Сегодня: 08.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


План урока по русскому языку 5 класса "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"

СКАЧАТЬ (16.8Kb) 19.03.2016, 11:09
Евдагаева Лариса Умаровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ с.Турти-Хутор".Ножай-Юртовского района
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
  1. дать понятие о правописании о – е после  шипящих и ц  в окончаниях     существительных;
  2. отработать навыки  правописания имен существительных множественного числа;
  3. воспитывать мотивацию изучения языка, затрагивая эмоциональную сферу каждого учащегося.
Учебник: Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Русский язык5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2; науч. Ред. Н. М. Шанский . – 3-е изд. – М.: Просвещение,2014 – 175 с.
 
Ход урока.
  1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку.
Класс разбивается на две команды. Каждая команда выбирает капитана.
  1. Актуализация знаний.
Задание для первой команды.
Найдите в предложениях нарицательные имена существительные.
- Дятел живет в лесу. Шляпка гриба большая. Кошка спала, свернувшись в клубок.
Задание для второй команды.
Каждая команда представляет свои ответы на задания.
  1. Словарный диктант.
Обе команды записывают в тетради слова под диктовку учителя.
Листья, вагон, небо, радость, очки, дороги, мечта, сани, дело,щипцы, снег, вечер, деревья, банты, ножницы.
1 команда. Поставьте в словах ударения и прочитайте слова. Подчеркните существительные, имеющие форму только множественного числа. ( Очки, сани, щипцы, ножницы).
2 команда.Подчеркните существительные множественного числа, и запишите эти существительные в единственном числе ( листья- лист, дороги – дорога, деревья – дерево, банты – бант).
  1. Формирование новых знаний.
Определение темы урока.
С помощью задания учащиеся определяют тему урока.
Задание « Ктокак говорит».
Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы.
                                  Жук  большой жу…жит
                                  Змея, свиваясь, …ипит,
                                  А мышонок маленький пи….ит,
                                  Скажите, кто как говорит!
          - Ребята, скажите какие буквы вы вставили вместо пропуска? ( ж, ш, щ). Как называются  эти буквы?  (шипящие). Правильно! Сегодня мы познакомимся с правописанием  о - е после  шипящих и после ц в окончаниях имен существительных.
После шипящих и  ц в окончаниях имен существительных под ударением мы пишем  о, а без ударения пишем  е. Например: врач – врачОм, ключ- ключОм, товарищ – товарищЕм, полотенце- полотенцЕм.
  1. Первичное закрепление новой темы.
Просклоняйте существительные камыш, плащ, свинец. Поставьте ударения в словах, и обратите внимание на окончания существительных в творительном падеже.
 
И. камыш, плащ, свинец.
Р. камыша, плаща, свинца,
Д. камышу, плащу, свинцу, 
В.  камыш, плащ, свинец,
Т. камышОм, плащОм, свинОм,
П. о камыше, о плаще, о свинце.
    Какую гласную мы написала после шипящих в творительном падеже? Объясните почему мы написали  о  после шипящих?
 Задания командам.
1 команда. Составьте словосочетания с данными существительными. Назовите виды связей этих словосочетаний.(сухой камыш - согласование, плащ отца – управление, свинцовая пуля – согласование).
2 команда. Составить предложения со словами камыш, плащ. (Берег озера зарос камышом. Всадник был в синем плаще). Найдите грамматическую основу предложений.
  1. Вторичное закрепление новых знаний.
Выполнение упражнения №557. Записать существительные в  именительных и творительных падежах единственного числа. Образец. Ключ – ключом. Поставьте ударения в окончаниях  существительных на гласные  после шипящих и ц. Объясните написание о и е  в окончаниях  этих существительных.
  1. Рефлексия « Красная и синяя шляпы».
Обе команды выбирают себе шляпу. От команды делегирует один участник команды. Отвечающий надевает шляпу, выбранную его командой.
«Красная шляпа»отвечает на вопрос « Когда после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется о?».
« Синяя шляпа»отвечает на вопрос «« Когда после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется е?».
  • Количество шляп можно увеличить в соответствии с количеством  команд  в классе.
  1. Информация о домашнем задании.
Выполнить упражнение № 558. Спишите текст в форме диалога разговормальчиков.
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Kulerya | Теги: русский язык, Урок русского языка, конспект урока
Просмотров: 501 | Загрузок: 29 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 1
1 Нина Шилик (nika1607)   (27.03.2016 18:24)
Хороший урок. Интересная подводка к теме урока. Важно, что есть задания на употребление слов с изученной орфограммой в речи, в используемом учебнике таких заданий не много, но учитель предусмотрительно заполняет этот пробел.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал