Тема: Русский народный костюм. (занятие-игра). Цель: знакомство с русской народной одеждой.
Задачи: - формировать знания о русской народной одежде, её роль в жизни человека; - показать прием украшения одежды; - развивать творческую активность; - воспитать уважение к русской народной культуре.
Оборудование: музейные экспонаты: русский народный костюм женский и мужской, сундук с одеждой- рубаха, пояс - тканный и плетеный, сарафан, украшение- гайтан, фартук, налобная повязка, предметы быта крестьян; фотографии, иллюстрации, записи русских народных хороводных песен.
Занятие проводится в музее «Русская изба». Лавки, покрытые рядном, «Бабушкин сундук» с одеждой, зеркало, шкатулка с украшениями. Стоят манекены в крестьянской одежде. Во время занятия учащиеся делают записи в тетрадях.
Ход занятия. 1. Организационный момент. - Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (красивый).
2. Сообщение темы и цели занятия. - А что делает людей красивыми? (одежда, дела, труд, душа). - Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде.
3. Основная часть. -А занятие у нас с вами не простое будет - у нас сегодня праздник, и мы собрались, чтобы нарядить на гулянье нашу Настю, и для этого нам пригодиться «бабушкин сундук», где находится старинная одежда. - А знаете ли вы, что такое одежда? (отв.) -Для чего она предназначена? (отв.) Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода. По одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает человек. - Какой бывает одежда? (отв.) Одежда бывает повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники. - А всегда ли ходили в такой, как у нас, одежде? (отв.) Давным- давно бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Долгими зимними вечерами при свете лучины шили они себе одежду, украшали её вышивкой, лентами, бисером. Когда они были молодыми девушками, в праздник доставали из сундука свой праздничный наряд собирались на вечерки, пели песни, плясали, водили хороводы. - Вот и мы будем одевать на гулянье нашу с вами подругу, одевать и внимательно рассматривать, как же украшали одежду русские мастерицы, и воспользуемся для этого «Бабушкином сундуком». - Изготовлением одежды испокон веков занимались крестьянки, в её изготовление они вкладывали весь свой талант, желание её сделать удобной и красивой. - Самым главным в одежде крестьянки была рубаха. Я из сундука достаю рубаху, которую мы наденем на Настю. -Из какого материала шили раньше одежду? (из льна). - Какие инструменты использовались для изготовления ткани? ( ткацкий станок, прялка, веретено, гребень для прядения и т.д.) -Обратите внимание- женская рубаха отличается от мужской длиной. Женская рубаха длиннее, чем мужская. (показ.на маникене). -Как вы думаете, какую важную роль играла рубаха в жизни человека? (отв.) Рубаха была неразлучная с телом человека (а надевалась она прямо на голое тело), рубаха в глазах наших предков обладала колдовской силой. Свою рубаху нельзя было продавать: это значило продать свое счастье, свою удачу: «Своя рубаха ближе к телу». При помощи колдовства над рубахой можно было «навести порчу» на её владелицу. А чтобы этого не случилось, крестьянки оберегали рубаху: покрывали её вышивкой с оберегом, узорным ткачеством, блестками, вставками и другим материалом. (показ.) - А какие места у рубахи украшали мастерицы? (отв.) Ворот, подол и рукава. И это не случайно, ведь ворот находился рядом с лицом и шеей, рукава оставляли открытыми кисти рук, подол оканчивался у открытых ступней ног. А эти части тела человека были особенно незащищены, и вот оберегали их с помощью колдовской силы, которую женщины вкладывали в вышивку. Если у женской рубахи подол украшен вышивкой, то в такой рубахе могли без сарафана ходить, т.е.выполняла роль- женского легкого платья. - А какой основной главный цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? (красный цвет). А почему именно красного цвета? (защита).
Педагог заглядывает в сундук и достает из него пояс тканный и плетеный.
- Рубаха обязательно подпоясывалась поясом. Он был либо плетеным, либо тканым. Праздничные пояса богато орнаментировались. Подпоясываем нашу Настю. Обратите внимание, что рубаха обязательно подпоясывалась с напуском, который назывался «пазуха» (пространство между грудью и прилегающей одеждой). Женские пояса, которые были обычно гораздо длиннее мужского, обертывались несколько раз вокруг талии. Пояс еще использовали вместо кармана, и пояс защищал и оберегал человека. Также раньше считалось ходить без пояса грешно.
Педагог заглядывает в сундук и достает из него фартук.
-В костюме девочек и девушек единственным дополнением к рубахе был фартук, или «занавеска». Он оберегал живот. Для женщины живот был основой жизни, символом продолжения рода. - Одной из важнейших составных частей костюма является головной убор. По головному убору можно определить замужем девушка или нет. Если голова у девушки не прикрыта, значит, девушка не замужем, и наоборот. Достаем из сундука налобную повязку, которой мы украсим голову нашей Ирины. - Посмотрим, что далее находится в «Бабушкином сундуке». Вы, наверно, уже догадались, что это такое? (отв.). Сарафан- это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан- это безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. Украшали вышивкой, лентами, тесьмой. Сарафаны были разные по крою (демонстрация костюмов): косоклинный сарафан – у него был разрез впереди, вдоль которого расположен ряд пуговиц и петель, разрез зашит, петли и пуговицы только имитируют застежку, по бокам вшивались клинья, отсюда название- «клиник»; прямой или круглый сарафан- шили его из куска ткани, соединяли швом, с одной стороны делали сборку, обрабатывали край и пришивали плечевые полоски. Сарафан, так же, как и рубаха, подпоясывалась поясом или лентами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.
Демонстрация мужской одежды. -Давайте, обратим внимание и на мужской костюм. Он был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. -Как вы думаете, почему она так называлась? (косой ворот). - Какое место на рубахе больше всего украшалось? (грудь). Считалось, что вышивка на груди защищает сердце. Мужские штаны- порты-завязывались на шнурке вокруг талии. Крой этих штанов намного отличался от кроя современных штанов. Чем? ( вставка в середине штанов). Такие штаны не сковывали движений. Мужской пояс выполнял ту же роль, что и женский, но мужчины могли за пояс положить топор или другой инструмент.
- А что же мы еще не надели на нашу подружку, провожая её на праздник? (педагог заглядывает в сундук и достает из него шкатулку). Украшения и бусы.(из шкатулки берем украшение из бисера-гайтан). Это украшение называется «гайтан», это слово означает огораживать, защищать; он в виде тесьмы, сплетенный из разноцветного бисера. Надеваем на Настю. Вот она у нас почти готова, чтобы отправиться на праздник. - Что еще осталось надеть на нашу подругу? (обувь). - Обувь была плетеной-лапти или кожаной-сапоги. -Из чего изготавливали лапти? (из лыка- коры липы). -Вот и готова отправиться на гулянье наша подружка. И стоит она перед нами стройная, нарядная, красивая. В этом костюме она стала ещё красивее, и этот костюм ей нравится, как нравился он нашей далекой, молодой тогда ещё девушке, которая потом стала нашей бабушкой. И он ей не мог не нравиться, ведь, создавая его, она вложила в это творчество свою душу, свои мечты, надежды на счастье, радость. - А вот и звуки песни все ближе к нашей избе: это девушки собирают хоровод. Давайте и мы, ребята, поводим хоровод с нашей нарядной подругой. (под хороводную музыку водят хороводы).
4. Итог занятия. - Сейчас постарайтесь объяснить смысл пословицы: «По одежке встречают, по уму провожают». - Молодцы! А как вы справитесь со старинными загадками об одежде: 1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе. (рубаха). 2. Днем как обруч, ночью как уж, кто отгадает, будет мой муж. (пояс). 3. Пустое стоит, полное- ходит. (обувь). 4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны). 5. Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста. (лапти).
5. Чаепитие. -А сейчас все приглашаю снова в избу на чай, как говорится - «Не красна изба углами, а красна пирогами». Чаепитие.
|