Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Разное


"Баллада о зеленом головастике" Творческая мастерская построения знаний о молекулярных процессах синтеза у растений (10класс)

СКАЧАТЬ (1.42 Mb) 28.02.2013, 21:25
Разволяева Наталья Васильевна
учитель биологии, МБОУ СОШ №22
Разволяева Наталья Васильевна
МБОУ СОШ № 22, г. Южно- Сахалинск
Учитель биологии

Баллада о зеленом головастике
Творческая мастерская построения знаний о молекулярных процессах синтеза у растений (10 класс - биология - профильный уровень).
Дидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности средствами технологии творческих мастерских.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний о молекулярных процессах синтеза у растений
Развивающий аспект: развивать креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух, учить создавать творческий продукт деятельности.
Воспитательный аспект: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, навыков коммуникативного общения.
Предисловие
В учебнике для 10 класса « Общая биология (профильный уровень)» под редакцией В.Б. Захарова, Н.И. Сонина при изучение автотрофного типа обмена веществ изучается процесс фотосинтез.
Но… Мне всегда хотелось дать ребенку возможность вкусить слово не торопясь, открыть окна интуиции, опыта каждого, дать возможность на этом перекрестке встретиться разным точкам зрения и понимания смысла, чтобы дети научились переводить сложные и непонятные знания в понятные, создавать особое видение процесса, чтобы они сами прошли путь познания, открытия истины, чтобы это новое знание стало итогом их размышлений.
Мастерская выстроена по законам технологии французских педагогических мастерских.
Ход мастерской
Перед уроком учитель просит детей сесть по группам: созданы 4 группы.
1. Индуктор – Мастер читает участникам мастерской отрывок из статьи К.А. Тимирязева «Почему и зачем растение зелено?» о фантастическом процессе, который совершается в зеленых листьях.
Задание: что поразило вас в этом отрывке? Запишите свои личные ассоциации по отношению к чудо процессу, происходящему в зеленых листьях. ПриложениеII - № 1
После того как группы поделились своими ассоциациями, мастер сообщает, свою неожиданную ассоциацию на процесс совершаемый в зеленых листьях (например, зеленый головастик, хвостище, квадратная голова и т.д.).
Учитель раскладывает каждой группе карточки с заданием № 1 (провести опыт с выделением хлорофилла, для этого необходимо залить свежие зеленые листья спиртом и он окрасится в зеленый цвет, а листья станут бесцветными). Зачем мы проделали этот опыт?
См. приложение I- №1 выбрать из предложенного материала ответ на вопрос «Почему растение зелено и какова задача хлорофилла?»
2. Самоконструкция. Представители от каждой группы озвучивают свой ответ.
3. Учитель предлагает изучить таблицу, на которой представлена специальная терминология, связанная с главными фотосинтетическими пигментами.
Задание № 2. Познакомившись с таблицей, дети выбирают ассоциацию образов для хлорофиллов. См. приложение I- № 2.
4. Социоконструкция. Слушаем объяснение, почему выбрана данная ассоциация. Учитель записывает на доске все ассоциации предложенные детьми.
5. Самоконструкция. Учитель предлагает художникам из групп изобразить цветными карандашами эти ассоциации.
Задание № 3.Изобразите при помощи цветных карандашей эти ассоциации (я подбрасываю свою нарисованную ассоциацию хлорофилла - зеленый головастик с короной). .
6. Социоконструкция. Учитель представляет рисунок структурной формулы хлорофилла. ПриложениеII - №2.
Задание №4: охарактеризуйте структурную формулу хлорофилла, используя ключевые слова-символы (плоская квадратная «голова» - порфириновое кольцо с атомом магния в центре, «хвостище» - фитол).
См.приложениеI-№3.
7. Самоконструкция. Дети знакомятся с карточкой, на которой зафиксирована информация о строении молекулы хлорофилла
