Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- дать понятие о правописании о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
- отработать навыки правописания имен существительных множественного числа;
- воспитывать мотивацию изучения языка, затрагивая эмоциональную сферу каждого учащегося.
Учебник: Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Русский язык5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2; науч. Ред. Н. М. Шанский . – 3-е изд. – М.: Просвещение,2014 – 175 с.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку.
Класс разбивается на две команды. Каждая команда выбирает капитана.
- Актуализация знаний.
Задание для первой команды.
Найдите в предложениях нарицательные имена существительные.
- Дятел живет в лесу. Шляпка гриба большая. Кошка спала, свернувшись в клубок.
Задание для второй команды.
Каждая команда представляет свои ответы на задания.
- Словарный диктант.
Обе команды записывают в тетради слова под диктовку учителя.
Листья, вагон, небо, радость, очки, дороги, мечта, сани, дело,щипцы, снег, вечер, деревья, банты, ножницы.
1 команда. Поставьте в словах ударения и прочитайте слова. Подчеркните существительные, имеющие форму только множественного числа. ( Очки, сани, щипцы, ножницы).
2 команда.Подчеркните существительные множественного числа, и запишите эти существительные в единственном числе ( листья- лист, дороги – дорога, деревья – дерево, банты – бант).
- Формирование новых знаний.
Определение темы урока.
С помощью задания учащиеся определяют тему урока.
Задание « Ктокак говорит».
Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы.
Жук большой жу…жит
Змея, свиваясь, …ипит,
А мышонок маленький пи….ит,
Скажите, кто как говорит!
- Ребята, скажите какие буквы вы вставили вместо пропуска? ( ж, ш, щ). Как называются эти буквы? (шипящие). Правильно! Сегодня мы познакомимся с правописанием о - е после шипящих и после ц в окончаниях имен существительных.
После шипящих и ц в окончаниях имен существительных под ударением мы пишем о, а без ударения пишем е. Например: врач – врачОм, ключ- ключОм, товарищ – товарищЕм, полотенце- полотенцЕм.
- Первичное закрепление новой темы.
Просклоняйте существительные камыш, плащ, свинец. Поставьте ударения в словах, и обратите внимание на окончания существительных в творительном падеже.
И. камыш, плащ, свинец.
Р. камыша, плаща, свинца,
Д. камышу, плащу, свинцу,
В. камыш, плащ, свинец,
Т. камышОм, плащОм, свинОм,
П. о камыше, о плаще, о свинце.
Какую гласную мы написала после шипящих в творительном падеже? Объясните почему мы написали о после шипящих?
Задания командам.
1 команда. Составьте словосочетания с данными существительными. Назовите виды связей этих словосочетаний.(сухой камыш - согласование, плащ отца – управление, свинцовая пуля – согласование).
2 команда. Составить предложения со словами камыш, плащ. (Берег озера зарос камышом. Всадник был в синем плаще). Найдите грамматическую основу предложений.
- Вторичное закрепление новых знаний.
Выполнение упражнения №557. Записать существительные в именительных и творительных падежах единственного числа. Образец. Ключ – ключом. Поставьте ударения в окончаниях существительных на гласные после шипящих и ц. Объясните написание о и е в окончаниях этих существительных.
- Рефлексия « Красная и синяя шляпы».
Обе команды выбирают себе шляпу. От команды делегирует один участник команды. Отвечающий надевает шляпу, выбранную его командой.
«Красная шляпа»отвечает на вопрос « Когда после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется о?».
« Синяя шляпа»отвечает на вопрос «« Когда после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется е?».
- Количество шляп можно увеличить в соответствии с количеством команд в классе.
- Информация о домашнем задании.
Выполнить упражнение № 558. Спишите текст в форме диалога разговормальчиков.
|