Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Внеклассное занятие по окружающему миру "Здравствуй, лес!" с детьми младшего школьного возраста

СКАЧАТЬ (71.0 Kb) 28.05.2014, 23:07
Кудаева Татьяна Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 28" г.Киселёвск
Внеклассное занятие по окружающему миру

Тема: «Здравствуй, лес!»

Цель: Учить бережному отношению к живой природе, умению видеть красоту окружающего мира.
Оборудование: Таблицы с изображением смешанного леса, лиственных и хвойных деревьев, лесных животных; магнитофонная запись голосов птиц, таблицы «Будь природе другом».
Ход занятия.
I. Введение в тему.
Закройте глаза и попытайтесь представить, что в мире ничего нет. Ни домов, ни людей, ни лошадок, ни птиц, ни золотых рыбок. Нет больше нарядных желтых одуванчиков, нет деревьев с пышной листвой. Наконец, нет ни неба, ни земли, ни океанов, ни рек. Совсем ничего нет! Но есть Бог! Всегда был и будет. Да, Бог был прежде всего, когда ничего ещё не было! А Бог есть любовь. И он захотел, чтобы и другие существа разделили с Ним радость жизни. И тогда сотворил Он видимый мир.
- Какие первые слова произнес Бог, приступив к сотворению мира?
(«Да будет свет!»)
И стал свет. И назвал свет днем, а тьму ночью.
Откройте глаза и поглядите вокруг, как будто видите всё впервые.
- Что вы знаете о сотворении мира? (Ответы детей.)
Дивен был сотворенный Богом мир. И любовался Господь Своим Творением, так оно было хорошо. Он устроил все удивительно и премудро. Он все предусмотрел и придумал. Солнце сотворил, чтобы оно светило в небе и давало всему живую силу; дождь, чтобы поил растения; создал воздух, чтобы растения, животные и люди могли дышать. Он дал людям глаза, чтобы видеть красоту мира; нос, чтобы вдыхать аромат цветов; рот, чтобы вкушать пищу; руки, чтобы осязать вещи; ноги, чтобы ходить по земле. Господь сотворил нас по Своему образу и подобию, для того чтобы владычествовали мы над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всей землей. И повелел нам заботиться обо всем и быть добрыми хранителями – беречь и приумножать доверенное нам богатство.
Сегодня мы узнаем немного о некоторых дивных творениях Божьих, поучимся заботиться о Божьем мире и узнаем немного о том, как использовать во благо Божьи дары.
А о чем будем говорить, узнаете, отгадав загадку:

«Нам в дождь и зной
Поможет друг
Зелёный и хороший
Протянет он десятки рук
И тысячи ладошек».

-Давайте поздороваемся с лесом. (Дети читают хором стихотворение)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовой?
Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои».
Учитель: Для чего мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
1-й ученик: «Лес – наше богатство. Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух».
2-й ученик: «Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай».
3-й ученик: «Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды, лекарственные травы».
Учитель: «Лес – это множество деревьев».
Ребята выучили о них стихотворения. (Дети рассказывают стихотворения, иллюстрации с изображением деревьев прикрепляются на таблицу с изображением леса).

II. Стихи о деревьях.

Берёза.
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,


Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косички.

Ели.
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.

А внучата – елочки
Тонкие иголочки, –
У лесных ворот
Водят хоровод.

Осинка.

Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, мерзнет в жару…

Дайте осинке пальто и ботинки –
Надо погреться бедной осинке.
Сосны.

Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.


Ива.
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?


Пихты.

Пихты с виду кажутся злючками
Лапы их покрыты колючками,
Да колючки – то незлые у пихты,
Можешь даже погладить их ты.


Рябина.

Красненькую ягодку
Мне дала рябина
Думал я, что сладкую,
А она – как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?


Дуб.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.


III. Лесные загадки.
Учитель: Много интересных встреч нас ждет в лесу. И если вы отгадаете лесные загадки, то узнаете, кого можно там встретить.



Лесные загадки.
Сосны, ели, березы, клены…
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас?

Чей это дом?

К загадке первой мы идем…
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и окон
Народом дружным заселён.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой…
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают…
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?


Удивительный портной.

Удивительный портной –
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть.


Кто он?

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли!

Бусы на опушке.

Сколько бус рассыпано
По лесной опушке!
Девочки – подружки
Соберут их в кружки.
Трудятся, стараются
Девочки проворные,
Потому что вкусные
Эти бусы чёрные.


Знаменитый певец.

Лес без песен не бывает,
Всюду птицы распевают,
Сойки, иволги, дрозды
Могут петь на все лады.
Певчих птиц не перечесть,
Но одна такая есть, –
Не сверкает опереньем,
Неприметная на вид,
А чудесным звонким пеньем
Всех на свете удивит.
Можно слушать без конца
Знаменитого певца.


- Послушаем пение соловья? (Магнитофонная запись пения соловья)

Хвастун – обманщик.

Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика – хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придется,
Пусть мухам на гибель
В лесу остается!
Грибы на сосне.

Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидела грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята?
Бурый сладкоежка.

Бурый сладкоежка
По лесу идет.
- Где моя малина?
Где тут сладкий мед? –
Зря ты, сладкоежка,
К пчельнику пошёл,
Будь поосторожней –
Попадет от пчёл!


Санитар.

А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
О себе загадку нам
Загадать он хочет сам:
- По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук
Где тут, где тут вредный жук?
От меня спастись не пробуй,
У меня язык особый,
У меня на нем крючки –
Все личинки, все жучки
Попадут мне на обед,
Никому пощады нет!



Вот загадка-шутка – «крокодил-малютка».


Мальчик по лесу бродил:
- Ой, смотрите крокодил!
Что за чудо? Что за шутка?
Крокодил совсем малютка!
Как тот мальчик ни старался,

Крокодила не поймал.
Только хвост в руке остался,
Крокодил в траву удрал.
Знаешь, как зовут его –
Крокодильчика того?


Учитель: Вот такие встречи могут произойти в лесу, если мы будем помнить, что идем в гости к тем, кто там живет: к птицам, зверюшкам, к жукам и бабочкам, к суетливым муравьям, шустрым ящеркам, к колючим ежам и прыгучим кузнечикам и должны соблюдать правила вежливости, чтобы не получилось как в стихотворении «Дикарь в лесу».

Дикарь в лесу.

Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.


Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.

- Почему белочке больно было смотреть?

IV. Выбери правильно.
-Давайте выберем правила вежливости. Называю два правила, какое подойдет?
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени ещё вырастет!
- А что произойдет, если мы выберем второе правило?

Ученик:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы.


-Выбираем еще одно правило вежливого поведения в лесу.
1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
2. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тишину.
Журчит, лепечет ручеек
О том, что путь далек – далек…
Упала шишка,
Скрипнул сук.
Жужжит, жужжит тяжелый жук…
Листва рассказывает сны…
Ты слышишь голос тишины.
- А чему нас учит наш учебник «Мир вокруг нас». Давайте прочитаем на с. 103.
- Хотите послушать звуки леса? (Магнитофонная запись «В весеннем лесу».)
-Выбираем следующее правило.
1. Пучеглазую лягушку, ползучего ежа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
2. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый делает в природе свое полезное дело.

Ученик читает стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете».

V. Соотнеси условный знак с текстом «Будь природе другом».
(Из альбома – задачника «Что меня окружает» 1 класс.)

VI. Заключение.
Все люди нашей планеты должны научиться выполнять правила друзей природы, должны беречь Божий мир, заботиться о природе, чтобы спасти ее от уничтожения. Многие люди в наше время стали плохо относиться к природе: оставляют кучи мусора в лесу, ломают деревья, загрязняют разными отходами реки, землю и воздух. Все живое страдает, гибнут растения и животные. И сами люди стали больше болеть. А Бог хочет, чтобы нам и всему живому было хорошо. Для этого и мы, так же как Он, должны любить мир и заботиться о нем, и сделать всё для того, чтобы сберечь природу, сберечь тот лес, с которым мы сегодня познакомились.
- А пока давайте попрощаемся с лесом. (Дети читают стихотворение)

«Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес».


Литература

1. Плешаков А.А. Что меня окружает., альбом – задачник к учебнику «мир вокруг нас». М.: Дрофа, 1996.
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. М.: Просвещение, 2006.
3. Тарабарина Т.И, Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
4. Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Санкт – Петербург: Госпел Лайт, 1998.


Категория: Окружающий мир | Добавил: Кудаева
Просмотров: 3594 | Загрузок: 146 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Бережное отношение к живой природе, умению видеть красоту окружающего мира-вот чему необходимо учить наших детей. Увлекательная,позновательная разработка.Спасибо за работу

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог