
Какие звуки мы научились различать? Чем они отличаются друг от друга? Чем отличаются буквы ы-и?
Все молодцы. Незнайка дарит всем медали с надписью "Молодец".

Список литературы.

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. - М.: Гном-Пресс, 1999.
2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. - М.: ТЦ "Сфера", 2000.
3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии.Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова . - 2-е изд., испр.. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Интернет-ресурсы.
http://www.stihi.ru/2012/03/30/5326
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЕленаВиктория
Просмотров: 3355 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4

Нравится
Всего комментариев: 1
Очень понравилось занятие!Видно, что  это занятие повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Конкурсы для детей

Я - Учитель!


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал