В работе поднимается вопрос экологического состояния парковых зон Центрального района Санкт-Петербурга. Показана необходимость разработки новых форматов привлечения молодежи к вопросам экологии на примере реализованного в 2019 г. экологического квеста на территории Таврического сада Центрального района Санкт-Петербурга. 
 
Современный город можно рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни, но нельзя забывать про места необходимые для общения человека с природой. 
Единственным природным компонентом городской среды, способным улучшить ее качество, являются зеленые насаждения. Кроме того, они обладают большим эстетическим значением, придают городу живописность и во многом формируют его силуэт. 
Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим характеристикам среда. Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни крупных мегаполисов. 
Парковые зоны в городе решают ряд экологических проблем. Во-первых, снижают загрязненность воздуха. Лучше всего поглощают звуки деревья и кустарники с густыми кронами, плотными крупными листьями, с большим количеством мелких ветвей (клен остролистный, липа, дуб черешчатый, тополь канадский). Проникновение шума в парк препятствуют открытые грунтовые пространства - газоны. Снижая шум, парк отвечает и задаче снижения запыленности и загазованности воздуха. Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. А организация парка многорядными полосами древесно-кустарниковыми насаждениями шириной 50 м и высотой 15-20 м снижает уровень загрязненности воздуха на 70-75%. 
В Санкт-Петербурге устройству садов и парков традиционно уделялось большое внимание. Однако за последние годы многие зеленые массивы оказались в запущенном состоянии, не проводились посадки деревьев и кустарников, участились случаи массового размножения вредителей и болезней. Отжив свой срок, стареют и умирают крупные деревья. Катастрофическое состояние многих старых насаждений и отдельных деревьев показали прошедшие за последние 2 года сильные ураганы, которые не только нанесли ущерб садам и паркам, но привели к трагическим последствиям для людей. 
Кроме того, в настоящее время многие парки исчезают под натиском домов, торговых центров, парковок. Те, которые остаются испытывают огромную антропогенную нагрузку. Особенно это касается парков, расположенных в Центральном районе, так как в этой части города традиционно много не только местных жителей, но и туристов. Кроме того, в центре как правило, высокий поток автотранспорта, что также сказывается на состоянии зеленых насаждений. 
На наш взгляд, проблема состояния и развития городских парков, является актуальной. И мы считаем, что необходимо привлечь внимание общественности, в том числе подрастающего поколения к данной проблеме. Основным вариантом решения экологических проблем является воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у молодежи. 
Одной из активных и эффективных форм работы с молодыми людьми являются различные флеш-мобы, акции, перфомансы, квесты, так как они в интересной и активной форме позволяют привлечь внимание, к решению, в том числе, экологических проблем. 
 
Данный проект стал результатом сотрудничества ГБОУ школы №197 и ОПМК «Перспектива». 
Целью данного проекта является формирование ответственного отношения и активной жизненной позиции у школьников города в вопросах охраны окружающей среды. 
 
Задачи: 
- привлечение внимания школьников к экологическим проблемам городских парков; 
- популяризация природоохранной деятельности среди молодежи; 
- пробуждение в сознании детей чувства гордости за природное и культурное достояние родного города. 
 
Ожидаемые результаты: 
- формирование навыков у детей по практическому взаимодействию с окружающей средой; 
- возможность самореализации ребенка в общественно значимой деятельности; 
- сотрудничество взрослых и детей в решении общественно значимых проблем; 
- привлечение внимания населения Центрального состоянию окружающей среды и практическим действиям по его улучшению; 
- повышение уровня экологической культуры населения. 
 
Этапы проекта: 
1. Подготовительный: встреча инициативной группы учащихся и руководителей проекта. Выбор формы экологической акции. Подготовка документов для образовательных организаций и партнеров. Разработка маршрутов и заданий квеста (Приложение 1). 
 
2. Основной этап: 
Первый квест состоялся в Таврическом саду в октябре 2019 г. Участниками квеста стали учащиеся ГБОУ школы №197 Центрального района и учащиеся СПб ГБПОУ «Петровский колледж», Академии управления городской средой, градостроительства и печати; 
Авиационно-транспортного колледжа; Киновидеотехнического колледжа; Санкт-Петербургского медицинского колледжа ФГБОУ ВО ПГУПС. Планируется проведение квеста два раза в год – октябре и апреле. 
В рамках квеста были подведены итоги конкурса «Агитационный плакат по экологической тематике» и проведена акция «Делаем город чище» на территории Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 
 
3. Заключительный: подведение итогов, награждение участников. Подготовка фото-и и видеоматериалов по итогам мероприятия. 
В рамках квеста участникам были предложены не только теоретические задания, но и задания-кейсы, моделирующие различные экологические ситуации. Кроме того, для привлечения внимания к экологическому состоянию парка каждой командой были проведены исследования воды, воздуха, почвенной вытяжки. Учащиеся команды проекта выступили ведущими на станциях квеста. 
Итогом проекта стало не только объединение творческих молодых коллективов, заинтересованных в решении экологических проблем города, но и новые знания в области экологии городов. 
Участники конкурса познакомились с простейшими способами и инструментами по оценке экологического состояния природных объектов. Молодые люди получили возможность творчески реализовать свои идеи в форме агитационных плакатов и привлечь внимание жителей города к проблемам окружающей среды. 
 
Перспективы развития проекта: 
• Ежегодное (два раза в год – осенью и весной) проведение экологического квеста на территории Таврического сада (и других парковых территорий города). 
• Расширение сети социальных партнеров. 
• Увеличение количества участников квеста. 
• Поддержка (организационная, методическая, финансовая) администрацией района. 
• Тиражирование опыта проведения экологического квеста на других территориях. 
• Представление опыта авторов и участников квеста на различных конкурсах и конференциях. 
 
Приложение 1 
 
Профильные станции квеста 
В Квесте участвуют 10 команд. 
Каждая команда специализируется на защите одной из трёх сред: воде, почве или воздухе. 
Каждая команда в случайном порядке получает задание, связанное с локальной экологической проблемой. 
 
Профильные станции: 
 
«Вода» 
Команде демонстрируются 3 сосуда с водой. Ведущий станции сообщает, что жидкость в каждом сосуде набрана из разных участков водоема. Нужно определить при помощи тест-комплект ОЖ-1, в каком сосуде вода из эпицентра розлива нефти, в какой из местного пруда, а в какой пробирке чистая питьевая вода из бутылки. 
Пояснение для ведущего: 
На столе стоят 3 сосуда с разной водой. Ведущий говорит о том, что при помощи тест-системы ОЖ-1 необходимо определить содержание каждого из сосудов. 
Реквизит: тест-комплект ОЖ-1 (Крисмас+), 3 ёмкости для воды, стол, бутылка с водой из пруда, бутылка с водой с добавлением бензина, бутылка с питьевой водой, стойка с названием станции. 
Баллы: 10 баллов команде из сферы «Вода», 8 баллов команде из другой сферы. 
 
«Нитрат.com» 
Определить наличие и концентрацию нитратов в нескольких образцах. 
Пояснение для ведущего: 
Команде предлагается определить, какие из представленных образцов почвы, фруктов и овощей содержит наибольшее количество нитратов. 
Реквизит: тест-система «Нитрат-тест» (Крисмас+), стол, образцы почвы, фруктов и овощей, стойка с названием станции. 
Баллы: 10 баллов команде из сферы «Почва», 8 баллов команде из другой сферы. 
 
«Воздух» 
Определение содержания CO2 в различных местах Таврического сада. 
Пояснение для ведущего: 
Ведущий объясняет команде, что их цель взять пробу воздуха в определенной точке парка. Команде выдается аспиратор и индикаторная трубка, ведущий напоминает, как ими пользоваться. Затем команда перемещается на свою точку, делает там забор воздуха и возвращается обратно. 
Реквизит: аспиратор (Крисмас+), индикаторные трубки для определения содержания CO2, стол, стойка с названием станции. 
Баллы: 10 баллов команде из сферы «Воздух», 8 баллов команде из другой сферы. 
 
Все ведущие присоединены к чату в WhatsApp под названиями станций. Во время игры ведущие станций присылают координаторам количество баллов команд, прошедших ту или иную станцию. Координаторы записывают баллы в общую таблицу. 
 
По истечении времени игры (1 час) команды возвращаются на место старта, где объявляются результаты квеста. 
  
  
 
 
 
  |