Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Конспект занятия "Русский народный костюм" для учащихся начальных классов

09.12.2013, 09:34
Новикова Ирина Владимировна
преподаватель, МАОУ ДОД "Детская школа искусств"
Тема: Русский народный костюм.
(занятие-игра).
 

Цель: знакомство с русской народной одеждой.

Задачи:
- формировать знания о русской народной одежде, её роль в жизни человека;
- показать прием украшения одежды;
- развивать творческую активность;
- воспитать уважение к русской народной культуре.

Оборудование: музейные экспонаты: русский народный костюм женский и мужской, сундук с одеждой- рубаха, пояс - тканный и плетеный, сарафан, украшение- гайтан, фартук, налобная повязка, предметы быта крестьян; фотографии, иллюстрации, записи русских народных хороводных песен.

Занятие проводится в музее «Русская изба». Лавки, покрытые рядном, «Бабушкин сундук» с одеждой, зеркало, шкатулка с украшениями. Стоят манекены в крестьянской одежде. Во время занятия учащиеся делают записи в тетрадях.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (красивый).

2. Сообщение темы и цели занятия.
- А что делает людей красивыми? (одежда, дела, труд, душа).
- Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде.

3. Основная часть.
-А занятие у нас с вами не простое будет - у нас сегодня праздник, и мы собрались, чтобы нарядить на гулянье нашу Настю, и для этого нам пригодиться «бабушкин сундук», где находится старинная одежда.
- А знаете ли вы, что такое одежда? (отв.)
-Для чего она предназначена? (отв.)
Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода. По одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает человек.
- Какой бывает одежда? (отв.)
Одежда бывает повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники.
- А всегда ли ходили в такой, как у нас, одежде? (отв.)
Давным- давно бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Долгими зимними вечерами при свете лучины шили они себе одежду, украшали её вышивкой, лентами, бисером. Когда они были молодыми девушками, в праздник доставали из сундука свой праздничный наряд собирались на вечерки, пели песни, плясали, водили хороводы.
- Вот и мы будем одевать на гулянье нашу с вами подругу, одевать и внимательно рассматривать, как же украшали одежду русские мастерицы, и воспользуемся для этого «Бабушкином сундуком».
- Изготовлением одежды испокон веков занимались крестьянки, в её изготовление они вкладывали весь свой талант, желание её сделать удобной и красивой.
- Самым главным в одежде крестьянки была рубаха. Я из сундука достаю рубаху, которую мы наденем на Настю.
-Из какого материала шили раньше одежду? (из льна).
- Какие инструменты использовались для изготовления ткани? ( ткацкий станок, прялка, веретено, гребень для прядения и т.д.)
-Обратите внимание- женская рубаха отличается от мужской длиной. Женская рубаха длиннее, чем мужская. (показ.на маникене).
-Как вы думаете, какую важную роль играла рубаха в жизни человека? (отв.)
Рубаха была неразлучная с телом человека (а надевалась она прямо на голое тело), рубаха в глазах наших предков обладала колдовской силой. Свою рубаху нельзя было продавать: это значило продать свое счастье, свою удачу: «Своя рубаха ближе к телу». При помощи колдовства над рубахой можно было «навести порчу» на её владелицу. А чтобы этого не случилось, крестьянки оберегали рубаху: покрывали её вышивкой с оберегом, узорным ткачеством, блестками, вставками и другим материалом. (показ.)
- А какие места у рубахи украшали мастерицы? (отв.)
Ворот, подол и рукава. И это не случайно, ведь ворот находился рядом с лицом и шеей, рукава оставляли открытыми кисти рук, подол оканчивался у открытых ступней ног. А эти части тела человека были особенно незащищены, и вот оберегали их с помощью колдовской силы, которую женщины вкладывали в вышивку. Если у женской рубахи подол украшен вышивкой, то в такой рубахе могли без сарафана ходить, т.е.выполняла роль- женского легкого платья.
- А какой основной главный цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? (красный цвет). А почему именно красного цвета? (защита).

Педагог заглядывает в сундук и достает из него пояс тканный и плетеный.

- Рубаха обязательно подпоясывалась поясом. Он был либо плетеным, либо тканым. Праздничные пояса богато орнаментировались. Подпоясываем нашу Настю. Обратите внимание, что рубаха обязательно подпоясывалась с напуском, который назывался «пазуха» (пространство между грудью и прилегающей одеждой). Женские пояса, которые были обычно гораздо длиннее мужского, обертывались несколько раз вокруг талии. Пояс еще использовали вместо кармана, и пояс защищал и оберегал человека. Также раньше считалось ходить без пояса грешно.

Педагог заглядывает в сундук и достает из него фартук.

-В костюме девочек и девушек единственным дополнением к рубахе был фартук, или «занавеска». Он оберегал живот. Для женщины живот был основой жизни, символом продолжения рода.
- Одной из важнейших составных частей костюма является головной убор. По головному убору можно определить замужем девушка или нет. Если голова у девушки не прикрыта, значит, девушка не замужем, и наоборот. Достаем из сундука налобную повязку, которой мы украсим голову нашей Ирины.
- Посмотрим, что далее находится в «Бабушкином сундуке». Вы, наверно, уже догадались, что это такое? (отв.). Сарафан- это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан- это безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. Украшали вышивкой, лентами, тесьмой. Сарафаны были разные по крою (демонстрация костюмов): косоклинный сарафан – у него был разрез впереди, вдоль которого расположен ряд пуговиц и петель, разрез зашит, петли и пуговицы только имитируют застежку, по бокам вшивались клинья, отсюда название- «клиник»; прямой или круглый сарафан- шили его из куска ткани, соединяли швом, с одной стороны делали сборку, обрабатывали край и пришивали плечевые полоски. Сарафан, так же, как и рубаха, подпоясывалась поясом или лентами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.

Демонстрация мужской одежды.
-Давайте, обратим внимание и на мужской костюм. Он был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка.
-Как вы думаете, почему она так называлась? (косой ворот).
- Какое место на рубахе больше всего украшалось? (грудь).
Считалось, что вышивка на груди защищает сердце. Мужские штаны- порты-завязывались на шнурке вокруг талии. Крой этих штанов намного отличался от кроя современных штанов. Чем? ( вставка в середине штанов). Такие штаны не сковывали движений. Мужской пояс выполнял ту же роль, что и женский, но мужчины могли за пояс положить топор или другой инструмент.

- А что же мы еще не надели на нашу подружку, провожая её на праздник? (педагог заглядывает в сундук и достает из него шкатулку). Украшения и бусы.(из шкатулки берем украшение из бисера-гайтан). Это украшение называется «гайтан», это слово означает огораживать, защищать; он в виде тесьмы, сплетенный из разноцветного бисера. Надеваем на Настю. Вот она у нас почти готова, чтобы отправиться на праздник.
- Что еще осталось надеть на нашу подругу? (обувь).
- Обувь была плетеной-лапти или кожаной-сапоги.
-Из чего изготавливали лапти? (из лыка- коры липы).
-Вот и готова отправиться на гулянье наша подружка. И стоит она перед нами стройная, нарядная, красивая. В этом костюме она стала ещё красивее, и этот костюм ей нравится, как нравился он нашей далекой, молодой тогда ещё девушке, которая потом стала нашей бабушкой. И он ей не мог не нравиться, ведь, создавая его, она вложила в это творчество свою душу, свои мечты, надежды на счастье, радость.
- А вот и звуки песни все ближе к нашей избе: это девушки собирают хоровод. Давайте и мы, ребята, поводим хоровод с нашей нарядной подругой. (под хороводную музыку водят хороводы).

4. Итог занятия.
- Сейчас постарайтесь объяснить смысл пословицы: «По одежке встречают, по уму провожают».
- Молодцы! А как вы справитесь со старинными загадками об одежде:
1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе. (рубаха).
2. Днем как обруч, ночью как уж, кто отгадает, будет мой муж. (пояс).
3. Пустое стоит, полное- ходит. (обувь).
4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны).
5. Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста. (лапти).

5. Чаепитие.
-А сейчас все приглашаю снова в избу на чай, как говорится - «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Чаепитие.


Категория: Разное | Добавил: Новикова
Просмотров: 10725 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Я рада, что вам понравилось.

очень интересно.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог