Сегодня: 20.09.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Активизация самостоятельной работы учащихся при обучении математике с использованием кейс-технологий

СКАЧАТЬ (177.8 Kb) 27.07.2025, 08:39
Развозжаев Николай Павлович
учитель, МАОУ "СОШ № 33"
Развитие самостоятельности и инициативности среди учащихся – важная задача современной системы образования. Одним из эффективных методов активизации самостоятельной работы выступает использование кейс-технологий, позволяющее формировать навыки самостоятельного анализа и принятия решений.

Кейс-технология представляет собой метод обучения, основанный на анализе конкретной практической ситуации («кейса»), которая описывает проблему или ситуацию, нуждающиеся в разрешении. Кейсы могут быть связаны с различными областями человеческой деятельности, в частности, с математикой, экономикой, физикой и др.

Цель кейсов – не только передать готовые знания, но и подтолкнуть учащихся к самостоятельному поиску решений, обсуждению альтернативных вариантов действий и выработке выводов. Этот подход позволяет перейти от пассивного слушателя к активному участнику учебного процесса.

Эффективное использование кейс-технологий основывается на соблюдении ряда важных принципов:
• реалистичность – ситуация должна отражать реальную жизнь и быть близкой к опыту учащихся;
• конкретность – каждый случай должен содержать достаточную информацию для анализа и разрешения проблемы;
• многозначность – существует несколько возможных путей решения, поощряющие разнообразие взглядов и идей;
• актуальность – содержание должно соответствовать интересам и потребностям целевой аудитории.
Процесс работы с кейсом включает несколько этапов:
• Ознакомление с ситуацией. Ученики читают и внимательно изучают предоставленный кейс.
• Анализ данных. На этом этапе учащиеся собирают и обрабатывают всю имеющуюся информацию, выделяя важные факты и закономерности.
• Выработка гипотез. Ученики предполагают возможные причины возникновения проблемы и варианты ее устранения.
• Принятие решения. Учащиеся рассматривают предложенные идеи и выбирают наилучший вариант решения.
• Представление результата. Ученики оформляют и презентуют свои выводы и аргументы в классе.

Основные преимущества использования кейс-технологий заключаются в том, что кейс-метод:
• активизирует мыслительную деятельность учащихся;
• способствует развитию критического мышления и навыков аргументации;
• помогает сформировать привычку к ответственному принятию решений;
• позволяет объединить теорию и практику, обеспечивая целостное понимание материала;
• повышает заинтересованность и мотивацию к учебе.
В качестве примера рассмотрим два примера кейсов, разработанных специально для уроков математики.

Кейс 1: «Оптимизация маршрута»
Предложенная ситуация: компания занимается доставкой продуктов питания. Нужно определить оптимальный маршрут доставки товара нескольким клиентам с минимизацией затрат топлива и времени транспортировки.
Задача: составить алгоритм расчета оптимального маршрута, использующий математические методы оптимизации.

Кейс 2: «Расчет прибыли фирмы»
Описанная ситуация: фирма производит продукцию и продает ее по определенной цене. Нужно проанализировать затраты производства и доходы от продаж, чтобы принять оптимальное решение относительно расширения производства или сокращения издержек.
Задача: построить финансовую модель, позволяющую вычислить прибыль компании при различных сценариях развития бизнеса.
Опыт показывает, что применение кейс-технологий положительно сказывается на качестве усвоения знаний, особенно в сфере математики. Главное достоинство данного метода – переход от простого повторения фактов к глубокому пониманию материала и умению его применять на практике.

Источники:
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996.
2. Джерри Х. Дейвидсон. Управление проектами с применением информационных технологий. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006.
3. Кларин М.В. Педагогические технологии в современном образовании. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Левитас Г.Г. Оптимизационная методика обучения математике. Москва: Московский центр непрерывного математического образования, 2003.
5. Лукьянова М.И. Современные образовательные технологии в обучении математике. Омск: ОмГУ, 2008.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 27 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
VI Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
V Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
XVI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.09.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог