Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


305 стрелковая дивизия. Исследовательская работа учащихся и педагогов

12.05.2020, 13:01
Кунакбаева Т.И.,Джумшудова Е.В.
учитель немецкого языка, учитель истории, МАОУ "СОШ №16" Великого Новгорода
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Великого Новгорода

Тема работы: "305 стрелковая дивизия"

Авторы: учащиеся 9 "а" класса:
Терехов Кирилл Александрович,14лет
Киршин Роман Алексеевич,15лет
Борисов Никита Александрович,15лет

учащийся 9 «в» класса
Машарипов Сухроб Даврон угли ,15 лет

Руководители: Джумшудова Елена Викторовна, учитель истории
Кунакбаева Татьяна Ивановна, учитель иностранного языка

 
"Мы все умрем:
Людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но мы живем,
чтобы оставить след:
дом иль тропинку,
дерево иль слово"

Расул Гамзатов

1. Введение.
Трагическая судьба забвения постигла не только 2 Ударную, но и почти все ее формирования. Так случилось и с 305-й дивизией . 305-й дивизия в страшном 1941 году насмерть стояла у Новгорода, на огневом рубеже реки Малый Волховец, а затем защищала фланги 2-й Ударной армии в районе Мясного Бора… В декабре 1941 года дивизия вошла в состав образованного Волховского фронта. В 1942 году попала в окружение в составе 2-й Ударной армии. В июле 1942 года была расформирована…

Проблема: мало материалов о линии обороны на территории Великого Новгорода. Мы решили восполнить данный пробел через исследовательскую работу: изучение истории 305 дивизии. А это – новые встречи с людьми, прошедшими войну, бывшими детьми войны, историками, изучение местности, работа с документами в архивах, в интернете, в музее. Данную тему считаем актуальной, так как воспитание патриотизма у наших ровесников является очень значимым в период возникновения различных группировок, как в интернете, так и в реальной жизни. Лидеры, которых призывают подростков к агрессии, к унижению более слабых, к национальной ненависти. А.С.Добров в своей книге «305-я стрелковая дивизия 1-го формирования…» писал: "Это горький упрек нам, приглашающим на праздники Победы делегации из поверженной когда-то Германии и забывающим позвать горстку ветеранов из безвестных соединений, кровью своей с лихвой оплативших наши нынешние торжества. И это еще одна попытка достучаться до каждого сердца. "
Не зная прошлого, нашей истории, невозможно построить будущее без ненависти и злобы.

Целью исследовательской работы является развитие интереса к изучению истории своего края. Для выполнения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Научиться алгоритму работы над проектом.
2. Развить навыки самостоятельного исследования.
3. Систематизировать имеющие данные о 305 дивизии.
4. Научиться бережному отношению к истории своего края, уважению к подвигу отцов и дедов.
4.Разработать и проводить экскурсий по линии обороны и местам боевых сражений 305 стрелковой дивизии.

Гипотеза: мы предполагаем, что без памяти и благодарности всем солдатам, прошедшим ВОВ, невозможно построить будущее без войны.

Результатом своей деятельности видим экскурсионный маршрут в рамках КЛИО и для всех желающих по линии обороны 305 стрелковой дивизии на местности и в школьном музее.

В своей работе мы использовали материалы книги Александра Семеновича Доброва, майора в отставке, бывшего командира артбатареи этой самой дивизии, одного из немногих оставшихся в живых ее бойцов «305-я стрелковая дивизия 1-го формирования…», материалы волонтеров исторического движения в «VKontakte» помогли нам узнать некоторые подробности о действиях 305 дивизии на территории В. Новгорода, в частности в районе Малого Волховца.
Материалы на сайтах дали нам возможность понять необходимость донести до наших сверстников историческую правду о тех, кто на смерть стоял на защите Новгорода.
Работа по исследованию материала была начата в декабре 2018 года, после встречи с родственниками погибших солдат, которые похоронены на братском захоронении в районе Деревяниц, недалеко от нашей школы. Была создана группа заинтересованных в данной деятельности учащихся 8 классов (в настоящее время– 9-х классов). Далее были определены цели и задачи данного исследования, составлен план изучения материала, определены действия каждого из членов группы: сбор документального материала, обследование линии обороны по р.Малый Волховец, беседы с членами отряда "Находка" и поисковой экспедиции "Долина памяти" Орлова Н.И., очевидцами тех событий, связь с людьми, которые занимаются историей нашего края, определены сроки сбора материала и его обработки: февраль - сентябрь 2019 г.

2. Основная часть работы
2.1. Что такое стрелковая дивизия 305.

В состав 305 дивизии входили:
• 1000-й стрелковый
• 1002-й стрелковый полк
• 1004-й стрелковый полк
• 830-й артиллерийский полк
• 358-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион
• 474-я зенитная батарея
• 377-я разведывательная рота
• 573-й сапёрный батальон
• 726-й отдельный батальон связи
• 293-й медико-санитарный батальон
• 305-я отдельная рота химической защиты
• 448-я автотранспортная рота
• 432-я полевая хлебопекарня
• 704-й дивизионный ветеринарный лазарет
• 954-я полевая почтовая станция
• 820-я полевая касса Госбанка (до 15.04.1942 номера не имела)

2.2. Историческая справка .
305 дивизия была сформирована в июле-августе 1941 в Дмитрове. Более половины личного состава дивизии составляли добровольцы Коминтерновского района Москвы, а также мобилизованные Калининской области.
В составе действующей армии с 15 августа 1941 по 2 июля 1942 года.
Первым командиром 305 дивизии был полковник Барабанщиков Дмитрий Иванович, к сожалению, его фото не удалось найти (01.07.1941-30.06.1942).
С 08.06.1942-07.07.1942 - полковник Тарасов Александр Павлович. Всю славу дивизии накрыла черная тень 2-й Ударной армии, находившейся под командованием генерала Власова.
"Бойцы 305-й кровью своей умыли Новгородскую землю, но имя дивизии сохранили. Оставшиеся в живых солдаты ценой неимоверных усилий сумели сберечь её флаг, поэтому-то после битвы под Мясным Бором и была создана знаменитая 305-я дивизия второго формирования. Она освобождала Воронеж, Орел, Белгород и закончила свой боевой путь в Праге. Ей было присвоено наименование Белгородская и присуждены ордена Суворова и Кутузова, в её честь в августе 1943 года впервые прогремел салют".("Новгородские ведомости".Алина Бериашвили)

2.3. 305 дивизия на линии обороны Новгорода
21 августа 1941 года подошла пешим маршем на оборонительный рубеж по рекам Малый Волховец и Волхов под Новгород и немедленно приступила к атакам на Хутыньский монастырь. Вела бои за Новгород до его оставления 24 августа 1941 года, после чего отошла за реку и приступила к обороне и оборудованию позиций в районе населённых пунктов Пахотная гора, Ущерское, Шендорф, Радионовка, Малая Вишера, Муравьи.
Во время немецкого наступления на Тихвин принимала активное участие в боях своим правым флангом в районе Дубровка, Муравьи в октябре-ноябре 1941 года. В декабре 1941 года 305 дивизия ведёт отдельными подразделениями бои в районе Тигоды, Никольского.
С 27 декабря 1941 года отдельными подразделениями данная дивизия осуществляла попытки форсировать Волхов. С 2727декабря 1941 года отдельными подразделениями 305 дивизия осуществляла попытки форсировать Волхов. 7 января 1942 года двумя батальонами захватила небольшие плацдармы, но к 10 января 1942 года была вынуждена оставить их. 13 января 1942 года в первых эшелонах общего наступления войск 52-й армии форсировала реку на участке Горка — Теремец, к 15 января в тяжёлых боях овладела опорными пунктами противника и, развивая наступление, вышла ко второму оборонительному рубежу на участке Любцы — Тютицы, где штурмовала вражеские позиции. В конце февраля 1942 года введена в прорыв у Мясного Бора, где 28 февраля 1942 года, развернувшись фронтом на юг, приняла оборону у 259-й стрелковой дивизии на северо-западе Замошского болота, у деревень Большое и Малое Замошье. С 15 марта 1942 года 305 дивизия отбивала атаки немецких войск, которые, наступая с юга стремились закрыть горловину прорыва. Во второй декаде 1942 года своим левым флангом, занявшим после состоявшегося замыкания кольца оборону по западному берегу реки Глушица, вела бои по разрыву кольца окружения, наступая на восток в направлении Новой Керести, и 27 марта 1942 года совместными усилиями небольшой коридор был пробит. До лета 1942 года 305 дивизия вела бои в коридоре и близ него и обороняла вверенный участок.
В ходе операции по выводу из окружения 2-й ударной армии в начале июня 1942 года немецкие войска вновь сумели закрыть узкий коридор, 305 дивизия вместе с другими войсками армии оказалась в кольце и была полностью уничтожена. По некоторым данным, на июль 1942 года, списочный состав дивизии насчитывал всего 82 человека.
305 дивизия была включена в Новгородскую армейскую группу.
"Мало кто знает, что прибыв под Новгород в августе 1941 года, она с ходу опрокинула врага, 16 августа ворвалась в Новгород и дошла до реки Волхов, которая делит город на две половины. Только подавляющее огневое превосходство противника, в том числе войск СС, заставило дивизию отойти назад" (Гаврилов Б.И. «Долина смерти. Трагедия и подвиг 2-й ударной армии». 1999 год).
4 декабря 1941 года 305-я дивизия (1000 сп, 1002 сп, 1004 сп и спец.подразделения боевого обеспечения (954 полевая почта) перешла в наступление (массовое наступление) и 9 декабря выбила врага из населенных пунктов Никиткино, Тигода, Дубровка, Ситно, Посад и полностью очистила (в полосе своего наступления) восточное правобережье реки Волхов.
Дивизия расформирована 30 июля 1942 года.
 * Сейчас мы не найдём д.Никиткино и д.Тигода, т.к. их больше не существует. Они были в 2-х и 3 км восточнее от современной Дубровки и Кирилловки. Их фашисты сожгли и больше они не восстанавливались, т.к. там было до 10 дворов. Не найдём и д.Муравьи, т.к. это и были Муравьёвские казармы, что в 1 км между Дубровкой и Кирилловкой. От д.Муравьи (Муравьёвские казармы) 2 км восточнее была д.Никиткино (сейчас это урочище Никиткино в лесу на месте бывшей деревни). Деревни Никиткино сейчас нет, но останки погибших оттуда были перенесены после войны в д.Змейско Новгородского района Новгородской области, что в 7 км севернее д.Дубровка.
25 июня 1942 года из окружения вышли только 82 бойца 305-й стрелковой дивизии. Всего дивизия насчитывала 10 тыс. человек, а если считать всё её пополнение по ходу боёв, то более 17 тысяч. Все они остались лежать в новгородских лесах и болотах… Светлая им память!
17 ноября 2016 года на месте Муравьевых казарм, где проходили особо ожесточенные бои с испанской голубой дивизией, была установлена мемориальная доска в честь воинов 305 стрелковой дивизии , сражавшейся с гитлеровцами за Новгород с августа 1941 года по июль 1942 года. (См.презентацию)

2.4.Характеристика методов решения проблемы
При исследовании данной темы нами были задействованы следующие методы: методы использования старых накопленных знаний для получения новых знаний по данной теме, в частности, беседы с учителями истории, родственниками, которые воевали, с заинтересованными людьми-волонтерами, чье увлечение – изучение истории родного края. Это и методы использования смежных знаний (литература, кинематограф. В частности, просмотрели документальные фильмы о войне на кинофестивале «Вече»); накопления информации; анализа; ознакомление с историей изучаемого вопроса (это мы затронули в разделе "история 305 дивизии", смотрите выше), методы проверки и уточнения фактов, обсуждение результатов, обзор литературных источников, обработка полученных результатов, практическая работа, которая проявилась в исследовании и обследовании данной проблемы, выполнение презентации по данной работе.

2.5. Результаты исследования.
Результатами данного исследования стало собрание фотодокументов и материала о 305 стрекловой дивизии на территории Новгорода.
Главным результатом, на наш взгляд, стало глубокое убеждение в том, что историческая правда о защитниках нашей Родины должна восторжествовать, и никакие оговоры действий солдат 305 дивизии и их командиров не помогли немцам сдержать наступление наших войск, так как наш народ был нацелен на победу, и ничто не могло сдержать натиска наших войск. Патриотизм советских людей сыграл значимую роль в победе в ВОВ.
Многие уникальные достопримечательности, памятники и даже полностью деревни (л.Никиткино,д.Тигода, Муравьевские казармы) были полностью уничтожены или сильно пострадали от фашистов, но записи, рассказы очевидцев тех событий, их потомков многое могут рассказать о минувшей войне на нашей земле. Это настоящие реликвии. Они участвовали в войне, несут на себе следы от пуль и снарядов. Их надо сохранить. Уверены, они будут востребованы у туристов и самими горожанами. Результатом своей деятельности мы видим экскурсионный маршрут в рамках КЛИО и для всех желающих по линии обороны ВОВ в Великом Новгороде на примере 305 стрелковой дивизии, экскурсии в музее нашей школы.

Данная работа может быть рассмотрена как предложение для Администрации города в плане привлечения школьных музеев, где можно проводить не только экскурсии для школьников, но и уроки истории по теме ВОВ, экскурсии для жителей микрорайонов города, гостей города. В перспективе работу по этой теме мы планируем проводить и дальше .
Каждый участник группы внес свой вклад в развитие этой темы, сбора материалов, оформления самой работы, обследования линии обороны по р.Малый Волховец, поездка в Мясной Бор, организация встреч с участниками поисковой экспедиции "Долина" и поискового отряда "Находка".

Заключение.
Участие в подобных проектах позволяют связать единой нитью сразу несколько поколений. Мы научились самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения, устанавливать контакты с другими участниками образовательного процесса. Современная действительность требует от нас логического мышления, навыков работы в команде, планирования самостоятельной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность в полной мере этому способствует. Такая деятельность позволяет и педагогам решать определенные воспитательные и учебные задачи: развитие критического и аналитического мышления школьников в ходе творческой деятельности. Современная действительность требует от нас логического мышления, навыков работы в команде, планирования самостоятельной деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность в полной мере этому способствует. и осуществления учебных проектов; поиск талантливых и одаренных школьников и создание оптимальных условий для их полноценного развития; воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении.
Газета "Новгородские ведомости" опубликовала статью Алины Бериашвили, в которой четко выражена и наша позиция:
"Есть дата, которая никак не отмечена в календаре, но она должна быть памятна нашему городу. Каждый год, 25 июня, какая бы ни была погода, ровно в полдень приходит к Вечному огню пожилой человек и целый час стоит там один, в почетном карауле. В руках у него на высоком древке плакат, на котором написано:305-я стрелковая дивизия первого формирования. Численность: август 1941 года; 10 000 человек, июль 1942 года; 82 человека;. Дивизия, чьи солдаты сложили головы на Новгородской земле, защищая Родину, никогда не награждалась орденами и не видела салютов в свою честь. Не получила она и малой толики почёта присвоения ей наименования Новгородская. Но человек, из года в год приходящий к Вечному огню, знает: дивизия чиста перед Родиной. Валерий Васильевич ДЕМИДОВ, сын политрука Василия Демидова, живет в Новгороде, защищая рубежи которого погиб его отец, и вот уже более 30 лет продолжает отстаивать честь и память забытой дивизии.

Список использованных источников:
1. А.С.Добров «305-я стрелковая дивизия 1-го формирования…»
2. Никишов Я.В.Реферат «Линия обороны Великого Новгорода.2018г. МАОУ СОШ №16
3.https://wiki2.org/ru/305-я_стрелковая_дивизия_(1-го_формирования)
4. Алина Бериашвили. "Забытая дивизия". novvedomosti.ru
5.www.soldat.ru
6. Анастасия Громова " Память живая и мертвая: 25 июня погибла 305-я стрелковая дивизия" https://regnum.ru/news/society/2436600.html


Категория: Блоги | Добавил: tatkunakbaeva
Просмотров: 738 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог