Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Статья «Работа со словарными словами во 2 классе посредством игровых, проблемно-поисковых и творческих заданий»

СКАЧАТЬ (12.7 Kb) 07.12.2014, 15:30
Семина Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов, ГБОУ ООШ №4
Статья на тему
«Работа со словарными словами во 2 классе посредством игровых, проблемно-поисковых и творческих заданий».
Современные условия жизни ставят человека в ситуации, требующие проявления высоких нравственных и моральных качеств. Человек стремится в будущее, к лучшему, он учится мыслить и общаться по-новому. Общение – это великий дар человеческой души. Общаясь, мы выражаем свои мысли, проявляем эмоции, раскрываем свой внутренний мир. Большое внимание в общении уделяем жестам, мимики, взгляду, голосу, внешнему виду собеседника, но ещё большую значимую роль выполняет наша речь, слова.
«Слово» можно рассмотреть, как полёт мысли, как проявление нашего сознания, воображения и как яркое выражение чувства.
За последние годы работы я неоднократно замечала, что у детей пропадает интерес к русскому языку, к родному слову. Это можно объяснить тем, что молодёжь мало читает, всё свободное время проводит около телевизоров и компьютеров.
На уроках русского языка я стала отводить больше времени изучению словарных слов, отрабатывая не только грамотное написание слова, но и его лексическое значение.
А чтобы понять, почувствовать слово, запомнить правильное написание, чтобы словарная работа была интересной и доставляла детям наслаждение, я стала применять игровые, проблемно-поисковые и творческие задания. И сейчас я хочу познакомить с некоторыми из них.
Игра «Замочек». Работа в парах. На карточке написаны однокоренные словарные слова. Детям предлагаю внимательно прочитать эти слова, найти «опасные места» в корне слова и обвести эти буквы красным цветом (повесить на них замочек). Затем мы разбираем лексическое значение этих слов, каждая пара высказывает свои предположения. После этого дети записывают слова в тетрадь.
Например: собака, пересобачиться, собачий, собаковод.
Игра «Логическая цепочка». Детям даётся группа слов (в том числе и словарные) с выделенными орфограммами, написанных на отдельных карточках. Их задача найти смысловую последовательность и написать предложение из этих слов, изменяя окончание.
Например: Дорога, автомобиль, по, городской, и, автобус, едут.

Игра «Спрячь слово». Эта игра построена на ассоциациях детей. На альбомном листе у каждого ребёнка написано слово. Ему нужно внимательно прочитать его, найти орфограмму, пофантазировать и создать «образ» этого слова (в рисунке орфограммы выделяются красным цветом).
Например: автомобиль - рисуется автомобиль, две буквы «о» изображаются в виде колёс.
Игра «Сочинял-ки». Работа в группах. На доске написано словарное слово, детям предлагается найти орфограмму и сочинить рифму с этим словом (это может быть считалка, стих, потешка, скороговорка). Каждая группа зачитывает свой вариант, всё записывается на доске, а ученики выбирают наиболее интересную работу и записывают в тетрадь, выделяя орфограммы.
Например:
О-О-О, мчится с горы колесо!
О-О-О, очень круглое оно!
О-О-О, развалилось колесо!
О-О-О, летят щепки далеко!
Игра «Пазлы». Каждый ученик получает в конверте пазлы. Ему нужно собрать пазлы и прочитать получившееся словарное слово. Затем объяснить значение, выделить орфограмму, придумать предложение с этим словом. Побеждает тот ученик, кто быстрее и интереснее выполнит задание. Победитель получает вымпел «Лучший знаток слова».
Игра «Лишнее слово». Работа в парах. На карточках написаны словарные слова. Ребятам предлагается внимательно прочитать, найти орфограммы, определить закономерность и определить «лишнее слово». Варианты ответов могут быть разными, каждая группа должна объяснить своё решение.
Например:
Дорога, придорожный, шоссе.
Горох, молоко, петух.
Берёза, синичка (кто?), ромашка.
Игра «Пустое окошко». Каждый учение получает перфокарты с вырезанными буквами, ему предлагается вспомнить написание словарного слова и вставить букву. Затем дети меняются перфокартами и проверяют задание по образцу , сами оценивают своего товарища по общепринятым и установленным критериям, которые заранее обговариваются.
Игра «Поэтические минутки». Фронтальная работа. Прослушав музыку, обсудив какую-нибудь тему или проблему, у детей рождаются чувства, эмоции, мысли и я предлагаю попробовать сочинить несколько строк о своём душевном состоянии.
Вот что у нас получилось, когда мы рассуждали «Что такое «слово»?»
1.«Слово» манит, увлекает,
Мир познанья открывает,
Иногда оно и ранит,
Наши чувства выражает.
Позволяет нам мечтать,
Фантазировать и сочинять.
2. «Слово» способно крепко любить,
Оно может даже человека убить,
Оно помогает нам всем дружить
И счастливо на свете жить!
3.«Слово» ключик общения,
Наши мысли и вдохновение.
Игра «Объяснял-ки». Работа в группах. Каждая группа получает словарное слово, которое нужно попробовать объяснить и найти орфограмму.
Например:
МЕДВЕДЬ – это животное, которое любит лакомиться мёдом (мёд ведает).
Игра «Угадай-ка». Ученики должны отгадать загадку и написать отгадку, назвать и выделить «опасное место».
Игра «Старинные слова». Работа в парах. Каждая пара получает карточку с текстом, где пропущены слова, причём слова устаревшие. Дети должны обсудить текст и выбрать из слов подсказок, написанных с другой стороны карточки, подходящее слово. Каждая группа защищает свой ответ. Побеждают самые интересные выступления, которые выбирают ребята.
Например:
Мартовский свет ворвался в тёмную комнату старой охотничьей избушки. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным. В этом большом деревянном ящике, как в сказочном ларце, хранились драгоценные запасы зерна.
Слова – подсказки: коробка, сундук, ларь, чемодан, комод.

Объяснение. Ларь (устаревшее слово) – это большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь.
В ларях хранили муку, зерно, овощи. Мучной ларь.

Игра «Паровозик». Работа в группах. Каждая группа проходит жеребьёвку, затем в этой последовательности они называют и записывают словарные слова в пустые вагончики паровозика, выполняя условие: каждое слово начинается на последнюю букву предыдущего слова. Выигрывает команда, назвавшая слово последней.
Например:
Город, дорога, аллея, якорь, ребята, автомобиль, линейка, азбука…
Из опыта работы я сделала вывод, использование на уроках русского языка разнообразие форм и методов изучения словарных слов, повысило грамотность моих учеников, привило к созданию детских проектов на темы «Словарь для любознаек» и «Словарь в картинках», расширило словарный запас, сделало общение интересным и увлекательным.
И в заключении хочется прочитать замечательные стихи Ивана Бунина.
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: SeminaSG
Просмотров: 2287 | Загрузок: 101 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Уважаемая Светлана Геннадьевна! Спасибо за интересные задания-игры. Материал очень полезный. Понравились игры "Замочек", "Лишнее слово".

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог