Биохимический марафон (мероприятие по биологии и химии)
(136.5 Kb)
| 20.02.2021, 19:11 |
Волгушкина Юлия Геннадьевна |
учитель биологии и химии, ФКОУ СОШ УФСИН России по Краснодарскому краю |
Цель: Стимулировать обучающихся к получению новых знаний; расширять кругозор, повышать интерес к биологии и химии; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии и химии;
вовлечение в словарный запас биологических и химических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Развивающие задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей обучающихся;
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Оборудование:
Электронная презентация;
интерактивная доска, компьютер.
Участники: обучающиеся 8-12 классов
Форма деятельности: интеллектуальная игра
Время проведения: 40-50 минут
В игре участвуют команды по 5–6 человек из числа учащихся 8–12 классов. Игра состоит из 6 основных туров. Перед первым туром проводится творческое задание – представление команды в течение 1 минуты. При подготовке к мероприятию учащиеся придумывают название командам, девиз. Во время пауз между испытаниями проводится игра с болельщиками.
Две науки о природе
Повстречались на дороге.
Спор затеяли они-
Кто важней из них, пойми!
Биология - наука о живом.
Мир живой - наш общий дом.
Каждый должен знать отлично,
Все в природе гармонично!
Химия – наука мироздания,
Скажет из чего построить здание.
Пояснит нам сущность изменения
Фотосинтеза, горения, гниения.
Две науки о природе
Повстречались на дороге.
Марафон из двух наук
Ждет тебя, наш юный друг.
Добрый день, дорогие друзья! Начинаем интеллектуальное соревнование между двумя командами. Поприветствуем друг друга! Поприветствуем жюри!
Мы собрались здесь, чтоб расширить свой круг знаний по химии и биологии, посоревноваться, пообщаться друг с другом и просто отдохнуть. Надеюсь, что соревнование будет добрым, веселым и остроумным.
Желаю вам вступать в экзотермические реакции друг с другом, проявлять окислительно-восстановительный характер в добывании знаний, соблюдать закон сохранения массы и энергии, ибо, сколько в одном месте убавится, столько же в другом месте прибавится. Капитанам команд быть катализаторами во всех конкурсах нашего соревнования. Участникам и жюри, ни при каких условиях не допускать реакции окисления и не выпадать в осадок!
Приветствие команд (название, девиз).
1 тур «Разминка»
1. Какое растение называют «следом белого человека»? (подорожник)
2. Какое растение считают символом России? (берёза)
3. "Назовите нам сейчас самый легкий в мире газ!" (водород)
4. Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон)
5. Назовите самый быстро растущий злак? (бамбук)
6. Банан это дерево или трава? (трава)
7. Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел. (водород)
8. Этот оксид выдыхают животные и человек. (углекислый газ)
9. Какая змея «плюётся»? (кобра)
10. Какой зверь после еды полощет зубы водой? (тигр)
11. Эта кислота есть и в крапиве и у муравьев (муравьиная)
12. Этот ученый изобрел бездымный порох и периодический закон (Менделеев)
13. Самое быстрое животное суши? (гепард)
14. Какое животное бросает свой хвост, убегая от врагов? (ящерица)
15. Какой металл жидкий при обычных условиях? (ртуть)
16. Самое распространенное в природе химическое соединений (вода).
17. Что ест медведь зимой? (ничего, он спит)
18. Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)
19. Какой элементарной частицы нет в ядре – электрона, протона или нейтрона? (электрона)
20. Основной компонент воздуха (азот)
21. Когда температура воробья выше – зимой или летом? (одинаковая)
22. В какой части огурца содержится больше всего нитратов? (в кожуре)
23. Этот металл используют служители церкви для получения святой воды (серебро)
24. Металл, вызывающий «лихорадку» (золото)
25. Хищный зуб человека (клык.)
26. Какой человеческий орган не меняет размеры с рождения до смерти? (глаз.)
27. Раздел химической науки, в котором изучаются соединения углерода и их превращения (органическая химия)
28. Эта кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке ее употребляют как лекарство (соляная)
29. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина (железо)
30. Какую водку не станет пить даже сильно пьющий человек? (царскую)
2 тур «Конкурс капитанов»
Подарок с неба
Индия, 1944 г. В пригороде Бомбея жил старый сапожник-индиец. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба какой-то предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку. Кирпич оказался…
Варианты ответа:
куском золота, обломком самолета, обломком метеорита.
Ответ. Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход «Форт Стайкин», на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубе и в трюмах парохода. Некоторые обломки пролетали почти километр. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый. Один из них и упал перед сапожником, который, будучи честным человеком, узнав о происхождении этого золота, сдал его властям. Остальные слитки обнаружить не удалось.
Кто был этот человек?
Поздней ночью к мастерской, в которой сталь получали способом тигельной плавки, подошел нищий. Измученный холодом и голодом, он попросил приюта. Хозяин Б.Гентсман строго-настрого запретил пускать в цех посторонних, но люди сжалились над нищим и усадили его на кучу кокса перед горном. Поглощенные работой, они не заметили, когда нищий покинул мастерскую. Кто был этот нищий?
Варианты ответа:
заводчик Самуэль Уокер, композитор и химик Александр Бородин, композитор Морис Равель.
Ответ. В 1740 г. английский изобретатель Бенджамин Гентсман построил в предместье Шеффилда небольшой завод, который выпускал изделия из стали тигельной плавки. Свою технологию Гентсман держал в большом секрете от конкурентов, но одному из них, шеффилдскому заводчику Самуэлю Уокеру, удалось раскрыть секрет тигельной плавки. Это была одна из первых удачно осуществленных операций по промышленному шпионажу.
3 тур «Художественный конкурс»
В этом конкурсе капитаны команд вытягивают листок с названием явления, а команды готовят инсценировку.
1.Извержение вулкана
2.Реакция обмена вещества
3.Опыление растений
4.Круговорот воды в природе
4 тур «Химическая загадка»
«Она родилась в самой волшебной стране – Химической лаборатории. Её папа – Оксид азота (IV) – был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Она появилась маленькая, бесцветная. Но когда к ней прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назовите её» (Азотная кислота).
Сценка «Экзамен по анатомии»
2 Преподавателя, Ученик………….
Инвентарь: Доска, распечатанные органы человека на магнитах в двойном экземпляре.
-Следующий…
-Здравствуйте. Это вам … (протягивает пустой, порванный пакет).
-Зачем нам пустой пакет? И вообще молодой человек, я вас не узнаю, вы кто такой?
-А вот так? ( Поза заснувшего на парте ученика)
-Аааа, ………………..!
-Ну что начнем экзамен, первый вопрос - Функции крови?
-Функция крови……..????? кровь нужна человеку, что бы зарабатывать от 5 до 10 тысяч в..
-Так хватит! Второй вопрос, разворачивайте доску. Анатомия человека. Так, где находится аппендикс?
-Мне его вырезали, где он сейчас я не знаю.
-Понятно, берем желудок (ученик хватает мозг) Это мы не берем, а включаем!
-Берем желудок. Где находится желудок? Господи, куда поступает еда?
-А куда она идет дальше? Да, Господи, да где промежуточный вариант? Так…
-Берем сердце, где у человека находится сердце?
-А это мужчина или женщина?
-А что есть разница?
-Просто у женщин нет сердца!
-Так, идите вон! (ученик моментально прикладывает к сердцу и правильно его располагает на рисунке)
-Допустим… Покажите язык. Да вон там покажите язык. Господи, да, Боже мой!
-Берем печень! Печень ставим на место, холодно, холодно, вообще заморозки, а я вижу, вы не улавливаете суть игры, уберите вы язык!
-Где почки у человека находятся? Вы не помните, где у человека находятся почки? Давайте вспомним… И вот так у вас располагаются почки?
-Так, Берем легкое! Берем второе легкое, (удивляется, что их два) Да, …………., их два у человека! Вы могли хоть какую-то шпаргалку сделать?
Ученик поднимет майку, под которой все тело заклеено органами.
-Вон отсюда!
5 тур «Чёрный ящик»
1 Вопрос:
Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение – это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создаёт условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса переваривания и усвоения пищи.
Запасы этого вещества на Земле практически не ограничены, а применяют его ежедневно все люди нашей планеты и даже … дикие и домашние животные! Это вещество вы можете пощупать руками, понюхать и даже попробовать на вкус.
Ответ: один элемент – натрий, второй – хлор. Это поваренная соль.
Видеоролик о поваренной соли.
2 Вопрос:
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…». О чем писал Экзюпери?
Ответ: о воде
Видеоролик о воде.
6 тур «Химико-биологические сказки»
Всем известна сказка: «Жили – были дед да баба. Посадили они репку. Выросла репка большая пребольшая…» Команды должны в течение 5 минут написать продолжение сказки, используя максимально возможное количество заданных биологических и химических терминов.
Термины: целлюлоза, сахароза, вода, минеральные соли, нитраты, удобрения, хлорофилл, вещество, известняк, кислород, фотосинтез, газообмен, клубень, двудольные, цветковые, двулетняя, пестик, тычинка, азот, углекислый газ.
Игра со зрителями
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живёт
Важный элемент… (Азот)
Можем резать гидру смело–
Восстановит свое тело.
Это – не сенсация,
А (Регенерация)
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться – цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие… (Кислоты)
Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть (Симбиоз)
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без … (Кислорода)
В ДНК содержится
Наследства информация.
Удвоенье ДНК
Зовем (Редупликация)
Вы ребята мне поверьте-
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ…(Неон)
Могут жить без кислорода
Их зовут (Анаэробы)
Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймет
То, что это ...(Углерод)
Летом тле самцов не надо.
Просто чудо из чудес!
Этот способ размноженья
Мы зовем (Партеногенез)
Подведение итогов игры.
«Веселые шутки»
В школе им. Павлова после звонка у детей выделяется слюна.
Если вы хотите узнать, посолен ли суп, опустите в него два электрода. Если вы почувствуете запах хлора, значит, суп посолен!
В спорах рождается не только истина, но и грибы.
Даже если вы ничего не понимаете в химии, лёжа в ванне, вы обязательно прочитаете состав шампуня на оборотной стороне флакона.
Красная книга - это список дефицитных животных.
В мухе цеце в два раза больше витамина С, чем в обычной мухе.
Таблица Менделеева сначала приснилась Пушкину, но он ни черта не понял…
Береги деревья: на них жили наши предки!
Уникальная находка! Найден единственный в мире учебник химии за 9-й класс, в котором Менделеев изображён без нарисованных рогов, синяка и сигареты в зубах.
Чем меньше у человека мозг, тем больше в нём помещается дурацких мыслей.
В России снимается много фильмов. Вот сняли сериал "Есенин" - и все сразу стали читать Есенина, сняли Булгакова "Мастер и Маргарита" - и все сразу стали читать "Мастер и Маргарита". Мы что подумали: а давайте биологию за 9-й класс снимем?
Вегетарианцы не едят животных, они их объедают.
В джунглях обнаружен продвинутый хамелеон - 40 тысяч цветов и полифония.
Пингвин – это просто объевшаяся ласточка.
Генетики пришли к выводу, что совесть у человека находилась в хвосте.
И нам не важно, кто сегодня победит. Потому что победит - это сплав железа и хрома!
Поздравляем с успешным
завершением соревнования!
Желаем упорства и удачи
в дальнейшем изучении предметов
ХИМИИ И БИОЛОГИИ!
|
Категория: Блоги | Добавил: volgushkinaya
|
Просмотров: 487 | Загрузок: 19
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|