Сегодня: 24.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Активизация самостоятельной работы учащихся при обучении математике с использованием кейс-технологий

СКАЧАТЬ (177.8 Kb) 27.07.2025, 08:39
Развозжаев Николай Павлович
учитель, МАОУ "СОШ № 33"
Развитие самостоятельности и инициативности среди учащихся – важная задача современной системы образования. Одним из эффективных методов активизации самостоятельной работы выступает использование кейс-технологий, позволяющее формировать навыки самостоятельного анализа и принятия решений.

Кейс-технология представляет собой метод обучения, основанный на анализе конкретной практической ситуации («кейса»), которая описывает проблему или ситуацию, нуждающиеся в разрешении. Кейсы могут быть связаны с различными областями человеческой деятельности, в частности, с математикой, экономикой, физикой и др.

Цель кейсов – не только передать готовые знания, но и подтолкнуть учащихся к самостоятельному поиску решений, обсуждению альтернативных вариантов действий и выработке выводов. Этот подход позволяет перейти от пассивного слушателя к активному участнику учебного процесса.

Эффективное использование кейс-технологий основывается на соблюдении ряда важных принципов:
• реалистичность – ситуация должна отражать реальную жизнь и быть близкой к опыту учащихся;
• конкретность – каждый случай должен содержать достаточную информацию для анализа и разрешения проблемы;
• многозначность – существует несколько возможных путей решения, поощряющие разнообразие взглядов и идей;
• актуальность – содержание должно соответствовать интересам и потребностям целевой аудитории.
Процесс работы с кейсом включает несколько этапов:
• Ознакомление с ситуацией. Ученики читают и внимательно изучают предоставленный кейс.
• Анализ данных. На этом этапе учащиеся собирают и обрабатывают всю имеющуюся информацию, выделяя важные факты и закономерности.
• Выработка гипотез. Ученики предполагают возможные причины возникновения проблемы и варианты ее устранения.
• Принятие решения. Учащиеся рассматривают предложенные идеи и выбирают наилучший вариант решения.
• Представление результата. Ученики оформляют и презентуют свои выводы и аргументы в классе.

Основные преимущества использования кейс-технологий заключаются в том, что кейс-метод:
• активизирует мыслительную деятельность учащихся;
• способствует развитию критического мышления и навыков аргументации;
• помогает сформировать привычку к ответственному принятию решений;
• позволяет объединить теорию и практику, обеспечивая целостное понимание материала;
• повышает заинтересованность и мотивацию к учебе.
В качестве примера рассмотрим два примера кейсов, разработанных специально для уроков математики.

Кейс 1: «Оптимизация маршрута»
Предложенная ситуация: компания занимается доставкой продуктов питания. Нужно определить оптимальный маршрут доставки товара нескольким клиентам с минимизацией затрат топлива и времени транспортировки.
Задача: составить алгоритм расчета оптимального маршрута, использующий математические методы оптимизации.

Кейс 2: «Расчет прибыли фирмы»
Описанная ситуация: фирма производит продукцию и продает ее по определенной цене. Нужно проанализировать затраты производства и доходы от продаж, чтобы принять оптимальное решение относительно расширения производства или сокращения издержек.
Задача: построить финансовую модель, позволяющую вычислить прибыль компании при различных сценариях развития бизнеса.
Опыт показывает, что применение кейс-технологий положительно сказывается на качестве усвоения знаний, особенно в сфере математики. Главное достоинство данного метода – переход от простого повторения фактов к глубокому пониманию материала и умению его применять на практике.

Источники:
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996.
2. Джерри Х. Дейвидсон. Управление проектами с применением информационных технологий. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006.
3. Кларин М.В. Педагогические технологии в современном образовании. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Левитас Г.Г. Оптимизационная методика обучения математике. Москва: Московский центр непрерывного математического образования, 2003.
5. Лукьянова М.И. Современные образовательные технологии в обучении математике. Омск: ОмГУ, 2008.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 51 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 24.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог