I этап
1. Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытайтесь сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
2. Выписать лексические цепочки, соотносимые каждым из этих ключевых образов.
3.Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
5. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.
II этап
1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию ключевых образов и расширению их значения: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.
2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь, зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмы – мужской или женский, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.
3. Уточнить интерпретацию текста, сформировать авторскую позицию и свое к ней отношение.
III этап
1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.
2. В контексте национального литературного процесса: найти у русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта , а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.
3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым тестом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культурного мира.
Дойникова О. М. ,учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ» д.Трегубово, Чудовского района, Новгородской области
|