У ребёнка нет стремления к общению? Речь значительно отличается от нормы? Вы не можете его понять? Ребёнок при этом понимает что ему говорят, но отвечает на своём языке, а когда его просят что-то сказать или повторить - отмалчивается или уходит. Всё чаще мы слышим у детей дошкольного возраста речевые нарушения. Увеличивается численность безречевых детей. Термин алалия являются одним из самых сложных в логопедии. К сожалению устойчивой статистики распространения алалии среди детей дошкольного возраста нет, но имеются данные о том, что распространённость моторной алалии — 2,7 случая на тысячу детей, причём у мальчиков это расстройство встречается в два раза чаще, чем у девочек.
Анализ алалии исторически делится на два этапа:
I.С1875 до 60-х годов ХХ в.;
II.С 1960 – по настоящее время.
Вначале за основную суть отклонения от нормы принимали за внешние черты, а взаимосвязь с внутренними свойствами не рассматривалась. Предпосылки расстройства языкового механизма связывались с несоответствием моторики или разных психических процессов.
После открытия внутренней схемы и деятельности языкового развития, в основном стали психолингвистический и лингвистический периоды изучения отклонений от нормы.
Труд ученых, таких как; Р.Е.Левиная, М.Е.Хватцев и другие, в изучении алалии разделялись на шесть типов: анатомо-физиологический, клинический, психологический, лингвистический, психолингвистический и медико-педагогический.
1.По мнению представителей анатомо-физиологического типа, алалия – это органическое недоразвитие речи центрального характера. Предполагалось, что развитие мозговых систем продолжается после рождения ребенка, что оно не заканчивается во внутриутробном периоде.
И.К. Самойлова говорила, что изучение патофизиологических механизмов, которые лежат в основе алалии, обнаруживает расширение процессов торможения и возбуждения, и неактивность основных нервных процессов, повышенную истощаемость клеток коры головного мозга.
При алалии Л.А. Белогруд, А.Л. Линденбаум, Е.М. Мастюкова утверждают, что присутствуют не резко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий.
2.Суть клинического вида в том, что анализ состояния центральной нервной системы, причины поражения мозга и способы лечения.
3.Суть психологического вида строится на классификации Розы Евгеньевны Левиной в 1951 году, где она выделила следующие группы нарушения восприятия: фонематического, предметного и психической активности.
4.В.К.Орфинская в своих работах показала, что при лингвистическом виде алалии нарушены языковые системы: фонетика, грамматический строй, словарный запас.
5.Доминирующий вид – это психолингвистический вид. Представителями его являются В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Е.Ф. Соботович.
6.Необходимость в комплексе учитывать все сведения о ребенке является сутью медико-педагогического аспекта. Была создана типовая структура для детского сада детей с нарушениями речи. В неё входили следующие категории:
группы детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
группы детей с общим недоразвитием речи;
группы заикающихся детей;
объединенные группы.
Трудности изучения алалии являются одними из самых сложных в логопедии. Вывод о том, что алалия - это системное недоразвитие речевой деятельности при относительном сохранном интеллекте и нормальном слухе, необходимо сделать рассмотрев серию определений алалии.
Недоразвитие речи в дошкольном возрасте при моторной алалии носит структурную категорию и охватывает все ее составные части. Признаки недоразвития можно разделить на две группы, различающиеся по зонам поражения: нижних и передних отделов в центральной моторной области коры мозга. Формирование активной устной речи и самостоятельного письма у ребенка с заключением моторная алалия затруднено. Эти нарушения могут носить различный характер:
Ребенок хочет, но не может произнести то или иное слово;
Затруднена переключаемость артикуляционной позы;
Последовательность движений для повторения слова затруднена и т.д.
Активный словарь формируется в несоответствии с возрастом. Бедность и искаженность свойственны данному периоду. Грамматический строй нарушен и задерживается развитие фонематического слуха. У ребенка не развивается самостоятельная речь, общение происходит с помощью отдельных слов и звуков. На фоне нарушений артикуляции с речевыми движениями формируется нарушение фонематического восприятия речи и её понимания.
Замедленное произнесение слова по слогам при моторной алалии говорит о нарушении темпа и ритма речи. Невозможность повторить ритмический рисунок выстукиванием или похлопыванием по схеме характерен для такого диагноза. Происходят различные замены слов, так как словарный запас искажен и скуден. Ребенок, у которого при обследовании выявлен более высокий уровень развития речи, заменяет слова по значению. Замена глаголов, у моторного алалика, проявляются чаще, чем существительные. Практически все этапы развития речи ребенка отягощены определенными трудностями в подборе слов с лексическим значением для данного высказывания.
Вывод: у ребенка нет основы для развития и закрепления словаря, что словарный запас попросту ограничен. Это ведёт к значительным затруднениям построения предложений. Свойственна искаженность, сбивчивость речи. Потребность в общении отсутствует, так как ребенок с моторной алалией боится быть непонятым. В основном все попытки общения сводятся к жестам.
Недоразвитие речи у детей с моторной алалией сочетается с нарушением разных компонентов деятельности. Главное - нет стремления к общению.
Для того, чтобы избежать плачевных последствий, необходимо обращать всему окружению ребенка на речевые способности. Начиная с роддома и в дальнейшем. Вовремя оказанная квалифицированная помощь, может оградить его от трудностей в общении. Примеры и рекомендации привожу в данной статье.
Из своей практики я бы хотела привести два противоположных результата своей работы с моторным алаликом:
1. Мальчик Андрей (на момент начала занятий возраст: 3 года и 2 месяца). Занятия проходили в частном порядке. Ребенок был чрезмерно возбудим, не мог повторить простые действия в том же порядке, как ему было показано. Не мог повторить артикуляционные движения, но при этом было видно, что он хочет повторить, но не знает как. Так же наблюдались недостатки развития мелкой моторики. На первом этапе работы мы постоянно играли (игра с подтекстом). Все игры сопровождались словесной инструкцией (вопрос - ответ с демонстрацией). Метод «рука в руке» был постоянно в приоритете. Когда ребенок стал поспокойней и привык к выполнению заданий, я перешла к работе над гласными. Почему необходимо работу начинать именно с гласных? Гласные звуки - это основа слова, его база, форма. При произношении гласных звуков отлично прорабатывается артикуляционный аппарат, особенно губы. Это очень полезно для развития подвижности губ и улучшения дикции. Например, если Вы скажете звук "А", а потом сразу "У", то Ваши губы почувствуют изменения, начнёт работать круговая мышца рта. А если попробовать сказать (или пропеть) несколько раз цепочку из гласных звуков "А- У- И- О" - активно работая губами, то получится очень хорошая артикуляционная гимнастика. Развивается слухо-речевая память. Следующим этапом был переход к согласным раннего онтогенеза. Каждый согласный отрабатывался с гласными звуками. Какие-то звуки приходилось вызывать. Трудности возникли с мягкими согласными. На каждый звук домой давалось домашнее задание, которое включало в себя не только отработки заданного звука, но и задания на развитие памяти, внимания, мелкой моторики рук.
Работа с Андреем длилась три года. В течении этого периода работала не только я, главное работала МАМА. Анна Викторовна отрабатывала с сыном рекомендованные упражнения на заданный звук каждый день. Придерживалась медикаментозной терапии согласно предписанию невролога. Также ребенок два раза в год проходил курс логомассажа и электрофореза. В работу был подключен дефектолог. И совместными усилиями, при командной работе, ребенок пошел в обычную общеобразовательную школу в возрасте 7 лет.
2.Девочка Маргарита. На момент начала занятий возраст 5 лет. Занимались в ДОУ. Ребенок с 4‐х лет посещает группу ЗПР по заключению ТПМПК. Работа длилась на протяжении 2‐х лет. Ребенок с заторможенным поведением. Интеллект сохранен. Страдает память, внимание. Артикуляционный аппарат на уровне как у Андрюши. Здесь описание будет краткое, так как работы со стороны мамы не было совсем. Медикаментозной помощи не было, полное отрицание проблемы, не выполнение домашнего задания и рекомендаций, попытка мамы оформить инвалидность девочке. Итог: ребенок в 7 лет пошел в школу 8‐го вида.
Один диагноз - две судьбы. Основными специалистами, для работы с детьми с логопедическим заключением моторная алалия, являются логопед, психолог, дефектолог и детский невролог. На основе выше сказанного хочу дать следующие рекомендации для родителей:
1.Не стоит бояться логопедической диагностики, ведь благодаря ей выявляются все речевые проявления ребенка, выстраивается маршрут коррекционной работы.
2.Неразумно отказываться от предложенного неврологом лечения. Эффективности занятий с психологом и логопедом способствует медикаментозная терапия, которая поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга.
3.Ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребёнок вдруг заговорит - абсурдна, так как каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения.
Причины моторной алалии и вызванные ею нарушения разнообразны, для коррекционной работы требуются значительные усилия по самым разным направлениям, поэтому медлить здесь недопустимо.
Также, рекомендую обратить внимание взрослым, из ближайшего окружения ребенка с диагнозом моторная алалия, на свою речь:
Речь строить из коротких и простых предложений(не больше 4 слов);
Менять силу голоса, использовать различную интонацию;
Паузы необходимы при общении, причем четко обозначенные и недлинные;
Произношение четкое с выделением ударного слога;
Повторение несколько раз в приоритете, особенно словосочетаний;
Задавайте ребенку вопросы, обращайтесь к нему как можно чаще.
Недопустимо требование от ребёнка ответа на вопросы взрослого. Работа выстраивается по следующему принципу:
взрослый спрашивает, и сам же отвечает после небольшой паузы на свой вопрос;
важно совместно рассматривать предметы и игрушки с ребёнком;
манипуляции с предметом: называем, рассматриваем, ощупываем, производим с ним действия.
И только после неоднократных повторений в течение нескольких дней можно попросить ребёнка принести или подать предмет, показать как его нужно использовать. Таким образом взрослый помогает накопить ребёнку предметный словарь и подготовить его к освоению фразы.
Совершенно недопустимо принуждать ребенка к повторениям слов и фраз. Слова «Повтори!», «Скажи!» вообще не должны звучать в доме. Это может вызвать у ребёнка с моторной алалией отказ от речи, проявить негативизм. Требование назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей считаю абсурдным. Перегрузка большим объемом речевого материала может привезти к появлению дополнительной речевой патологии – заикания. Также к запретам относится повторение за ребёнком неправильно произносимых им слов.
И самое главное, чего ни в коем случае нельзя делать, — это опускать руки. Пусть темпы освоения родной речи у детей с моторной алалией очень медленные, но в любом случае, при постоянно проводимой работе прогресс обязательно будет.
Нужно настроиться на то, что коррекция моторной алалии может занять несколько лет. Каждый день должен быть заполнен играми и
занятиями, приближающими малыша к заветной цели – овладению правильной речью.
Здесь очень важен оптимистичный настрой взрослых, их умение поддерживать своего ребенка, замечать и поощрять его малейшие успехи. Не нужно замыкаться наедине со своей проблемой. Очень помогает сохранить веру в успех общение с родителями таких же детей в интернет-сообществах, на логопедических форумах.
Практически все, кто сталкивается с моторной алалией говорит об необходимости ранней коррекционной работе. По моей практике, могу сказать, что работа с неречивыми детьми с моторной намного короче, чем детьми с сенсорной. Но положительный результат может наступить быстрее у детей с сенсорной алалией, чем у моторных алаликов, так как они отличаются в младшем дошкольном возрасте в поведении от сверстников и родители бьют тревогу раньше. А глядя на моторного алалика, родители видя, что интеллект сохранен, ребенок всё понимает, но почему-то не говорит и в четыре года, всё ждут, что вот-вот это произойдёт. И работа со специалистами происходит уже когда интеллект намного снижен и имеют речевой негативизм. Поэтому ещё раз хочется напомнить родителям, что лучше перестраховаться и сходить к специалистам, обследоваться, исключить или подтвердить сомнения. Такими действиями вы поможете своему ребенку избежать трудности в общении со сверстниками.
Список литературы
1.Кудрякова Д.А., Моругина В.В. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ КАК РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. (дата обращения: 09.09.2024).
2.Денисова И.П. ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ О МОТОРНОЙ АЛАЛИИ (дата обращения: 10.09.2024).
3.Гутник Е.П. МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧИ (дата обращения: 10.09.2024).
4.Большакова С.Е. АЛАЛИЯ. РАБОТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БАЗОВОГО УРОВНЯ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АВТОРСКИЙ ПОДХОД. - М.: Грифон, 2019 - 256 с.
|