Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Разное


Статья "Использование активных методов обучения в развитии мышления у учащихся на уроках биологии"

СКАЧАТЬ (45.0 Kb) 28.02.2013, 21:04
Разволяева Наталья Васильевна
учитель биологии, МБОУ СОШ №22
Использование активных методов обучения в развитии мышления у учащихся на уроках биологии

Разволяева Наталья Васильевна
МБОУ СОШ № 22, г. Южно- Сахалинск
Учитель биологии

Статья предназначена для учителей биологии. В ней рассмотрены способы активизации познавательной деятельности средствами технологии творческих мастерских. В представленном материале описан опыт использования активных форм обучения в процессе построения нового знания, что позволяет разрешить противоречие между тенденциями инновационного образования учащихся и традиционными способами применения знаний. Это противоречие определяет главную задачу: развитие творческих и нравственных возможностей школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции.

Хороший урок - это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять - бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак.

«Знание – сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, а действительно давали ему силу и радость – в течение всей жизни? Учащиеся в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «своя» реальность, - полученное знание уже никогда не забудется. Более того, «переоткрытие» гениального решения может привести к принципиально новому результату – столь же неожиданному и не менее гениальному. И тогда учащийся, еще сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем – исследователем в подлинном смысле этого слова!
Такой подход к образованию, к знаниям близок настоящим ученым, в своей деятельности и в своем собственном образовательном движении они обязательно пользуется этим принципом переоткрытий.
Превратить это тайное искусство работы со знаниями отдельных выдающихся ученых во всем доступную технологию это великое дело!
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование таких методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Здесь выстраивается своеобразная «машина», которая нацелена на формирование у учащихся ряда способностей, без которых невозможно делать новые открытия и вообще получать какие-либо знания – именно знания, а не информацию.
Для того чтобы организовать процесс мыследеятельности в построении нового знания приходится искать такие технологии, которые бы способствовали развитию у школьников базовых способностей (мышление, воображение, различительная способность и т.д.). Формирование способностей идет через определенные способы деятельности. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразование их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.
Уроки мастерские помогают организовать работу с деятельностью учащегося, где происходит передача непросто знаний, а именно деятельностных способов работы со знанием.
Открытие совершенное самостоятельно в ходе мастерской, помогает поверить в собственные возможности, ощутить потребность в сотворчестве, развивает диалогичность. Наибольший интерес представляют мастерские, «запускающие» ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей в понимании важных процессов происходящих на разных уровнях организации живого. Рефлексивный характер мастерской развивает способность к аналитической деятельности, к анализу, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия.
Использование активных методов обучения при проведении мастерских позволяет значительно активизировать процесс обучения.
Работа мастерской имеет определенные этапы, на каждом из которых усложняется изучение темы и действий в создании творческого продукта. Действие в мастерской организуется средствами малой группы (7-8 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности. Состав групп меняется, это могут быть группы, ориентированные по интересам (мастерская художников, певцов, писателей), и группы с разными интересами и уровнем творческой активности; в результате каждый приобретает «живой» опыт принятия любого партнёра, навыки толерантности и взаимопомощи.
В ходе мастерской предпочтительны разноуровневые индивидуальные задания, ориентированные на учащихся в той сфере, которая востребована на данном этапе деятельности.
Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача учителя – создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.
Основные этапы мастерской:
Индукция. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Например, в мастерской «Баллада о зеленом головастике» учащиеся знакомятся с интереснейшим текстом К. А. Тимирязева. На основе прослушанного текста, учитель предлагает записать личные ассоциации, создать ассоциативный рисунок. Деятельность основана на сопоставлении эмоционального восприятия образов: от ассоциативности фрагмента данного текста к восприятию и ассоциативности научного знания.
Этап деконструкции направлен на создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы. При подборе заданий следует сохранять смысловое пространство урока, и учитывать возможность каждого прийти к вершинам смыслов «своим путём».
На этапе социализации происходит соотнесение своей деятельности с деятельностью других и представление всем результатов труда, для того чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. В результате дети развивают свои предварительно выращенные понимания, либо преодолевают их, выбирая близкую им позицию другого ученика или ученого. В любом случае происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.
Резкое приращение к знаниям и новое видение предмета приводит к креативности мышления, возникает «разрыв». Особенно тщательно следует продумать этот этап мастерской. Для того чтобы привести к качественно новому знанию, в задании должна быть заложена интрига. Например, в мастерской «Баллада о зеленом головастике» учитель предлагает рассмотреть модель опыта М.С. Цвета «Радуга под лезвием ножа» с окраской растительными пигментами порошка сорбента и ответить на вопрос: «Что вы думаете о последовательности операций проведения опыта, позволяющих создать эту радугу?», таким образом, рождается «новое знание».
Заключительный этап работы сопряжён с собственными раздумьями учащихся по теме урока, с обретёнными наблюдениями и переживаниями. В зависимости от уровня подготовки класса и других факторов формулировки заданий этого этапа могут варьироваться, но в любом случае они сопряжены с созданием собственного текста учащимися (например, создание баллады о зеленом головастике).
При проведении мастерских происходит восхождение ученика к новым знаниям, формируется мировоззрение, а вместе с ним происходит становление личности.
Мастерские «дают» образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действия в этой среде. Главное же нужно предоставить ученику, открывать знания самостоятельно. А уже после открытий или их попыток, можно подходить к ученику с так называемыми культурно-историческими аналогами - достижениями человечества в области решения тех же вопросов, на которые отвечал ученик. В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения, тем самым осваивая и их также, но через сопоставление со своим продуктом и пониманием.


Категория: Разное | Добавил: Natalyraz
Просмотров: 2300 | Загрузок: 202 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог