Перемены в российском образовании привели к переосмыслению социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы. Что же такое воспитание сегодня? Это целенаправленное управление процессом личностного развития ребёнка при создании благоприятных условий. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Актуальность статьи обусловлена тем, что в наше время воспитание человека должно быть сориентировано на развитие в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей. На это ориентирует нас закон «Об образовании», это отражено в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, и является одним из важнейших требований ГОС НОО, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.
Цель статьи: повышение профессиональной компетентности преподавателей с целью использования образовательного потенциала обучения и содействия его реализации.
Как писал Л.Н. Толстой: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». [6, с.451]
Обучение само по себе немыслимо без воспитания, поэтому учителю необходимо ориентировать свои уроки на воспитание ребенка, на обеспечение его личностных результатов, как главной цели воспитания. Реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и навыков обучения, сделает урок эффективным и современным. Воспитательный потенциал образовательной деятельности предполагает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации деятельности учащихся, а также способов взаимодействия участников образовательных отношений для формирования гармонично развитой личности.
Какими путями актуализировать воспитательный потенциал урока? Воспитание – целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Очень важно уметь правильно ставить эту цель на каждом уроке. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организовано целенаправленное формирование планируемых педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, каким образом они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности.
Содержание современных образовательных программ имеет значительный воспитательный потенциал. Профессионализм учителя заключается в умении выбирать учебный материал, определять его образовательные и воспитательные возможности. Учитель должен оптимально выбирать средства, методы и приемы не только для обучения, но и для воспитания и развития учащихся на уроке. Реализация образовательного потенциала содержания программы успешно осуществляется, если решаются образовательные задачи во время каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности ученика; целенаправленно отбирается содержание учебного материала; применяются современные образовательные технологии; организовывается творческая исследовательская деятельность учащихся в классе и вне школы.
Современный учитель - это тот, кто в своей профессиональной деятельности уделяет пристальное внимание воспитанию детей и ставит ценность личности на первое место. Если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием учится, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель становится значимым для ребенка взрослым.
Чтобы каждый урок не только учил, развивал, но и воспитывал, необходимо:
• устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, которые способствуют позитивному восприятию учащимися требований учителя, привлечению их внимания к информации, обсуждаемой на уроке, активизации их познавательной деятельности;
• побуждать учащихся соблюдать общепринятые нормы поведения в классе, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы самоорганизации;
• привлекать внимание учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовать их работу с получаемой социально - значимой информацией, стимулировать ее обсуждение, дать учащимся возможность высказать свое мнение;
• использовать воспитательные возможности содержания предмета, демонстрируя примеры ответственного поведения, проявления человечности и милосердия, подбирая подходящие тексты для чтения, решения задач, обсуждения проблемных ситуаций в классе;
• применять интерактивные формы работы, когда полученные знания разыгрываются в играх, театральных постановках, дискуссиях, командных соревнованиях;
• включать игровые процессы, которые помогут поддержать мотивацию детей к приобретению знаний, установят позитивные межличностные отношения в классе и создадут дружескую атмосферу во время занятий;
• организовать шефство мотивированных и эрудированных учеников над неуспевающими одноклассникам, которое поможет приобрести социально значимый опыт сотрудничества и взаимной поддержки;
• инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках их индивидуальных и групповых исследовательских проектов, которая позволит им приобрести способность самостоятельно решать теоретическую проблему, уважать идеи других, публично выступать перед аудиторией, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные возможности учебных предметов.
Русский язык. Основная воспитательная направленность этих уроков заключается в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности и нравственной наполненности. Кроме того, содержание упражнений, заданий и учебных текстов предлагает следующие возможности для воспитания учащихся:
обогащение детских представлений об отношениях людей;
ознакомление с нормами и правилами жизни в обществе;
ознакомление с формами выражения эмоций, чувств;
расширение представлений учащихся об окружающем мире;
экологическое воспитание.
Литература. Содержание прочитанных текстов формирует основу для обсуждения нравственных поступков людей, их оценке, помогает учащимся понять содержание нравственных понятий. Материал учебника нацелен на воспитание таких понятий, как справедливость, честность, дружба, верность, человечность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры персонажей демонстрируют эти отношений и качества в разных ситуациях. Анализ литературных произведений на уроке помогает учащимся понять мотивы поступков героев. Уроки литературы помогают вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; соблюдать правила языкового этикета; вырабатывают умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; самостоятельно делать выводы; соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Окружающий мир. Изучение предмета способствует формированию основ гражданской, национальной, социальной, культурной личности учащихся, чувства гордости за свою Родину; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения, понимание необходимости экологического поведения; дает представления о богатстве внутреннего мира человека; о значении созидательной творческой деятельности человека.
Математика. Воспитательные задачи уроков математики основаны на фактах и информации, содержащейся в условиях заданий и задач о процессах окружающей жизни. Упражнения, задачи и задания способствуют формированию критического и логического мышления; навыков оценки, структурирования информации и выделения главного; умений довести работу до конца; стремлению выбирать рациональный способ для решения проблемы; умению руководствоваться правилами при выполнении заданий; осознанию необходимости применения достижений современной науки и технологий для рационального природопользования.
Изобразительное искусство. Эти уроки способствуют развитию эстетического вкуса и художественного мышления учащихся, развивают способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать, чувственно - эмоционально оценивать гармонию отношений человека с природой и выражать свое отношение с помощью художественных средств; формируют интерес и уважительное отношение к культурному наследию и ценностям, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Технология. Содержание предмета обеспечивает получение первоначального опыта трудового самовоспитания; формирование трудолюбия, организованности, добросовестного и ответственного отношения к труду, инициативности, потребности помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда; понимание культурно-исторической ценности традиций, уважение к ним и др.
Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений точек зрения и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. Само отношение ученика к предмету или явлению определяет его поведение. Осознанное и ответственное отношение формируется в специально созданных воспитательных ситуациях, связанных с моральным выбором. Отличительной особенностью таких педагогических ситуаций является наличие полноценного диалога между учителем и учеником.
Каждый урок должен быть не только формой организации учебного процесса, но и иметь определенный воспитательный потенциал. Важную роль в реализации образовательного потенциала преподавания играет использование современных образовательных технологий. Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.
Воспитывающими уроки становятся:
если учащиеся заинтересованы в вас и любят участвовать в мероприятиях, организованных учителем;
если они поощряют школьников размышлять о ценностях, моральных вопросах и жизненных проблемах;
если они время от времени используют игры, дискуссии и другие формы парной или групповой работы.
При реализации образовательного процесса в формате обучения учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждая из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности ученика:
− методы поиска и исследования;
− репродуктивные методы;
− творческие методы (задачи);
− методы обучения на основе заданий по выбору;
− метод проектов;
− методы обучения в парах, малых группах;
− методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания.
Таким образом, воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В процессе обучения формируются не только содержание, методы и организация обучения, а и личность учителя, его знания, убеждения, и атмосфера, которая складывается в классе, стиль отношений между учителем и детьми, детьми друг с другом. Ученик также воспитывает себя и превращается из объекта в субъект воспитания.
Воспитательный потенциал урока во многом зависит от профессионализма учителя. Мастерство учителя - не случайная удача и не счастливая находка, а систематическая кропотливая работа, постоянные поиски и стремление к самосовершенствованию.
Список литературы:
1. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст] //Вестник образования России. — 2008. — № 5. — С. 71–74.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — С. 23 — (Стандарты второго поколения).
3. Дровникова, Н. А. Использование воспитательного потенциала урока /
Н. А. Дровникова, Л. М. Анпилова, Н. П. Волобуева. — [Текст] // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 61– 62.
4. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С. 28 – 30.
5. Кладова, И. С. Методика воспитывающего урока / И. С. Кладова, Е. А. Кравец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 170 – 173.
6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан.– М.: Педагогика, 1989.– С. 451.
7. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследование/ Г.Н.Филонов// Педагогика. – 2000. – №9. – С.11 – 17.
8. Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин/ И. Ярмакеев// Высшее образование в России. – 2004. – №9. – С.64 – 70.
|