Сегодня: 15.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Алгоритм успеха арт-терапии во внеурочной деятельности педагога

СКАЧАТЬ (45.4 Kb) 27.01.2025, 17:16
Лазарева Елена Викторовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №22 им. Героя России В.Е. Едаменко г. Приморско-Ахтарска
Не секрет, что формирование здоровьесберегающей среды – одна из задач, обозначенных в ФГОС. Следовательно, здоровьесберегающие технологии – это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование у учащихся отношения к своему здоровью. Целью таких технологий является обеспечение школьнику возможность сохранять здоровье в период обучения, формировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни.

Одна из таких возможностей – внеурочная деятельность. Именно после обучающего процесса ребятам так необходима арт-терапия. Она не только полезна, но и способна создать ситуацию успеха!

Термин «арт-терапия» был введён ещё в 1938 году учёным Адрианом Хиллом. А предпосылкой к зарождению данного метода стали идеи психиатра Кронфельда о необходимости психалогики, т.е. в прямом смысле «привлечении души, убеждения». Арт-терапия представляет собой использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры мироощущения. Занимаясь во внеурочное время с группой ребят, мы тем самым способствуем социализации обучающихся, выработке самооценки и укреплению личной идентичности.

Технология арт-терапии заключается в том, что в процессе творчества раскрывается внутренний мир ребёнка. Это технология базируется на использовании средств искусства и разнообразных форм деятельности художественно-прикладного искусства. В частности, в соединении оригами и поэзии. Дети лучше запоминают стихотворения, развивается память.
Вот уже на протяжении двух лет мы вместе с педагогом дополнительного образования МАОУ ДО ДТ «Родничок» Курочкиной М.А. работаем над внедрением арт-технологии во внеурочной деятельности. Соединяя ряд техник, арт-терапия направлена на решение воспитательных, психотерапевтических, коррекционных и развивающих задач.

Во внеурочной деятельности мы используем оригами как метод арт-терапии.
Фото 1 _Оригами, как метод арт-терапии.

Лечение души ребёнка посредством художественного творчества – это не только необычно, но и увлекательно. Занимаясь оригами (традиционное искусство, связанное с конструированием разнообразных бумажных фигурок путём складывания квадрата без вырезания и склеивания) ребёнок получает закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Поэтому метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоционального состояния человека. Оригами помогает снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Журавлик – именно с этой фигурки началась история оригами как вида искусства. Оригами помогает становлению мелкой моторики. При формировании фигурок оригами у воспитанников стимулируется творческое мышление, аккуратность, творческое воображение, пространственная ориентация, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, что делает технику оригами интересной для изучения.

Изготавливая журавликов-оригами и слушание стихотворений Д. Хармса «Журавли и кораблики»:
Я на траве лежу
И на небо гляжу,
А по небу летят журавли.
Р. Гамзатова «Журавли»:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие с полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей (звучат стихи в записи)

Фото 2_ Складывание фигурки журавлика.
Фото 3 _ А по небу летят журавли.

Учащиеся становятся участниками захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку-журавлика. Этот процесс напоминает какое-то волшебство, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Происходит стимулирование творческого мышления, растет оригинальность, гибкость, креативность.

Из бумаги складываются очень интересные и разнообразные модели; ‒ результат достигается оперативно. Дети радуются своим победам, а для меня как для учителя важен успех ребенка. Я учусь вместе с детьми, ведь искусству оригами можно обучаться как в детском, так и взрослом возрасте. Оригами волшебным образом сочетает в себе методы работы иных арттерапевтических тенденций: сказкотерапия (из сложенных фигурок дети составляют сказки), цветовая терапия (можно использовать разноцветную бумагу), игротерапия, когда дети взаимодействуют с движущимися фигурками. Оригами как направление арт-терапии – очень эффективный элемент развития творческого мышления.
Потрясающим является изготовление оригами-гвоздик к памятным датам, носящим патриотическую направленность.

Я возьму с собой гвоздики красные,
Ленточку от ордена Победы –
Мы сегодня всей семьёю празднуем
Праздник нам подаренный прадедом (звучат стихи в записи)
Фото 4_ стенд «Чтобы помнили»

Это ли не нравственное развитие личности, когда ребёнок путём последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получают модель, которая поражает своей красотой, дарит радость и изменяет эмоциональное состояние в лучшую сторону (фото). Развивая моторику, мы развиваем и речь обучающихся. Наверное, каждый из педагогов средней школы сталкивался с задержками речевого развития ребят. А оригами развивают мелкую моторику, позволяет проявлять творческое мышление, креативность, концентрирует внимание, улучшает пространственное мышление.

В преддверии значимого для каждого ребёнка праздника – Дня матери – мы с педагогом Курочкиной М.А. решили изготовить оригами-конвертики, куда ребята вложили сердечки-пожелания своим мамам.
Как много хочется сказать,
Что в двух словах не описать,
Спасибо, мамочка моя,
За то, что любишь ты меня
Фото 5_ В процессе работы.
Фото 6 _ «Оригами-конвертики»

В процессе работы, обучающиеся стремились сделать подарок для любимых мам, вкладывая в изготовление подарка своими руками свою душу и чувства. Каждый гордился тем, что изготовил.
Фото 7 _ Подарок для любимых мам.


Примечательно то, что в арт-терапии запрещены сравнительные и оценочных суждения, критика и замечания. Этот метод позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми (фото). Оригами, как составляющая часть арт-терапии, повышает активность работы мозга и уравновешивает два полушария. Возникает желание показать другим чудо, созданное собственными руками. На таких занятиях снижается тревожность ребёнка, стабилизируется психоэмоциональное состояние, что позволяет адаптироваться к психотравмирующим ситуациям (привычному состоянию современного школьника). Чем меньше мы вмешиваемся в художественную деятельность ребёнка, тем выше достигается терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения взаимного доверия и принятия, что так не хватает ребёнку. И в этом отношении использование оригами в арт-терапии является важным инструментом здоровьесберегающих технологий.


Категория: Блоги | Добавил: LazarevaE
Просмотров: 97 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 15.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог