Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Активные методы и приемы актуализации знаний на уроках математики в основной школе.

СКАЧАТЬ (699.1 Kb) 20.06.2022, 20:36
Борисова Светлана Александровна
учитель математики, МОУ СШ №3 г.Волгограда
Задача такого этапа урока как актуализация знаний состоит в том, чтобы подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.

Для достижения поставленных задач учителю необходимо ориентироваться на некоторые условия:
• выбранные учебные задания должны обеспечить те способы работы, которые потребуются детям при восприятии нового материала;
• подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось;
• актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут — этого времени вполне достаточно для достижения дидактических задач этого этапа урока.
Какие же приемы актуализации могут помочь провести этот этап урока динамично, интересно? Возможные приемы, которые помогают на этом этапе: Корзина идей, понятий…, лови ошибку, продолжи предложение, видеозарисовка, визуальный ряд, задания-загадки и т.д. Я хотела бы рассказать, как некоторые из них можно использовать на уроке.



Корзина идей
Этот прием применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу.
Сбор информации происходит по плану.
• Учитель задает детям прямой вопрос по теме урока, просит вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения).
• Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения в краткой форме и попарно или в мини-группах дети обсуждают свои записи
• Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает в «корзину идей» на доске.



Например, по теме: «Деление обыкновенных дробей» учащиеся совместно с учителем п вспоминают, как называются компоненты при делении, на какие числа можно делить, обсуждают, что знают, как выполнять, а что еще не умеют и в этот момент возможно с детьми сформулировать проблемную ситуацию. Все понятия, учащиеся могут не назвать, тогда в процессе изучения новой темы в течении урока мы можем добавлять понятия, пополнять корзину идей.
Прием Шифровальщик позволяет, используя материал предыдущих уроков, быстро актуализировать знания, заинтересовать учащихся, узнать какие –то интересные факты.



Например, при изучении темы: «Модуль числа» нам необходимо актуализировать умения находить противоположные числа, записанные в любом виде. На слайде представлено задание для актуализации этих знаний. Для того, чтобы узнать ответ на вопрос задания, учащиеся попарно вычеркивают из таблицы противоположные числа, из оставшихся слов можно прочитать ответ.
Прием Да – нет позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. Может применяться как индивидуально, так и фронтально. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.
Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают.



На слайде представлен фрагмент этапа актуализации по теме: «Рациональные числа». В ходе обсуждения верно или неверно утверждение и почему, можно выйти на этап открытия нового знания, составив классификацию рациональных чисел.

IMAGE5$

На слайде пример актуализации знаний перед изучение темы «Решение уравнений», с помощью приема Художник. Легко и быстро можно повторить умения приводить подобные слагаемые и учителю по виду рисунка возможно быстро определить учащихся, испытывающих затруднения.
Продолжи предложение



Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения. Например, по теме: «Решение задач на проценты» можно предложить задание, которые вы видите на слайде:
1. Процентом называется…
2. Запись 1 % читается…
3. 1%от метра называется…
4. 1% от гектара называется…
5. 1 кг является 1 % от…
6. Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, нужно…
7. Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, нужно…
8. Дробь 0,32с помощью процентов запишем …
9. 29 % в виде десятичной дроби записывается…
10. Если на полке 45 книг, то 20 % всех книг составляют…
11. Если 25 % всех учеников класса составляет 15 человек, то всего в классе…

Среди предложений есть и простые вопросы, в виде определения понятия «процент» и задания на умение находить проценты в конкретных ситуациях. В результате проверки ответов можно повторить все умения и навыки, необходимые для изучения новой темы.
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. Разминку можно проводить по-разному, на слайде представлено несколько видов заданий:



• Для чего нужны признаки делимости?
• Для чего необходимо решето Эратосфена?
Что лишнее?
Что общего?

Вывод: Каждый из предложенных приемов можно модифицировать. Наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. В любом случае, они решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала.


Категория: Блоги | Добавил: borisovasa
Просмотров: 808 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог