Технологическая карта
Предмет Литературное чтение
Класс 3
Учитель Льватова Татьяна Ивановна
Тип урока УОНЗ
Тема урока Басня И.А.Крылова "Зеркало и обезьяна"
Цели урока Продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова.
Основные термины и понятия Басня, мораль
Планируемые результаты Предметные: - умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность);
- видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении;
- учиться выразительному и осознанному чтению.
Личностные: - проявлять интерес к новому жанру - басне;
- ориентироваться в нравственном содержании поступков (своих и других людей);
Регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;
- осуществлять анализ и синтез, делать выводы;
- определять мораль басни;
Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Организация пространства Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в паре
Ресурсы: учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, толковый словарь.
Технические средства: мультимедийный проектор, интерактивная доска Elite Ponaboard
Дидактические задачи этапов урока Этапы Задачи
Стадия вызова • актуализация и обобщение знаний по теме;
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
• прогнозирование содержания, постановка учебной задачи.
Стадия осмысления • получение новой информации;
• понимание текста через восприятие морали;
• оценивание поступков героев;
• поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний
• правильное, выразительное, осознанное чтение
Стадия рефлексии • закрепление полученных знаний;
• обобщение информации;
• присвоение учеником нового знания;
• формулирование главной мысли произведения, понимание текста, морали;
• осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
.
Этап урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Стадия вызова
строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке. - С произведениями какого писателя мы знакомимся на уроках чтения? (Слайд 1)
- Что вам вспоминается, когда звучит это имя?
- Вы назвали слово басня. Что это такое?
- Выберите на экране только ту информацию, которая относится к жанру басни.(Слайд 2)
- Вспомните ранее изученные басни и крылатые фразы из них. Соедините иллюстрацию и фразу. (Слайд 3)
Одна иллюстрация лишняя.
- Кто изображён на ней?
- Как вы думаете, это та же обезьянка, что была в басне «Мартышка и очки»? Можно ли с уверенностью это утверждать? А может быть эта иллюстрация подходит к о басне, с которой мы сегодня будем знакомиться?
- Что надо сделать, чтобы найти точный ответ на этот вопрос? Сформулируйте цель нашего урока.
Называют имя баснописца.
Называют слова -ассоциации.
Работают с интерактивной доской:
1) убирают лишнюю информацию;
2) соединяют парами иллюстрацию и фразу
Формулируют цель урока: знакомство с новой басней И.А.Крылова
2. Стадия осмысления.
искать ответы на вопросы, поставленные в начале урока, учится формулировать вопросы, определяют собственную позицию. 1) Знакомство с басней
2) Беседа эмоционально-оценочного плана.
- Поделитесь впечатлением от прочитанной басни.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Почему решили, что это та же (не та же обезьянка)?
- Похожи ли ситуации в этих баснях?
3) Лексическая работа.
- Найдите незнакомые слова
- Кто попробует их объяснить?
Образ – вид, облик, в данном случае отражение.
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника.
Ужимки – неестественные телодвижения.
Сатира – обличающее осмеяние.
На руку нечист – нечестен, может своровать.
4) Докажите, что произведение является басней.
5) Выяснение мотивов поведения и характера действующих лиц.
- Подготовьтесь к чтению вслух и подумайте, какие вопросы вы хотели бы задать о героях басни и их поступках.
6) Чтение по частям и вопросы детей друг другу.
7) Составление кластера.
- Узнала ли мартышка себя в отражении? Почему?
(Потому что она глупая)
Начинают составлять кластер.
- Какой она сама себя считала? Как у людей называется такое качество?
(самовлюблённая)
- Умела ли она видеть свои недостатки? А у людей встречается такое качество?
- Какие ещё качества этой героини басни вы можете назвать?
(злая, упрямая)
Прочитайте ещё раз слова обезьянки, соблюдая все знаки препинания.
Какие качества вы отметили у главной героини басни?
(отрицательные)Вы нашли много отрицательных качеств. Но не стали ли вы похожи на неё? Ведь обезьянка тоже видела в окружающих только плохое.
- Подумайте, нет ли у неё положительных качеств? Докажите словами из текста.
(вежливая, любознательная, общительная, оптимистка)
- Вот видите, оказывается у такого отрицательного персонажа есть и положительные качества. Можно ли то же сказать и о людях?
8) – Прочитайте слова Мишки. Пригодится ли его совет ещё кому-нибудь? Почему вы так думаете?
- Запишите совет Мишки в тетрадь.
- Найдите в морали басни слова, которые тоже выражают
Совет Мишки.
(«Не любит узнавать никто себя в сатире»)
9) Подготовка и выразительное чтение басни.
Жужжащее чтение
Делятся впечатлением от прочитанного.
Называют непонятные слова и пытаются их объяснить. В случае затруднения, обращаются к толковому словарю.
Называют признаки басни.
Перечитывают басню, придумывают и записывают вопросы в тетрадь.
Чтение вслух по частям, вопросы и ответы учащихся.
Составляют кластер в тетради и на доске.
3. Рефлексия.
- анализ лостижения цели;
- умение делать выводы по прочитанному;
- оценивание своей работы. - Можете вы теперь добавить недостающие слова из басни «Зеркало и обезьяна» в задание с картинками?
- Какие слова стали крылатыми, т.е. могут использоваться в жизни?
- Басни – это древний жанр. Он существует много веков. Эзоп, Крылов, Толстой, Михалков… почему интерес к басне не пропадает?
- Закончите составление синквейна
Басня .
.... , ....
Учит, высмеивает, подсказывает.
................................... .
…………
Д/з : выучить басню наизусть Предлагают фразу.
Например:
Басня.
Короткая, мудрая.
Учит, осуждает, подсказывает.
Высмеивает плохие привычки людей.
Мораль.
|