Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Разное


Проект "Экологический квест "Город чистой красоты"

20.04.2020, 22:59
Бакулина Ирина Александровна
Учитель биологии, ГБОУ школа №197 Центрального района Санкт-Петербурга
В работе поднимается вопрос экологического состояния парковых зон Центрального района Санкт-Петербурга. Показана необходимость разработки новых форматов привлечения молодежи к вопросам экологии на примере реализованного в 2019 г. экологического квеста на территории Таврического сада Центрального района Санкт-Петербурга.

Современный город можно рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни, но нельзя забывать про места необходимые для общения человека с природой.
Единственным природным компонентом городской среды, способным улучшить ее качество, являются зеленые насаждения. Кроме того, они обладают большим эстетическим значением, придают городу живописность и во многом формируют его силуэт.
Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим характеристикам среда. Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни крупных мегаполисов.
Парковые зоны в городе решают ряд экологических проблем. Во-первых, снижают загрязненность воздуха. Лучше всего поглощают звуки деревья и кустарники с густыми кронами, плотными крупными листьями, с большим количеством мелких ветвей (клен остролистный, липа, дуб черешчатый, тополь канадский). Проникновение шума в парк препятствуют открытые грунтовые пространства - газоны. Снижая шум, парк отвечает и задаче снижения запыленности и загазованности воздуха. Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. А организация парка многорядными полосами древесно-кустарниковыми насаждениями шириной 50 м и высотой 15-20 м снижает уровень загрязненности воздуха на 70-75%.
В Санкт-Петербурге устройству садов и парков традиционно уделялось большое внимание. Однако за последние годы многие зеленые массивы оказались в запущенном состоянии, не проводились посадки деревьев и кустарников, участились случаи массового размножения вредителей и болезней. Отжив свой срок, стареют и умирают крупные деревья. Катастрофическое состояние многих старых насаждений и отдельных деревьев показали прошедшие за последние 2 года сильные ураганы, которые не только нанесли ущерб садам и паркам, но привели к трагическим последствиям для людей.
Кроме того, в настоящее время многие парки исчезают под натиском домов, торговых центров, парковок. Те, которые остаются испытывают огромную антропогенную нагрузку. Особенно это касается парков, расположенных в Центральном районе, так как в этой части города традиционно много не только местных жителей, но и туристов. Кроме того, в центре как правило, высокий поток автотранспорта, что также сказывается на состоянии зеленых насаждений.
На наш взгляд, проблема состояния и развития городских парков, является актуальной. И мы считаем, что необходимо привлечь внимание общественности, в том числе подрастающего поколения к данной проблеме. Основным вариантом решения экологических проблем является воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у молодежи.
Одной из активных и эффективных форм работы с молодыми людьми являются различные флеш-мобы, акции, перфомансы, квесты, так как они в интересной и активной форме позволяют привлечь внимание, к решению, в том числе, экологических проблем.

Данный проект стал результатом сотрудничества ГБОУ школы №197 и ОПМК «Перспектива».
Целью данного проекта является формирование ответственного отношения и активной жизненной позиции у школьников города в вопросах охраны окружающей среды.

Задачи:
- привлечение внимания школьников к экологическим проблемам городских парков;
- популяризация природоохранной деятельности среди молодежи;
- пробуждение в сознании детей чувства гордости за природное и культурное достояние родного города.

Ожидаемые результаты:
- формирование навыков у детей по практическому взаимодействию с окружающей средой;
- возможность самореализации ребенка в общественно значимой деятельности;
- сотрудничество взрослых и детей в решении общественно значимых проблем;
- привлечение внимания населения Центрального состоянию окружающей среды и практическим действиям по его улучшению;
- повышение уровня экологической культуры населения.

Этапы проекта:
1. Подготовительный: встреча инициативной группы учащихся и руководителей проекта. Выбор формы экологической акции. Подготовка документов для образовательных организаций и партнеров. Разработка маршрутов и заданий квеста (Приложение 1).

2. Основной этап:
Первый квест состоялся в Таврическом саду в октябре 2019 г. Участниками квеста стали учащиеся ГБОУ школы №197 Центрального района и учащиеся СПб ГБПОУ «Петровский колледж», Академии управления городской средой, градостроительства и печати;
Авиационно-транспортного колледжа; Киновидеотехнического колледжа; Санкт-Петербургского медицинского колледжа ФГБОУ ВО ПГУПС. Планируется проведение квеста два раза в год – октябре и апреле.
В рамках квеста были подведены итоги конкурса «Агитационный плакат по экологической тематике» и проведена акция «Делаем город чище» на территории Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

3. Заключительный: подведение итогов, награждение участников. Подготовка фото-и и видеоматериалов по итогам мероприятия.
В рамках квеста участникам были предложены не только теоретические задания, но и задания-кейсы, моделирующие различные экологические ситуации. Кроме того, для привлечения внимания к экологическому состоянию парка каждой командой были проведены исследования воды, воздуха, почвенной вытяжки. Учащиеся команды проекта выступили ведущими на станциях квеста.
Итогом проекта стало не только объединение творческих молодых коллективов, заинтересованных в решении экологических проблем города, но и новые знания в области экологии городов.
Участники конкурса познакомились с простейшими способами и инструментами по оценке экологического состояния природных объектов. Молодые люди получили возможность творчески реализовать свои идеи в форме агитационных плакатов и привлечь внимание жителей города к проблемам окружающей среды.

Перспективы развития проекта:
• Ежегодное (два раза в год – осенью и весной) проведение экологического квеста на территории Таврического сада (и других парковых территорий города).
• Расширение сети социальных партнеров.
• Увеличение количества участников квеста.
• Поддержка (организационная, методическая, финансовая) администрацией района.
• Тиражирование опыта проведения экологического квеста на других территориях.
• Представление опыта авторов и участников квеста на различных конкурсах и конференциях.

Приложение 1

Профильные станции квеста
В Квесте участвуют 10 команд.
Каждая команда специализируется на защите одной из трёх сред: воде, почве или воздухе.
Каждая команда в случайном порядке получает задание, связанное с локальной экологической проблемой.

Профильные станции:

«Вода»
Команде демонстрируются 3 сосуда с водой. Ведущий станции сообщает, что жидкость в каждом сосуде набрана из разных участков водоема. Нужно определить при помощи тест-комплект ОЖ-1, в каком сосуде вода из эпицентра розлива нефти, в какой из местного пруда, а в какой пробирке чистая питьевая вода из бутылки.
Пояснение для ведущего:
На столе стоят 3 сосуда с разной водой. Ведущий говорит о том, что при помощи тест-системы ОЖ-1 необходимо определить содержание каждого из сосудов.
Реквизит: тест-комплект ОЖ-1 (Крисмас+), 3 ёмкости для воды, стол, бутылка с водой из пруда, бутылка с водой с добавлением бензина, бутылка с питьевой водой, стойка с названием станции.
Баллы: 10 баллов команде из сферы «Вода», 8 баллов команде из другой сферы.

«Нитрат.com»
Определить наличие и концентрацию нитратов в нескольких образцах.
Пояснение для ведущего:
Команде предлагается определить, какие из представленных образцов почвы, фруктов и овощей содержит наибольшее количество нитратов.
Реквизит: тест-система «Нитрат-тест» (Крисмас+), стол, образцы почвы, фруктов и овощей, стойка с названием станции.
Баллы: 10 баллов команде из сферы «Почва», 8 баллов команде из другой сферы.

«Воздух»
Определение содержания CO2 в различных местах Таврического сада.
Пояснение для ведущего:
Ведущий объясняет команде, что их цель взять пробу воздуха в определенной точке парка. Команде выдается аспиратор и индикаторная трубка, ведущий напоминает, как ими пользоваться. Затем команда перемещается на свою точку, делает там забор воздуха и возвращается обратно.
Реквизит: аспиратор (Крисмас+), индикаторные трубки для определения содержания CO2, стол, стойка с названием станции.
Баллы: 10 баллов команде из сферы «Воздух», 8 баллов команде из другой сферы.

Все ведущие присоединены к чату в WhatsApp под названиями станций. Во время игры ведущие станций присылают координаторам количество баллов команд, прошедших ту или иную станцию. Координаторы записывают баллы в общую таблицу.

По истечении времени игры (1 час) команды возвращаются на место старта, где объявляются результаты квеста.


Категория: Разное | Добавил: BakulinaIA
Просмотров: 918 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог