Сегодня: 23.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Вместе к успеху"

СКАЧАТЬ (27.9 Kb) 06.10.2022, 09:04
Круглова Ольга Валерьевна
педагог-психолог, ГБОУ СО "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ г.о.Отрадный"
  1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Вместе к успеху» на основании нормативно-правовых документов:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).
  2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.
  3. Письмо министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов".
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.
  5. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.”
  7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа курса коррекционных занятий «Вместе к успеху» имеет своей целью: снизить уровень негативных эмоциональных переживаний, связанных с новыми видами учебной деятельности.

      Задачи:
   - Формирование у учащихся адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития.
- Развитие навыков уверенного поведения.
- Усвоение навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
- Ознакомление учащихся с разными формами коммуникации.
- Создание условий для снижения тревожности, а также выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

 
  1. Общая характеристика коррекционного курса
Данный курс имеет коррекционную направленность и предназначен для обучающихся с ОВЗ, имеющих трудности в адаптационном процессе.
Деятельностный подход курса проявляется в применении следующих методов: практические занятия по определению свойств личности, проблемно-поисковый метод «Мозговой штурм», ролевые игры и упражнения. В ходе занятий создаются особые условия, способствующие формированию готовности к самоопределению через особый тип взаимодействия, в ходе которого ученик не ожидает готовых решений и образцов, а получает информацию благодаря организованному сотрудничеству с участниками занятий.

Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для обучающихся инструментом самопознания. Интерпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы или представлять обработку результатов теста индивидуально для каждого в письменном виде.

Для достижения развивающего эффекта многие игры можно включать в занятия неоднократно и повторять в течение курса.

 Методы и техники, используемые в программе
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основ­ной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть пред­метно-тематические («Я в школе», «Мое любимое за­нятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тре­вожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адек­ватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
6. Сказкотерапия.
7. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы. 

 
  1. Место учебного курса в учебном плане
Данный коррекционный курс является частью, формируемой участниками образовательных отношений, коррекционно–развивающей области. В соответствии с учебным планом  на коррекционный курс  «Вместе к успеху» отводится 33 часа в год (один час в неделю):
I четверть – 8 ч.
II четверть – 7 ч.
III четверть – 10 ч.
IV четверть – 8 ч.
 Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему,  определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их возможностей.

 
  1. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся:
  • снижение уровня школьной тревожности
  • позитивная самооценка;
  • формирование адекватного восприятия себя;
  • формирование позитивного отношения к школе;
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:
 
Минимальный уровень Достаточный уровень
Участвует в дискуссии с наводящими вопросами Активно высказывает свое мнение, аргументирует его.
Слушает педагога, повторяет за ним основную идею Рефлексирует, может подвести итог по завершению темы или занятия
Выполняет действия по шаблону, следуя алгоритму Может спонтанно без схемы выполнить задание
Эмоционально подражает остальным участникам Различает эмоциональные реакции
Оценивает действия участников с помощью наводящих вопросов Самостоятельно дает оценку деятельности участников и себе
Устанавливает логические связи на простейших примерах Сравнивает, анализирует жизненные ситуации
Взаимодействует с группой на доступном уровне Эффективно сотрудничает с группой
        
  1. Содержание коррекционного курса
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.

Характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.

На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.

На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.


 
  1. Тематическое планирование
  1. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Освоение коррекционного курса «Вместе к успеху» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания детей  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Демонстрационные и печатные пособия:
  • серии сюжетных картинок «Школа», «Мои друзья», и другие;
  • сюжетные картинки к сказкам;
Технические средства обучения:
  • ноутбук;
  • мультимедийный  проектор;
  • экран;
  • принтер, магнитофон.
Тема занятия Кол-во часов Цель занятия Содержание занятия Деятельность обучающихся
  Диагностическое обследование 3 Выявление особенностей личностного развития обучающихся Выполнение тестовых заданий Выполняют  тестовые задания
1 Создание группы 1 - способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;
- выяснить ожидания детей
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка упражнение «Перечисли правила»
3.Основная часть.
а) «Игра «Коллективный счет»
б) упражнение «Продолжи предложение..».
4.Рефлексия занятия.
5.Ритуал прощания.

 
1.«Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2.Под музыку все двигаются по кругу, взявшись за руки. Как только музыка прерывается, ведущий надевает шляпу любому из игроков, задавая вопрос.
3.а) Дети с закрытыми глазами должны досчитать до десяти. При этом ведущий выдвигает важное условие: каждое число должен произнести только один участник. Договариваться, кто какое число называет, нельзя. В случае ошибки игра начинается заново.
б) дети заканчивают предложения: «Дети обычно боятся…», «Взрослые обычно боятся…», «Мамы обычно боятся…», «Учителя обычно боятся…»
4.Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
5.«Прощание». Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
2 Здравствуй, пятый класс! 1 - способствовать формированию групповой сплоченности;
- помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе
1.Ритуал приветствия.
2. Разминка «Мяч в круге».
3.Основная часть.
а) Гимнастика «Зоопарк»
б) «Рисунки имени».
4.Рефлексия занятия.
5.Ритуал прощания.

 
1.«Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2.Ребята перебрасывают мяч по кругу, задавая при этом самые разные вопросы: от пустяковых и шуточных до серьёзных и объёмных.
3.а) Детям предлагается изобразить характерные позы и движения животного (хитрой лисы, сильного медведя, грозного льва, трусливого зайца и др.).
б) дети представляют, что каждый из них стал кем-то известным. И ему уже при жизни решено поставить памятник, на котором должно быть написано имя и нарисованы интересные рисунки. Дети придумывают рисунки к своим именам, а затем рисуют в альбомах.
4.Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
5.«Прощание». Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
3 Находим друзей 2 - способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;
- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
- повысить самооценку детей
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка «Если весело живётся, делай так…» 
3.Основная часть.
а) игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей».
б) Игра «Геометрические фигуры»
4.Рефлексия занятия.
5.Ритуал прощания.

 
1.«Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2.Каждый придумывает движения,   все повторяют.
3.а) представляют себя птицами по рассказу педагога.
б) Дети с закрытыми глазами и жужжанием свободно перемещаются в помещении. По хлопку ведущего они должны выстроиться в круг (глаза нельзя открывать ни в коем случае). Игра завершается, когда все участники оказываются в кругу. На это отводится не более 7–10 попыток. Ведущий на доске фиксирует получившиеся фигуры. По окончании игры проводится обсуждение, в ходе которого подчеркивается важность групповой работы: если круг не получился, значит, участники не выполнили задание.
4.Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
5.«Прощание». Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
4 Узнай свою школу 1 - помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.
 
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка «Никто не знает, что я...».
3.Основная часть.
а) Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?»
б) игра «Торопись, да не ошибись».
4.Рефлексия занятия.
5.Ритуал прощания.

 
1.«Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2.Рассказывают о каком-то событии, случае,  интересном факте из своей жизни. («Никто не знает, что я сегодня проснулся раньше родителей»)
3.а) Дети по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен способствовать тому, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили общие слова.
б)у ведущего за ширмой различные предметы: красная лента, белый флажок, зелёный кружок, жёлтый квадрат, игрушка- собачка. Ведущий показывает различные предметы по очереди. Дети изображают этот предмет каким-то определённым действием: красная лента – помахать рукой; белый флажок – встать; зелёный кружок – покружиться вокруг себя; жёлтый квадрат – присесть; игрушка – собачка – повилять хвостиком.
4.Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
5.«Прощание». Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
 




















 
 


Категория: Блоги | Добавил: ОльгаКруглова
Просмотров: 266 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог