Сегодня: 15.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Артпедагогика в работе с детьми с ОВЗ

СКАЧАТЬ (4.12 Mb) 19.01.2025, 15:51
КУзнецова Татьяна Михайловна
воспитатель, МОУ Рахмановская СОШ
Арт-педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Основными задачами арт-педагогики являются:
• формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
• осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;
• творческая самореализация личности.

Сущность артпедагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

Попытаемся ответить на вопрос: какие же артпедагогические технологии наиболее эффективны в коррекционной работе с дошкольниками?

В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность дошкольника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.

2. Арт-педагогические технологии, применяемые в коррекционной педагогике.
Какие же виды деятельности, используемые в арт-педагогике наиболее эффективны в коррекционной работе?
1. Изо деятельность:

Аппликация.
Виды работы с бумагой:
Манипулирование с бумагой. Педагог лишь знакомит учащихся со свойствами бумаги, дает возможность прочувствовать ее тактильно-мышечно и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий.
Создание плоскостных картин - традиционная форма работы с аппликацией.
Создание объемных картин – под руководством и с помощь педагога.
Аппликация из зерен, крупы и различных семян - нетрадиционная форма работы с природным материалом. Развивает моторику, координацию движения рук, сенсорику.

Лепка.
Глина. Очень часто глину рекомендуют в качестве основного пластичного материала для занятий с детьми. Во-первых, глина – это природный продукт, а значит сама по себе несет терапевтический эффект воздействия. Во-вторых – глина пластична и податлива, что очень важно при работе с учащимися. В-третьих – возможность отсроченных действий с изделием. (Раскрашивание после высыхания.)
Пластилин. К положительным свойствам можно отнести доступность в приобретении и использовании, яркие цвета, возможность смешивания цветов, использование в технике “рисование пластилином” (намазывание пластилина на картон, создавая картину), использование в создании объемных композиций, а также фактор “известности” данного материала.
Предлагаемые виды работы с пластилином:
– создание форм и объектов, иллюстрации к сказкам
– создание объектов с использованием подручного или природного материала,
– рисование пластилином.

Тесто. Работать можно как с соленым, так и с обычным тестом. Это весьма доступный материал обладает такими свойствами, как пластичность, мягкость и экологичность. Дети с огромным удовольствием работают с данным материалом. К недостаткам теста, можно отнести его однотонность. (Можно добавить пищевые красители или покрасить тесто после запекания.)
Предлагаемые виды работы с тестом:
– манипулирование с тестом,
– создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек),
– создание объектов с использованием подручного или природного материала (украшение блина, пирога и т.д., создание композиции),
– раскрашивание запеченного теста,
– создание картин из теста.

2) Рисование.
Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
Ф.Ленц сказал: «Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему”. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. В арт-педагогике мы пытаемся соединить радость от процесса рисования и полученного результата.
Техники рисования в арт-педагогике:
Рисование на мокрой бумаге. Дети очень любят смешивать краски и ставить свои маленькие эксперименты. Для этого как нельзя лучше подходит техника рисования на мокрой бумаге.
Рисование пальцами и ладошками – такие нетрадиционные методы помогают развивать не только моторику, но и усидчивость, внимание, концентрацию, учат обращаться с красками и бумагой, выучить цвета. Кроме того, пальчиковое рисование способствует развитию воображения и творческого мышления ребенка.
Рисование природными материалами.
Работы, выполненные в данной технике отличаются эстетическим видом. Кроме того, в этой технике присутствует элемент чуда, который так близок каждому ребенку.
Рисование предметами окружающими пространство. Арт-терапевтическая техника предлагает детям использовать нетипичные предметы для создания изображений.
Штриховка, каракули – работа карандашами, мелками, можно использовать уголь. Штриховка поможет активизировать ребенка, снять напряжение.

2. Ручной художественный труд (природный и бросовый материал). Данный вид художественной деятельности детей достаточно широко распространен. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс. Мы используем этот вид деятельности для участия детей в различных конкурсах и выставках.

3. Музыкальная деятельность. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Виды музыкальной деятельности.
Восприятие (слушание) музыки. Можно включать данный вид музыкальной деятельности в интегрированные арт-педагогичекие занятия: использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.
Пение, игра на музыкальных инструментах – помогает развивать музыкальный слух, эмоционально откликаться на музыку.

4. Танцевально-двигательная деятельность. Движения под музыку. Чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

5. Художественно-речевая и театрализованная деятельность.
Придумывание, дописывание, переписывание сказок.
Сказкотерапия активизирует в ребенке творческое, созидающее начало, раскрывает глубины собственного внутреннего мира, формирует положительное отношение ребенка к своему «Я», снижает уровень тревожности и агрессивности, развивает способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Игра-драматизация сказок - способствует социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире, воспитывает гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развивает умение действовать сообща (в коллективе).

Логоритмика.
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания дошкольников средствами движения, музыки и слова. Хорошо зарекомендовали себя: пальчиковая гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.

6. Игровая деятельность. Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.
Л.С. Выготский говорил: «Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, “психический простор” и “психическую свободу”, необходимую для того, чтобы “могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы”.
1). Игры с песком.
2). Игры с водой.
Вода, как и песок способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают малыша и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт.
Игры с предметами и водой носят развивающий и образовательный характер.
3). Игры на предметной основе:
– Дидактические игры.
– Сюжетно-ролевые игры.

Заключение.
Арт-педагогика очень востребована на сегодняшний день и должна войти в практику каждого педагога. Применение арт-педагогических технологий важно и нужно не только для работы с “особенными” детьми, но и как предупреждающая коррекционо-творческая работа с “обычными” дошкольниками. Не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать. Нужно помочь ребенку самому “откорректировать” свои проблемные моменты на ранних стадиях, запустить механизм “самоисцеления” через искусство и художественно-творческую деятельность.


Категория: Блоги | Добавил: 89162039455
Просмотров: 84 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 15.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог