Развитие познавательного интереса на уроках биологии.
Из опыта работы.
Учитель биологии Баландина Е.С.
МБОУ СОШ №11города Ковров Владимирской области.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться, мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Познавательный интерес - сильный внутренний мотив, и как мотив учения носит бескорыстный характер.
Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Педагогическая практика выработала многообразие путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов:
• увлеченное преподавание,
• новизна учебного материала,
• историзм,
• связь знаний с судьбами людей, их открывших,
• показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся,
• использование новых и нетрадиционных форм обучения,
• чередование форм и методов обучения,
• проблемное обучение,
• эвристическое обучение,
• обучение с компьютерной поддержкой,
• применение мультимедиа-систем,
• использование интерактивных компьютерных средств,
• взаимообучение (в парах, микрогруппах),
• тестирование ЗУН,
• показ достижений обучаемых,
• создание ситуаций успеха,
• соревнование (с коллегами),
• создание положительного микроклимата в группе,
• доверие к обучаемому,
• педагогический такт и мастерство педагога,
• положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,
• гуманизация межличностных отношений и др.
Хочу раскрыть, какие средства для формирования устойчивого познавательного интереса я использую на уроках биологии.
Работая с детьми с разными психологическими и возрастными особенностями, использую личностно - ориентированную технологию и технологию сотрудничества. Они формируют у учащихся потребность в получении знаний в метапредметных компетенциях.
Формирование познавательного интереса к предмету учеников осуществляю через различные педагогические технологии обучения с ТСО, обучение по книге (ТРКМЧП), система малых групп, система «ассистент».
Среди нетрадиционных форм обучения использую урок-путешествие, урок-суд, урок-лекцию, урок –семинар, урок- зачёт, ролевые игры. В основном формы и методы подбираю, чтобы обеспечить познавательную деятельность учащихся. Например, игровые («Брейн-ринг», « Поле чудес», « Видимо-невидимо» и другие); творческие (составление кроссвордов для закрепления знаний при подготовке домашнего задания; сказки; рисунки; эссе; конкурс стенгазет и плакатов, брошюр); проблемно-поисковые ( решение проблемных задач, поисковая беседа, разгадывание кроссвордов и др.); саморазвивающие (работа с учебником, наглядными пособиями , составление схем,таблиц , ОК, сообщения, рефераты, презентации).
Для развития способностей и интересов у ребят очень важен принцип дифференциации в образовательном процессе. Дифференцированный подход в обучении осуществляю на разных этапах урока.
На этапе проверки знаний – тесты, вопросы с учётом особенностей класса, разноуровневые (в форме ГИА, ЕГЭ) проверочные работы, контрольные работы и карточки с разной степенью сложности. На этапе изучения нового материала произвожу отбор объёма содержания урока доступного для усвоения классом. На этапе закрепления знаний использую вопросы разной степени сложности. А на этапе задания на дом даю разные виды работ.
Такое обучение способствует не только развитию познавательного интереса, но и самосовершенствованию личности учащегося; определению самооценки учащимися; проведению самоанализа ими своей деятельности. Важнейший путь активизации обучения биологии в современной школе – это связь урока с другими формами организации обучения. Он показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний и позволяет активизировать их мышление и интерес на каждом этапе урока.
Познавательный интерес стараюсь развивать не только на уроках , но и на факультативных занятиях по биологии , где не только расширяю кругозор, но и провожу интересные практические занятия и лабораторный практикум. Теперь, когда в арсенале преподавателя есть ИКТ, такая внеурочная деятельность учащихся превращается в ученические проекты, которые являются предметом гордости учеников и вызывают огромнейший интерес к биологии.
Метод проектов является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы, усложняются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе; если реализуется вся последовательность работы – от ее замысла, формулировки темы и цели до защиты, рефлексии и самооценки; если роль учителя меняется от этапа к этапу.
Большую роль в решение задачи повышения уровня познавательного интереса играют внеклассные мероприятия. Мои ребята активно участвуют как в школьных мероприятиях в рамках декады естественно - научного цикла, так и в мероприятиях более высоких уровней.
Результаты такой деятельности следующие:
% успеваемости - 100
% качества - 60-70
Учащиеся выбирают предмет как профилирующий и поступают в медицинские колледжи, вузы (направления-психология, биохимия, медицина, криминалистика). Учащиеся являются не только участниками, но и победителями конкурсов, олимпиад, викторин разного уровня – от школьного до всероссийского.
Но надо помнить, что познавательная активность формируются быстрее, если использовать для этого специальную систему учебной деятельности. Она включает в себя:
• Деятельность под руководством учителя. На всех ее этапах ученик работает с помощью учителя. Помощь состоит в многочисленных вопросах, заданиях, упражнениях на анализ и перестройку учебной деятельности ученика.
• Самостоятельная деятельность проходит без непосредственного участия учителя, но по его заданию. Для нее выделяется или урочное, или дополнительное время.
• Самообразовательная деятельность – ведется учеником без руководства учителя в соответствии с собственными задачами, мотивами и целями.
Таким образом, применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения биологии, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы биологических знаний, умений и навыков.
Список литературы
• Зверев И. Д., Мягкова. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. М .: «Просвещение», 1985.
• Максимова В. Н., Ковалева Г. Е. и др. Современный урок биологии. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1985.
• Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе. – М., 2007. - № 6. – с.:35-38.
• Шамардина Т. В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся.// Директор школы. – М., 2007. - №4. – с:57-62.
|