Алгоритм успеха арт-терапии во внеурочной деятельности педагога
(45.4 Kb)
| 27.01.2025, 17:16 |
Лазарева Елена Викторовна |
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №22 им. Героя России В.Е. Едаменко г. Приморско-Ахтарска |
Не секрет, что формирование здоровьесберегающей среды – одна из задач, обозначенных в ФГОС. Следовательно, здоровьесберегающие технологии – это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование у учащихся отношения к своему здоровью. Целью таких технологий является обеспечение школьнику возможность сохранять здоровье в период обучения, формировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни.
Одна из таких возможностей – внеурочная деятельность. Именно после обучающего процесса ребятам так необходима арт-терапия. Она не только полезна, но и способна создать ситуацию успеха!
Термин «арт-терапия» был введён ещё в 1938 году учёным Адрианом Хиллом. А предпосылкой к зарождению данного метода стали идеи психиатра Кронфельда о необходимости психалогики, т.е. в прямом смысле «привлечении души, убеждения». Арт-терапия представляет собой использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры мироощущения. Занимаясь во внеурочное время с группой ребят, мы тем самым способствуем социализации обучающихся, выработке самооценки и укреплению личной идентичности.
Технология арт-терапии заключается в том, что в процессе творчества раскрывается внутренний мир ребёнка. Это технология базируется на использовании средств искусства и разнообразных форм деятельности художественно-прикладного искусства. В частности, в соединении оригами и поэзии. Дети лучше запоминают стихотворения, развивается память.
Вот уже на протяжении двух лет мы вместе с педагогом дополнительного образования МАОУ ДО ДТ «Родничок» Курочкиной М.А. работаем над внедрением арт-технологии во внеурочной деятельности. Соединяя ряд техник, арт-терапия направлена на решение воспитательных, психотерапевтических, коррекционных и развивающих задач.
Во внеурочной деятельности мы используем оригами как метод арт-терапии.
Фото 1 _Оригами, как метод арт-терапии.
Лечение души ребёнка посредством художественного творчества – это не только необычно, но и увлекательно. Занимаясь оригами (традиционное искусство, связанное с конструированием разнообразных бумажных фигурок путём складывания квадрата без вырезания и склеивания) ребёнок получает закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Поэтому метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоционального состояния человека. Оригами помогает снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Журавлик – именно с этой фигурки началась история оригами как вида искусства. Оригами помогает становлению мелкой моторики. При формировании фигурок оригами у воспитанников стимулируется творческое мышление, аккуратность, творческое воображение, пространственная ориентация, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, что делает технику оригами интересной для изучения.
Изготавливая журавликов-оригами и слушание стихотворений Д. Хармса «Журавли и кораблики»:
Я на траве лежу
И на небо гляжу,
А по небу летят журавли.
Р. Гамзатова «Журавли»:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие с полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей (звучат стихи в записи)
Фото 2_ Складывание фигурки журавлика.
Фото 3 _ А по небу летят журавли.
Учащиеся становятся участниками захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку-журавлика. Этот процесс напоминает какое-то волшебство, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Происходит стимулирование творческого мышления, растет оригинальность, гибкость, креативность.
Из бумаги складываются очень интересные и разнообразные модели; ‒ результат достигается оперативно. Дети радуются своим победам, а для меня как для учителя важен успех ребенка. Я учусь вместе с детьми, ведь искусству оригами можно обучаться как в детском, так и взрослом возрасте. Оригами волшебным образом сочетает в себе методы работы иных арттерапевтических тенденций: сказкотерапия (из сложенных фигурок дети составляют сказки), цветовая терапия (можно использовать разноцветную бумагу), игротерапия, когда дети взаимодействуют с движущимися фигурками. Оригами как направление арт-терапии – очень эффективный элемент развития творческого мышления.
Потрясающим является изготовление оригами-гвоздик к памятным датам, носящим патриотическую направленность.
Я возьму с собой гвоздики красные,
Ленточку от ордена Победы –
Мы сегодня всей семьёю празднуем
Праздник нам подаренный прадедом (звучат стихи в записи)
Фото 4_ стенд «Чтобы помнили»
Это ли не нравственное развитие личности, когда ребёнок путём последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получают модель, которая поражает своей красотой, дарит радость и изменяет эмоциональное состояние в лучшую сторону (фото). Развивая моторику, мы развиваем и речь обучающихся. Наверное, каждый из педагогов средней школы сталкивался с задержками речевого развития ребят. А оригами развивают мелкую моторику, позволяет проявлять творческое мышление, креативность, концентрирует внимание, улучшает пространственное мышление.
В преддверии значимого для каждого ребёнка праздника – Дня матери – мы с педагогом Курочкиной М.А. решили изготовить оригами-конвертики, куда ребята вложили сердечки-пожелания своим мамам.
Как много хочется сказать,
Что в двух словах не описать,
Спасибо, мамочка моя,
За то, что любишь ты меня
Фото 5_ В процессе работы.
Фото 6 _ «Оригами-конвертики»
В процессе работы, обучающиеся стремились сделать подарок для любимых мам, вкладывая в изготовление подарка своими руками свою душу и чувства. Каждый гордился тем, что изготовил.
Фото 7 _ Подарок для любимых мам.

Примечательно то, что в арт-терапии запрещены сравнительные и оценочных суждения, критика и замечания. Этот метод позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми (фото). Оригами, как составляющая часть арт-терапии, повышает активность работы мозга и уравновешивает два полушария. Возникает желание показать другим чудо, созданное собственными руками. На таких занятиях снижается тревожность ребёнка, стабилизируется психоэмоциональное состояние, что позволяет адаптироваться к психотравмирующим ситуациям (привычному состоянию современного школьника). Чем меньше мы вмешиваемся в художественную деятельность ребёнка, тем выше достигается терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения взаимного доверия и принятия, что так не хватает ребёнку. И в этом отношении использование оригами в арт-терапии является важным инструментом здоровьесберегающих технологий.
|
Категория: Блоги | Добавил: LazarevaE
|
Просмотров: 54 | Загрузок: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|