Сегодня: 14.06.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Авторская разработка "Употребление имён числительных в речи" (6 класс)

СКАЧАТЬ (27.4 Kb) 12.02.2025, 16:56
Никитина Екатерина Александровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ Синьковская СШ
Конспект урока русского языка в 6 классе «Употребление имён числительных в речи» (с включением методики работы с обучающимися со слабой мотивацией к учению).

Цель урока: обобщать и систематизировать знания обучающихся о функциональных возможностях имени числительного, о правильном употреблении в речи (художественной, научной, публицистической, разговорной).

Планируемые результаты:
1.Формирование прочных знаний о числительном, об функционировании в текстах разных стилей.
2.Совершенствование умения различать разряды числительных.
3.Формирование умения правильно употреблять имена числительные в речи.
4. Совершенствовать умение находить числительные в фразеологизмах.

Формы организации деятельности:
- фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная самостоятельная работа;
- парная работа ученика-тьютора со слабомотивированным.
Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Конструкционный план урока
I. Организационный момент

Оформление вводной записи в рабочей тетради. Подготовка инструментария к уроку.
- Ребята, что вы заметили в записи сегодняшней даты? (Верно, дата записана числом, а не словами).
- На вопросы: Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Вы ответите, употребив эту часть речи. На уроках русского языка, начиная работу в классе, мы записываем число. Например, сегодня пятнадцатое марта, а слово «15» к какой части речи относится? (К числительному).

II.Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности
-На сегодняшнем занятии мы проведём лингвистическое исследование изученных теоретико-практических аспектов изученной части речи … (числительного).
- Помогите мне сформулировать тему занятия. (Имя числительное).
-На доске представлен фрагмент, который поможет вам завершить формулировку темы нашего занятия.
«…Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…»
- Назовите имя числительное (тридцать).
- Вам знакомо данное произведение? Кто же автор данного произведения? (А.С. Пушкин, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).
- В каком стиле исполнен данный отрывок? (В художественном). А какие стили вам известны? (Научный, официально-деловой, разговорный, публицистический).
- Итак, мы теперь сможем полностью сформулировать тему нашего урока. (Тема открывается на доске).
(Употребление имён числительных в речи).
-Запишите в рабочую тетрадь тему урока. Поскольку тема урока определена, помогите мне сформулировать цели (по опорным словам), которые преследуются в ходе урока.
(Разобраться при помощи текстов разных стилей, как употреблять числительные, какое значение в жизни человека играет правильное употребление имени числительного).
Ситуация «Работа в парах, работа вспомогательной пары - тьютор и слабомотивированный обучающийся (ситуация объясняется с помощью писем для тьютора и обучающегося со слабой мотивацией).

III. Исследовательская работа по тематическому направлению на основе проблемных ситуаций
1.1 Фронтальная работа обучающихся класса
- Ребята, сейчас ваша учебная задача будет состоять в следующем: проверить свои знания по пройденной части речи, отвечая на вопросы с использованием наглядных подсказок.
1.Какие виды числительных по вопросам (сколько и который по счёту) различаем? (Количественные и порядковые).
- По наглядным подсказкам назовите разряд количественного числительного.
Наглядная подсказка №1: три книги (иллюстрация)- целое.
Наглядная подсказка №2: 1,5 яблока (иллюстрация)- дробное.
Наглядная подсказка №3: двое лисят (иллюстрация)- собирательное.
* В то время, когда обучающиеся основной группы работают с учителем, вспомогательная пара с учеником со слабой мотивацией работает над специальным заданием.
1.2. Самостоятельная работа пары с тьютором.
Задание. Представьте, что вы в продуктовом магазине. Ваша задача- записать правильно диалог с числительными и подготовиться его разыграть.
Диалог «Поход в магазин»
Слабый ученик: -Добрый день! Купил почти всё что нужно! Осталось купить около 1 килограмма груш.
Ученик- тьютор: -Здравствуйте! Но у нас нет груш! Это яблоки! - удивленно ответила продавщица.
Слабый ученик: -Как нет?! А это что? - покупатель указал пальцем на яблоки.
Ученик- тьютор: -Яблоки это, - мужчина.
Слабый ученик: - Хорошо, пусть это яблоки, взвесьте мне их.
Ученик- тьютор: -900 грамм пойдёт?
Слабый ученик: - Давайте, только не обсчитайте, моя сдача- 1 рубль 20 копеек.
- Какой стиль речи использовали? (Разговорный).
* В то время, когда обучающиеся основной группы работают над заданием, вспомогательная пара с учеником со слабой мотивацией проигрывает сценку.

2.1. Самостоятельная работа обучающихся в парах. (Выборочный кодированный диктант «Есть ли числительное?»)
Задание (у каждой пары). Проверим, насколько хорошо вы можете отличать имена числительные от других частей речи. Отметьте, есть ли в предложениях из художественных текстов числительные: да -1, нет –0.
1.Не успели волны закрыть мальчика, как уже двадцать матросов спрыгнули с корабля в море. (Да.)
2.Мимо бревно суковатое плыло;
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток скопилось на нём. (Нет.)
3.Пришел он к разведчикам и в этот день, и на другой, и потом каждый день. (Нет.)
4.Вокруг меня толпилось трое детей. (Да.)
5.Все пятерки в дневнике у Светловой Нади. (Нет.)
6.Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает. (Да.)
7.Наш дом восьмиэтажный. (Нет.)
КОД: 1001010

2.2. Самостоятельная работа пары с тьютором.
Задание. Представьте, что вы готовите выступление на телевидение «Новости из криминальной хроники». Ваша задача – правильно прочитать текст с использованием числительных.
«Гражданка Мухина, найдя кошелек с 1000 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 400 рублей. Собравшимся у Мухиной 37 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-ой минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (на его счету уже 265 подобных операций). Видно, жалеет теперь Мухина о 650 рублях, потраченных на гостей!»
* В то время, когда обучающиеся основной группы работают (запись кода) и с учителем, вспомогательная пара с учеником со слабой мотивацией работает над специальным заданием.
Физкультурная минутка

2.3. Работа над языковым материалом с аудио включением («Весёлый урок от Радионяни»: «Числительные полтора-полторы»).
- На этот урок к нам пришла "Радионяня". Прослушайте, как неправильно употребляют полтора и полторы.Часть послушать и выключить, дать ученикам просклонять: 1,5 килограмма – 1 ряд, 1,5 трубы- 2 ряд.
- Проверяем, смогли ли вы вспомнить правило? (Слушаем звучащее правило).

2.4. Декламация творческого задания пары с тьютором (с включением фронтальной работы).
- Пара с тьютором завершила свою работу. Ребята, внимательно послушайте новости криминальной хроники. Задача - услышать, соблюдает ли диктор нормы употребления числительных.
После прослушивания:
- Какое художественное произведение нам вспомнилось с похожим сюжетом? (К.И. Чуковский «Муха- Цокотуха»).
Вывод (в каких стилях речи использовали числительные: художественном, публицистическом).

3.Творческая работа с фразеологизмами, в которых присутствуют числительные (с включением ученических иллюстраций).

3.1. Работа основной группы (1 обучающийся выполнял рисунок, 2-ой озвучивает значение, 3-ий - предложение «Наврать с три короба», «Быть на седьмом небе»)

3.2. Работа вспомогательной группы («Убить двух зайцев»)
Задание. Перед вами иллюстрации к фразеологизмам, у вас есть 1 минута, чтобы составить предложение с одним из них, озвучивать вы будете значение фразеологизма, которое вы нашли дома (опережающее домашнее задание).

IV. Домашнее задание (с дифференциацией)
1. Выписать 15-20 фразеологизмов с числительными.
2.Индивидуально. Составить иллюстрацию, информацию к фразеологизму «Одного поля ягоды».
3.Индивидуально. Составить научную статью «Почему в числительном одиннадцать нн две, а в двенадцать – одна?»

V. Обоснование выставленных оценок. Рефлексия.
Я прошу каждого из вас охарактеризовать, оценить свою работу, закончив фразу «Сегодня на уроке…» (на листках опроса).
- я запомнил тему…;
- я достиг цели;
- я работал самостоятельно;
- мне помогал учитель и ответы одноклассников;
- я сам старался помочь учителю и одноклассникам;
- мне было интересно;
- я затруднялся.


Категория: Блоги | Добавил: ekaterina-nikitina
Просмотров: 78 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 14.06.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог