Осуществляя работу по реализации областной концепции по воспитанию творчески активной личности, я работаю по программе Е. Д. Худенко "Организация и планирование воспитательной работы в спецшколе-интернате, детском доме". Основной задачей моей педагогической деятельности является достижение учащимися максимально возможной трудовой самостоятельности и формирование у них адекватных форм социального поведения. Для повышения эффективности своей работы я провожу с помощью таких методов исследования как наблюдение, анкетирование, тестирование систематическое изучение динамики развития трудовых способностей воспитанников. Это позволяет мне конкретизировать цели, выбрать методы воспитания, возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи, обеспечить индивидуальный подход. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Сводная диаграмма "Динамика развития трудовой активности учащихся.
Уровень трудовой воспитанности отслеживался в 2010-2015 уч.г. Итоги подводились в конце каждого учебного года. За основу определения уровня трудовой воспитанности учащихся были взяты такие показатели: наличие трудовых умений и навыков, наличие знаний о производстве, интерес к труду, трудовая активность, готовность к выбору профессии. На сводной диаграмме видна положительная динамика развития по всем направлениям. На начало отслеживания обращает на себя внимание низкая готовность учащихся к выбору профессии (9%), а также невысокое наличие знаний детей о производстве (9%). К концу 2014-2015 уч.г. эти два показателя значительно выросли – 78% и 72% соответственно, но это немного меньше, чем сформированность трудовых умений и навыков (91%), интереса к труду (91,5%), трудовой активности(95,5%). Это объясняется тем, что, несмотря на возросшую трудовую самостоятельность воспитанников, ещё не все дети определились с выбором будущей профессии.
Таким образом, положительная динамика в развитии трудовой воспитанности прослеживается по всем показателям, особенно по уровню трудовой активности учащихся (с 29%-начало, до 95,5%-конец). Диаграмма позволяет сделать вывод о том, что следует обратить внимание на профессиональное самоопределение детей, повысить профессиональное просвещение и профессиональную консультацию воспитанников.
Обязательным условием моей совместной деятельности с воспитанниками является построение работы детей на доступном для них уровне, сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности с использованием информационных средств, а также создание атмосферы комфортности и ситуации успеха для каждого ребёнка.
Одним из приоритетных направлений моей работы я считаю следующее – это подготовка воспитанников к здоровому образу жизни и обеспечение здоровья учащихся во внеурочной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий. С этой целью я использую методику Н.К.Смирнова при проведении самоподготовок, что позволяет рационально сочетать учебную нагрузку и различные виды отдыха. Разработанный и используемый мной «Экран эмоций» (Рисунок 2) также выполняет здоровьеохранную функцию, так как способствует повышению уровня эмоционального благополучия ребёнка в школе, но ещё при этом он играет важную роль в стимулировании у ребят мотивации к учебной деятельности и труду.
Рисунок 2. Экран эмоций.
"Экран эмоций"- это своеобразная таблица. Слева - имена детей, справа - дни недели. На пересечении имени и дня недели окошко, куда вставляется знак, отображающий достижения, старания ребёнка. Если это бумажный вариант, то квадратик или кружочек определённого цвета. Если электронный вариант, то различные смайлики, детям это нравится, так как наглядно и очень большой выбор эмоций.
Подведение итогов проводится два раза в день: после уроков и после самоподготовки. Заполнение экрана придаёт детям на какое-то время чувство уверенности и удовлетворения (или неудовлетворения) собой. Эта обратная связь (экран) очень важна, так как позволяет ребёнку в каждый данный момент знать, где он находится, насколько продвинулся вперёд и как это выглядит в сравнении друг с другом. Предлагаемая форма показа достижений учащихся, несомненно, будет побуждать их к более активному труду.
Анализируя свою работу за данный период, отмечу, что моё стремление к успешной социализации личности ребёнка выражается в следующем. Во-первых, организация повседневной жизни детей в соответствии с перспективным и ежедневным планами воспитательной работы. Во-вторых, постепенное повышение уровня требований к воспитанникам с учётом данных диагностических карт. В-третьих, вовлечение ребят в систему кружков, клубов, секций, организуемых как в школе, так и во внешкольных учреждениях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что активная творческая деятельность детей способствует росту качества знаний и уровню воспитанности учащихся. В связи с этим, проектируя свою педагогическую деятельность на последующий период, я ставлю перед собой такую задачу: подготовка учащихся к выбору профессии. Работа в этом направлении будет включать в себя профессиональное просвещение, профессиональную диагностику и профессиональную консультацию воспитанников. Ожидаемыми результатами будут такие показатели: наличие профессионального выбора учащихся, знание о профессии и её требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, наличие общих трудовых навыков у детей.
|