8.. Социализация. Детям нужно прокомментировать, почему молекула хлорофилла похожа на…головастика и зачем хлорофиллу фитол? Зачем такая громоздкая конструкция из атомов?
9. Социоконструкция. Группы объясняют рисунки-ассоциации по заданию № 3,4 выдвигают гипотезу связанную с функцией фитола.
10. Социоконструкция. Учитель предлагает индивидуальные задания некоторым ученикам и предлагает поработать с 1-ым томом «Биология, Под ред. Р.Сопера (стр. 286) и выбрать объяснение этой громоздкой конструкции. Задание № 5
11. Социализация. Обсуждение в группе индивидуальной работы и определение общего результата. Представление выступлений по заданию № 4,5.
12. Индуктор – Учитель представляет модель опыта М.С. Цвета «Радуга под лезвием ножа» с окраской растительными пигментами порошка сорбента. Суть данного опыта? Предположения по проведению его. Задание № 6 Что вы думаете о последовательности операций, позволяющая разделить пигменты. См .приложениеI- № 4. Приложение II -№3
Обращает внимание учеников на слайд, где представлен порошок сорбента (это может быть мел, сахарная пудра) адсорбирует (поверхностно поглощает) разные пигменты.
13.Социоконструкция. Выступление групп. Выявление сути расхождения между подходами к вопросу о разделении пигментов.
14. На столе у учителя появляется воронка и карточки с терминами: хлорофилл a (П 680), каротиноиды, хлорофилл a, хлорофилл b, реакционный центр, антенный комплекс.
Задания № 7 Учитель предлагает группам выбрать место положения пигментов в этой воронки (модель - антенного комплекса передачи энергии в фотосинтезе).
См. приложение I- № 5
15. Самоконструкция. Выступление по заданию 7. Дети объясняют место положение светопоглощающих молекул пигментов в светособирательном антенном комплексе Приложение II -№4.
16. Учитель предлагает прослушать наработанный материал по заданию и понаблюдать за предложенной моделью антенного комплекса.
17. Социоконструкция.Задание №8 (для групп): пользуясь информацией о строении хлоропластов, объяснить куда поместить эти воронки с пигментами. Объясните значение этой конструкции в процессе фотосинтеза.
18. Социоконструкция. Выступления групп. Объяснение локализации процесса фотосинтеза.
19. Учитель предлагает учащимся познакомиться со схемой хлоропласта из клетки мякоти листа (Приложение №5), на которой изображены три различных пространства: тилакоидное, межмембранное и строма. См. приложениеI- № 6.
20. Задание № 9. Вывешен плакат с изображением фрагмента липидной части биологической мембраны. Задания группам: объясните, куда вы поместите фотосинтезирующие пигменты. См. приложение I-№ 7.
21. Социоконструкция. Выступления групп.
22. Учитель раздаёт фигурки хлорофиллов, фрагмент внутреннего строения хлоропласта и предлагает детям собрать конструкцию локализации процесса фотосинтеза.
22.Социализация. Презентация продуктов
23. Социализация. Вернитесь к нашему первому заданию, связанному с ассоциациями по отношению к процессу, который происходит в листьях. Поразмышляйте над тем, хватит ли знаний которые мы построили в ходе мастерской, эмоций, вдохновения, чтобы написать… Балладу о зеленом головастике !?
24. Создается баллада о зеленом головастике, в которой раскрываются личные впечатления о важном процессе для всего живого на планете.
25. Чтение итоговых текстов в группе, выбор одного для чтения в классе.
26. Рефлексия. Какие открытия вы сделали сегодня на мастерской? Как вам кажется, легко или трудно было понять замысел Природы в создании зеленых листьев, фотосинтезирующих пигментов, сложных конструкций молекул, хлоропластов, процесса фотосинтеза? Что изменилось в вашем представлении о молекуле хлорофилла в результате работы в мастерской. Какого знания о фотосинтезе не хватает на этом этапе? (вывожу учащихся на тему, посвященную энергетическому этапу фотосинтеза).

КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ МАСТЕРСКОЙ
Баллада о зеленом головастике

№ Задания мастера, выполняются:
И – индивидуально; Г – в группах; О – общими усилиями всех участников мастерской Ожидаемый результат, предполагаемый продукт.
1 И Познакомиться с текстом К. А. Тимирязева и записать свои личные ассоциации по отношению к чудо процессу, происходящему в зеленых листьях.
(Слайд №1)
Записать возникающие ассоциации после прослушивания текста.
- Индуктор – то, что раскачивает чувства, - включает поток ассоциаций и вопросов.
С помощью индуктора (им может быть слово, предмет, рисунок, музыка, действие, графический знак, текст, загадка, шум, запах и т.д.) он включает подсознание, сферу эмоций человека, зная, что заинтересованность проявляется, когда приходит чувство, тогда и рождается мозаика вопросов.

2 Г Обсудить ассоциации (смысловые, цветовые и т.д.), возникшие при прослушивании текста, определить какие 5 ассоциаций станут выбором группы. Создать групповой список ассоциаций. Проведение опыта «Зеленый спирт».
Ответ на вопрос «Почему растение зелено и какова задача хлорофилла?»

5 слов от группы для записи на доске.
3 О Проанализировать общий результат работы групп и найти основные смысловые понятия

Блок смысловых понятий с выражением «зеленые листья»
4 О Сформулировать тему мастерской Например, «Почему и зачем растение зелено?»
( моя задуманная тема - Баллада о зеленом головастике)
5 Г Познакомиться с таблицей хлорофиллов Работа в группах.
Выбрать ассоциацию образов для хлорофиллов.
Анализируется общий результат работы групп и выделяются основные смысловые понятия.

- Социализация – сравнение своего результата с другими в ходе общения, дискуссии, обсуждения (социализация может быть групповой и индивидуальной).

6 Г Прослушать отрывок из учебника по физиологии растений и охарактеризовать смысловые ассоциации, используя ключевые слова-символы для составления «портрета» молекулы хлорофилла. Ассоциативный ряд портретного фрагмента молекулы хлорофилла
7 И Соотнесите термин и понятие и ответьте на вопрос: «Каким образом все это скопище атомов связано меж собой в молекуле хлорофилла?» 5 слов личного выбора

8 Г На основе изучения рисунка структурной формулы молекулы хлорофилла, создать её «портрет» (работа с рисунком)
Представление «портрета»

9 О Обосновать свою точку зрения. Выступление по заданию

Социоконструкция – выполнение группового рисунка - «портрет хлорофилла»
10 И Учитель предлагает индивидуальные задания некоторым ученикам и предлагает поработать с 1-ым томом «Биология, Под ред. Р.Сопера (стр. 286) и выбрать объяснение громоздкой конструкции молекулы хлорофилла. Работа со справочной литературой
11 Г Обсудить в группе результаты индивидуальной и групповой работы и согласовать общий результат 5 слов – общее решение
12 О Представить общий вариант строения молекулы хлорофилла. Вариант рассуждения
13 Г Модель опыта М.С. Цвета «Радуга под лезвием ножа» с окраской растительными пигментами порошка сорбента. Что вы думаете о последовательности операций, позволяющая разделить пигменты. Вариант рассуждения

14 Г Выступление групп. Выявление сути расхождения между подходами к вопросу о разделении пигментов Работа с информационным полем.
15 Г Учитель предлагает группам выбрать место положения пигментов в воронке (модель - антенного комплекса передачи энергии в фотосинтезе). Создание модели антенного комплекса. Обсуждение
16 Г Выступления групп. Объяснение своих предположений о локализации процесса фотосинтеза.
Анализируется общий результат работы групп
Социоконструкция – выполнение групповой модели - локализация процесса фотосинтеза
17 И Поработать с внутренним строением хлоропласта и определить место локализации основных и вспомогательных пигментов в нем.
Личные версии объяснения
18 Г Познакомиться с рисунком «хлоропласт из клетки мякоти листа» и определить место своего хлорофилла в абстрактной модели – локализация процесса фотосинтеза (работа с рисунком изображение фрагмента липидной части биологической мембраны).
Обсудить в группе все варианты, сделать коллективный выбор.
19 О Собрать конструкцию локализации процесса фотосинтеза представить на всеобщее обозрение и прокомментировать. Презентация наработок
Афиширование

Афиширование – чтение вслух или развешивание работ и общее знакомство с ними или совмещение того и другого.
20 И Подумать над тем, что изменилось в вашем представлении о важности молекулы хлорофилла в процессе фотосинтеза в ходе работы мастерской. Рефлексивный анализ
21 И Создать балладу о зеленом головастике, в которой раскрываются личные впечатления ученика о том, как и зачем Природа придумала хлорофилл.
Чтение одного текста
22 И Итоговая рефлексия. Ответить на предложенные учителем вопросы (выбрать ответ) Заполненная таблица на бланке рефлексивного отзыва

Приложение I:
Информационный материал к уроку « Баллада о зеленом головастике»
10 класс - профиль, учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. и др. Биология. Общая биология (углубленный уровень)
( подается информация блоками, по мере проявляющейся мотивации)

1. Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зеленых листьях растений.

К. А. Тимирязев

Зеленый лист! Кто из нас не держал тебя в руках, рассеянно или пристально не разглядывал. Это чудо обесценивает сама природа, тиражируя его каждым летом в миллиардах миллиардов экземпляров.
Чудеса обыденности не так – то просто разглядеть. Это под силу только поэтам или ученым.

№ 1
1.1
Уместно спросить: а почему растение не черно? Ведь если белые поверхности отражают почти все лучи, то черные - наоборот, поглощают весь солнечный спектр. Казалось бы, растения с черными листьями были бы в более выгодном положении!

1.2
Увы, черная листва быстро бы перегревалась, и если бы температура листа поднялась выше плюс 50 градусов, это означало бы смерть для растения. Белки – основная составляющая часть клетки – гибнут уже при температуре, лишь несколько превышающей плюс 40 градусов.
1.3
Итак, ни белые, ни черные листья растениям не подходят. Но, отчего Природа выбрала из промежуточных - зеленый цвет? Ведь мыслима ещё и желтая или, скажем, синяя листва? Кстати, есть основания думать, что когда-то при зарождении жизни на Земле листва перворастений вовсе не была зелена.
1.4
Листья зеленые, потому что содержат зеленое красящее вещество – хлорофилл. Этот зеленый пигмент прекрасно приспособлен для выполнения своей задачи. Он пропускает и отражает те лучи, которые могли бы слишком перегреть растительный организм, и ловит те из них, что наиболее необходимы растениям. Он поглощает голубой, фиолетовый и красный свет и отражает зеленый. Поэтому листья выглядят зелеными.
1.5
Пигменты. Вещества, которые поглощают свет. Белый свет в действительности составлен из спектра множества различных цветов. Каждый пигмент поглощает некоторые цвета и отражает остальные. Такие пигменты, как ксантофилл, каротин и танин также присутствуют в листьях. Они отражают свет в оранжевой, желтой и красной частях спектра, но маскируются хлорофиллом.

№ 2
2.1
Таблица. Главные фотосинтетические пигменты, их цвет и распространение
Класс пигментов и примеры Цвет Распространение
Хлорофиллы
хлорофилл a
хлорофилл b
хлорофилл c

хлорофилл d
бактериохлорофиллы a- d

желто-зеленый
сине-зеленый
зеленый

зеленый
бледно-синий У всех фотосинтезирующих организмов, кроме фотосинтезирующих бактерий
У высших растений и зеленых водорослей
У бурых водорослей и некоторых одноклеточных водорослей, включая диатомовые
У некоторых красных водорослей
У фотосинтезирующих бактерий
Каротиноиды (каротины и ксантофиллы) Желтые, оранжевые, красные, коричневые пигменты
Каротины (b-каротин) оранжевый У всех фотосинтезирующих организмов, кроме фотосинтезирующих бактерий
Ксантофиллы (весьма разнообразные) все желтые Фукоксантин придает специфическую окраску бурым водорослям. У него очень широкий спектр поглощения.

2.2

Семья растительных пигментов, уже и сейчас довольно многочисленная, растет с каждым годом. Число одних только хлорофиллов подошло к десяти: есть хлорофиллы (словно витамины) a,b,c,d,e- у высших растений, у водорослей, у бактерий.
Цвет первым показал, что кроме хлорофилла a – он главный!- в зелени растений присутствует ещё и хлорофилл b. Разные хлорофиллы избирательно поглощают солнечную энергию. Для хлорофиллов группы а максимумы поглощения локализованы в красной части спектра в пределах 650-700 нм (П680 – короткометровый хлорофилл, П700- длиннометровый хлорофилл) и в синей части спектра в диапазоне 430-460 нм. Все хлорофиллы слабо поглощают оранжевый и желтый свет и совсем не поглощают зеленые и инфракрасные лучи.
2.3

Другие формы хлорофилла b,c,d и каротиноиды, присутствующие в хлоропласте, улавливают свет в том диапазоне спектра, где хлорофилл а его не воспринимают. Это позволяет фотосинтезирующим пигментам использовать большее количество диапазонов и энергии света и, следовательно, максимально обеспечивать процесс фотосинтеза.

2.4 Хлорофилл является пигментом, находящимся во всех листьях. Он поглощает голубой, фиолетовый и красный свет и отражает зеленый. Поэтому листья выглядят зелеными.

№ 3.
В молекуле хлорофилла содержится 137 атомов. С учетом валентности атомов, возможных химических связей между ними, расположением в пространстве: можно получить астрономическое число комбинаций! В основе хлорофилла лежит порфин - структура из четырех колечек (пиролла), соединенных углеродными мостиками в большое кольцо (кольцо из колечек). Порфиновое кольцо – это плоская квадратная структура, состоящая из четырех меньших колец, каждое из которых содержит по одному атому азота, способному взаимодействовать с атомами металлов; в хлорофиллах это магний. К такой «голове» присоединен длинный углеводородный «хвост»- фитол.

№ 4
Радуга под лезвием ножа.
Цвет показал, что при пропускании растворенных в жидкости растительных пигментов через слой бесцветного (пористого) сорбента отдельные пигменты располагаются в виде окрашенных (каждый пигмент имеет собственный цвет или хотя бы оттенок) зон.
Порошок сорбента (это может быть мел, сахарная пудра…) адсорбирует (поверхностно поглощает: латинское «sorbere»значит «глотать» разные пигменты с неодинаковой силой: одни могут «проскочить» с током раствора дальше, другие окажутся задержанными ближе.
Полученный таким образом послойно окрашенный столбик сорбента Цвет назвал хроматограммой, а метод – хроматографией. Манипуляции, проделываемые исследователем при хроматографии, похожи на фокус, волшебство.
Вот исследователь в стеклянную трубку, плотно набитую хорошо измельченным мелом, через воронку льет темно-зеленый хлорофилловый экстракт.
И происходит обыкновенное (научное) чудо:медленно спускаясь вниз, жидкость окрашивает порошок в разные тона. Пояски- желтый, зеленый, сине-зеленый, оранжевый… Осталось немного: столбик мела извлекается из стеклянной рубашки и кладется на стол. И ножом(!) разрезается на отдельные цветные части. В каждой - чистейший пигмент. Осталось лишь с помощью растворителя вымыть, извлечь нужный исследователю пигмент из соответствующего кольца сорбента.
Хроматографический метод Цвета позволил ученым открыть для себя красочную и загадочную Страну Пигментов.

№ 5
Все светопоглощающие молекулы пигментов собраны в большие группы (состоящие из нескольких сотен молекул) – так называемые антенные комплексы, которые с помощью специальных белков прочно связаны между собой и с тилакоидной мембраной хлоропласта таким образом, что световая энергия, поглощенная любым из них, передается одной-единственной молекле хлорофилла, которую называют реакционным центром (РЦ). Светособирательный антенный комплекс можно сравнить с воронкой, собирающей лучистую энергию и направляющей её в единому реакционному центру.

№ 6

Процесс фотосинтеза у растений происходит в хлоропластах, где важную роль выполняют мембраны тилакоидов (рисунок - хлоропласт из клетки мякоти листа). Хлоропласты, находясь в цитоплазме, отделены от неё двумя мембранами: высокопроницаемой наружной и менее проницаемой внутренней. Во внутреннюю мембрану, встроены специальные транспортные белки. Между двумя мембранами находится узкое пространство. Кроме того, в тилакоидах, гранах, ламеллах, отделенных от стромы тилакоидной мембраной, также имеется межмебранное пространство - тилакоидное. Поэтому в хлоропластах создаются три различных пространства: тилакоидное, межмебранное и строма, различающиеся между собой составом ферментов и химических веществ, что обуславливает протекания в них разных метаболических процессов. Особенно многофункциональной оказывается тилакоидная мембрана. В ней локализованы все фотосинтетические пигменты: зеленые - хлорофиллы и вспомогательные – желтые и

красные –каратиноиды, участвующие в поглощении и использовании энергии света; все энергетические системы хлоропласта; системы запасания энергии; разнообразные белки –переносчики электронов, образующие электро-транспортную цепь и ферментативный комплекс АТФ-синтетазы.

№ 7.

Хлоропласт. Хлоропласт отделен от цитоплазмы оболочкой. Внутри хлоропласта расположены пачки мембран, образующих пары, соединенные концами. В результате этого образуется замкнутый диск. Вещество, заполняющее хлоропласт вне диска, называется стромой и является основным веществом хлоропласта. Пачки дисков, расположенных в определенном порядке, образуют граны хлоропластов. У большинства растений мембрана граны переходит в более тонкую мембрану стромы. В строме находятся капельки жира, крахмальные зерна, гранулярное вещество, содержащее ферменты. Считается, что мембрана хлоропласта (толщина около 70 А) состоит из двух слоев липидов, находящихся между двумя тонкими слоями белка. Хлорофилл образует мономолекулярный слой по всей поверхности диска.

Усилим мозговую деятельность, подбросим еще один факт (по мере необходимости).

Листва зелена - эту аксиому разрушает осень с ее желтой, красной и оранжевой листвой.
Хлорофилл хрупок и недолговечен: лучи солнца убивают его, но на смену погибшим молекулам лист синтезирует новые. Однако осенью образование хлорофилла прекращается: лист теряет свою зеленую окраску, обнажая до того скрытые под зеленью другие пигменты.

Опыты (французский ученый Фламмарион): Растения росли у него в оранжереях под светофильтрами, пропускавшими только определенные лучи света.
Под голубыми лучами растения развивались хуже всего, лучше при зеленом, и наиболее пышный рост наблюдался при красном освещении.
Опыт (К.А. Тимирязев): Он разрезал лист на пять одинаковых кусков и поместил их в пять пробирок: первую освещал синим светом, вторую – зеленым и так далее.
Выяснилось: наиболее действенен для растений красный цвет.

Спектр электромагнитных волн входит не только видимый свет - также инфракрасное излучение, ультрафиолет, космические лучи гигантских энергий… Отчего же растения обходятся лишь видимым светом?
Ответ прост: инфракрасные лучи несут фотоны очень малых энергий. Крошечных - они не способны вызвать химических изменений в молекулах.
Ультрафиолетовое излучение настолько богато энергией, что способно погубить зеленый росток, эти лучи вызывают ионизацию и разрушение химических связей.
К счастью для всего живого, слой озона в атмосфере задерживает ультрафиолетовую часть солнечного спектра.
Вот и получилось: «питаться» растения могут лишь энергией видимого света. Но и этот участок электромагнитного спектра не прост: есть желтые, зеленые, и другие лучи… Отчего же растения предпочитают красные? А красные лучи наиболее интенсивны (они слабее всего рассеиваются атмосферой). Так в процессе длительной эволюции, растения постепенно выбрали для себя наиболее подходящий участок энергии.

Хлорофилл – это избранник природы, её «любимчик». В нем чувствуется нечто мистическое. Словно эта молекула – ключ к разгадке многих глубоких тайн живого.
Вот тому пример. Даже при минус 269 градусах хлорофилл, оказывается, не теряет своих удивительных свойств. Фотохимические превращения в хлорофилле не прекращаются даже при температурах, близких к абсолютному нулю! Этот факт позволяет иначе взглянуть на эволюцию жизни на Земле. Вполне возможно, что фотохимические процессы могли протекать в жестких условиях низких температур, в те отдаленные эпохи, когда, по традиционным понятиям, на планете ещё не было условий для возникновения жизни…

Левенгук одним из первых наблюдал хлорофилл. Но получили его и, главное, дали ему имя французские химики Пельтье и Каванту. Именно они нарекли «листозелень» (словечко, придуманное Тимирязевым ) хлорофиллом (от греческих «хлорос» - зеленый и «филлон» - лист)
Опыт с выделением хлорофилла прост и доступен каждому. Стоит залить свежие зеленые листья спиртом, и спирт окрасится в зеленый цвет, а листья станут бесцветными. Но кроме того, эти ученые промыли полученную полужидкую зеленую водой (удалив при этом водорастворимые примеси), а затем просушили ее и получили зеленый порошок. Увы, последующие исследования установили, что этот порошок представляет собой сложную смесь пигментов.

Опыт: Зеленые листики крошат на мелкие кусочки и кладут в фарфоровую ступку. Пестиком растирают листья, приливая спирт (чтобы растирание шло быстрее, прибавляют немного чистого речного песка). Когда спирт окрашивается в темно-зеленый цвет, получают хлорофилловую вытяжку. Профильтровав вытяжку, берем пробирку и наливаем в нее хлорофилловую вытяжку(1/3 пробирки), приливая столько же бензина и 10-20 капель воды. Затем закрываем пробирку пальцем, взбалтываем содержимое и даем отстояться. Жидкость внизу пробирки будет желтая, а вверху – зеленая (в спирте растворился желтый пигмент-ксантофилл, в бензине – хлорофилл).

Приложение II:

№ 1.

Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зеленых листьях растений.

К. А. Тимирязев

№2.



Структурная формула хлорофилла

№3



Опыты М.С. Цвета с окраской растительными пигментами порошка сорбента. Последовательность операций, позволяющая разделить пигменты.


№ 4



Антенный комплекс передачи энергии в фотосинтезе


№ 5



Хлоропласт из клетки мякоти листа


Категория: Разное | Добавил: Natalyraz
Просмотров: 2771 | Загрузок: 190 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог