Арт-педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).
Основными задачами арт-педагогики являются:
• формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
• осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;
• творческая самореализация личности.
Сущность артпедагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.
Попытаемся ответить на вопрос: какие же артпедагогические технологии наиболее эффективны в коррекционной работе с дошкольниками?
В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность дошкольника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.
2. Арт-педагогические технологии, применяемые в коррекционной педагогике.
Какие же виды деятельности, используемые в арт-педагогике наиболее эффективны в коррекционной работе?
1. Изо деятельность:
Аппликация.
Виды работы с бумагой:
Манипулирование с бумагой. Педагог лишь знакомит учащихся со свойствами бумаги, дает возможность прочувствовать ее тактильно-мышечно и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий.
Создание плоскостных картин - традиционная форма работы с аппликацией.
Создание объемных картин – под руководством и с помощь педагога.
Аппликация из зерен, крупы и различных семян - нетрадиционная форма работы с природным материалом. Развивает моторику, координацию движения рук, сенсорику.
Лепка.
Глина. Очень часто глину рекомендуют в качестве основного пластичного материала для занятий с детьми. Во-первых, глина – это природный продукт, а значит сама по себе несет терапевтический эффект воздействия. Во-вторых – глина пластична и податлива, что очень важно при работе с учащимися. В-третьих – возможность отсроченных действий с изделием. (Раскрашивание после высыхания.)
Пластилин. К положительным свойствам можно отнести доступность в приобретении и использовании, яркие цвета, возможность смешивания цветов, использование в технике “рисование пластилином” (намазывание пластилина на картон, создавая картину), использование в создании объемных композиций, а также фактор “известности” данного материала.
Предлагаемые виды работы с пластилином:
– создание форм и объектов, иллюстрации к сказкам
– создание объектов с использованием подручного или природного материала,
– рисование пластилином.
Тесто. Работать можно как с соленым, так и с обычным тестом. Это весьма доступный материал обладает такими свойствами, как пластичность, мягкость и экологичность. Дети с огромным удовольствием работают с данным материалом. К недостаткам теста, можно отнести его однотонность. (Можно добавить пищевые красители или покрасить тесто после запекания.)
Предлагаемые виды работы с тестом:
– манипулирование с тестом,
– создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек),
– создание объектов с использованием подручного или природного материала (украшение блина, пирога и т.д., создание композиции),
– раскрашивание запеченного теста,
– создание картин из теста.
2) Рисование.
Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
Ф.Ленц сказал: «Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему”. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. В арт-педагогике мы пытаемся соединить радость от процесса рисования и полученного результата.
Техники рисования в арт-педагогике:
Рисование на мокрой бумаге. Дети очень любят смешивать краски и ставить свои маленькие эксперименты. Для этого как нельзя лучше подходит техника рисования на мокрой бумаге.
Рисование пальцами и ладошками – такие нетрадиционные методы помогают развивать не только моторику, но и усидчивость, внимание, концентрацию, учат обращаться с красками и бумагой, выучить цвета. Кроме того, пальчиковое рисование способствует развитию воображения и творческого мышления ребенка.
Рисование природными материалами.
Работы, выполненные в данной технике отличаются эстетическим видом. Кроме того, в этой технике присутствует элемент чуда, который так близок каждому ребенку.
Рисование предметами окружающими пространство. Арт-терапевтическая техника предлагает детям использовать нетипичные предметы для создания изображений.
Штриховка, каракули – работа карандашами, мелками, можно использовать уголь. Штриховка поможет активизировать ребенка, снять напряжение.
2. Ручной художественный труд (природный и бросовый материал). Данный вид художественной деятельности детей достаточно широко распространен. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс. Мы используем этот вид деятельности для участия детей в различных конкурсах и выставках.
3. Музыкальная деятельность. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Виды музыкальной деятельности.
Восприятие (слушание) музыки. Можно включать данный вид музыкальной деятельности в интегрированные арт-педагогичекие занятия: использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.
Пение, игра на музыкальных инструментах – помогает развивать музыкальный слух, эмоционально откликаться на музыку.
4. Танцевально-двигательная деятельность. Движения под музыку. Чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.
5. Художественно-речевая и театрализованная деятельность.
Придумывание, дописывание, переписывание сказок.
Сказкотерапия активизирует в ребенке творческое, созидающее начало, раскрывает глубины собственного внутреннего мира, формирует положительное отношение ребенка к своему «Я», снижает уровень тревожности и агрессивности, развивает способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Игра-драматизация сказок - способствует социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире, воспитывает гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развивает умение действовать сообща (в коллективе).
Логоритмика.
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания дошкольников средствами движения, музыки и слова. Хорошо зарекомендовали себя: пальчиковая гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.
6. Игровая деятельность. Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.
Л.С. Выготский говорил: «Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, “психический простор” и “психическую свободу”, необходимую для того, чтобы “могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы”.
1). Игры с песком.
2). Игры с водой.
Вода, как и песок способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают малыша и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт.
Игры с предметами и водой носят развивающий и образовательный характер.
3). Игры на предметной основе:
– Дидактические игры.
– Сюжетно-ролевые игры.
Заключение.
Арт-педагогика очень востребована на сегодняшний день и должна войти в практику каждого педагога. Применение арт-педагогических технологий важно и нужно не только для работы с “особенными” детьми, но и как предупреждающая коррекционо-творческая работа с “обычными” дошкольниками. Не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать. Нужно помочь ребенку самому “откорректировать” свои проблемные моменты на ранних стадиях, запустить механизм “самоисцеления” через искусство и художественно-творческую деятельность.
|