Сегодня: 01.10.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока "Битва за Сталинград"

СКАЧАТЬ (31.8 Kb) 26.01.2023, 19:50
Змеева Юлия Анатольевна
учитель истории и обществознания, МАОУ Лицей "Звезда"
Урок (классный час) «Битва за Сталинград»
 
Введение.
Есть исторические даты, которые мы не имеем права не помнить – такой датой является 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. 1418 дней и ночей советский народ самоотверженно шел к этому дню. Особое место среди них занимает 2 февраля 1943 года.
Что произошло в этот день?
80 лет назад, 2 февраля 1943 года победой советских войск завершилась Сталинградская битва.

Тема урока – Битва за Сталинград.
Эпиграф урока: «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поко­ления смогли воочию увидеть все величие одержанной вами победы... Это действительно изумительная победа» (У. Черчилль, премьер-министр Великобритании).

Определение задач урока.
Пожалуйста, сформулируйте вопросы по теме урока, ответы на которые помогут нам рассмотреть её с разных сторон.
Ответы учащихся:
-Выяснить почему гитлеровцы так ожесточенно рвались к Волге в районе Сталинграда
-рассмотреть этапы, ход битвы
-познакомиться с Героями битвы
-выявить особенности, итоги и значение Сталинградской битвы в ходе ВОВ.

Рассказ учителя.
Сталинградская битва — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. По характеру боевых действий Сталинградская битва делится на два периода: оборонительный, продолжавшийся с 17 июля по 18 ноября 1942 года, целью которого была оборона города Сталинграда,  наступательный, начавшийся 19 ноября 1942 года и завершившийся 2 февраля 1943 года разгромом действовавшей на сталинградском направлении группировки немецко-фашистских войск.

Немецкое командование летом 1942 года запланировало развернуть наступление на юго-западном участке советско-германского фронта, с целью завладеть с/х и промышленными районами юга России, получить доступ к нефти Кавказа. Захват нефтепромыслов должен был оставить советские войска без горючего. При реализации этого плана, захват Сталинграда занимал особое место,  именно здесь гитлеровцы  хотели перерезать важную транспортную артерию – Волгу. Кроме этого Сталинград был крупным промышленным центром, не стоит забывать, что город носил имя Сталина, это придавало ему огромное политическое значение.

Для наступления на Сталинград из состава группы армий «Б» была выделена 6-я армия,  командующий — генерал-полковник Фридрих  фон Паулюс. К 17 июля в нее входило 13 дивизий, в которых насчитывалось около 270 тысяч человек, около 500 танков. Их поддерживала авиация 4-го воздушного флота — до 1200 боевых самолетов. Паулюс планировал захватить город за 2 недели.

Немецко-фашистским войскам противостоял Сталинградский фронт, имевший 160 тысяч человек, около 400 танков. Его поддерживали 454 самолета 8-й воздушной армии, 150-200 бомбардировщиков авиации дальнего действия. Основные усилия Сталинградского фронта были сосредоточены в большой излучине Дона, где заняли оборону 62-я и 64-я армии, чтобы не допустить форсирования противником реки и прорыва его кратчайшим путем к Сталинграду.

Кровопролитные бои в этом районе продолжались до 10 августа, когда войска Сталинградского фронта, понеся большие потери, отошли на левый берег Дона и заняли оборону на внешнем обводе Сталинграда, где 17 августа временно остановили противника.
Ставка ВГК систематически усиливала войска сталинградского направления. Немецкое командование к началу августа также ввело в сражение новые силы (4 танковую армию Гота, 8-ю итальянскую армию, 3-ю румынскую армию). После небольшого перерыва, имея значительный перевес в силах, противник возобновил наступление на всем фронте внешнего оборонительного обвода Сталинграда. После ожесточенных сражений 23 августа его войска прорвались к Волге севернее города, но овладеть им с ходу не смогли.

В это же день  немецкая авиация предприняла ожесточенную массированную бомбардировку Сталинграда, город вспыхнул как коробок спичек, горела даже Волга.  В этот день самолеты люфтвафе совершили 2000 боевых вылетов, жертвами налетов стали более 40 тысяч человек. Немцы будут бомбить город 3 месяца, каждый день, превратив его в развалины.

В начале сентября 62 армия под руководством генерала Чуйкова была полностью отрезана ото всех советских частей на правом берегу Волги. Со страной город связывала только переправа через Волгу на кораблях Волжской флотилии  и паромах.

13 сентября немцы начали 1-й штурм города., к исходу дня они заняли вокзал, Мамаев курган, положение спасла прибывшая с левого берега 13 стрелковая дивизия генерала Родимцева,  с их участием Мамаев курган удалось вернуть на 2 недели. Почему невысокий холм называли тогда главной Высотой России?

(Выступление ученика.) Мамаев курган господствующая над городом высота (102 метра над уровнем моря). С него просматривался весь центральный район города, и заводы в северной части. Поэтому в боях за город, курган приобрёл особое значение. 

С него можно было вести наблюдения за всем, что происходило на Волге, где в дни Сталинградской битвы были переправы, через которые в сражающий город поступало пополнение, боеприпасы, продовольствие, а из города увозили раненых воинов и семьи сталинградцев, не успевших эвакуироваться заблаговременно. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы.

Враг стремился любой ценой овладеть Мамаевым курганом – этим «ключом Сталинграда». Из воспоминаний А.И. Радимцева: “…Отбивать высоту 102,0 нам пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый поднимавшийся в воздух Як приходилось 10 “мессершмитов”. Солдаты называли курган «красным», земля здесь была пропитана кровью. Любой ценой удержать курган – такая была задача. «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!» Эти слова взяты  из очерка военного корреспондента в Сталинграде Василия Гроссмана.


Учитель. Все они, участники этой битвы, были героями. И те, кто погиб в волжских волнах на огненной переправе. И те смельчаки, кто  штурмовали  курган. И многие, многие другие.

Выступление учеников о героях…
Сентябрьскою ночью батальон, в котором служил Михаил Паникаха стрелком-бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же, после огненной переправы, принял неравный бой. Семь фашистских танков шли прямо на бронебойщиков. Они подбили один танк, затем второй. Но кончились патроны. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танкам. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, он не прижался к земле. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины. 

Николай Сердюков родился и вырос на сталинградской земле, учился на слесаря, но стать им не успел: в августе 42 года, когда война подступила к родному городу, восемнадцатилетний Николай стал солдатом. В одной из атак на подступах к городу он телом своим закрыл амбразуру вражеского дзота. 


Марионелла  Королёва (близкие ее звали Гулей) — санинструктор из 214-й стрелковой дивизии — вынесла с поля боя око­ло хутора Паныпино 50 тяжелораненых бойцов. Своим примером подняла бойцов в атаку. Будучи смертельно раненной  в бою 23 ноября , двадцатилетняя Гуля стреляла из автомата по врагу до тех пор, пока оружие не выпало у нее из рук.

На всю 62-ю армию славился артиллерист Гаврил Дмитриевич Протодьяконов, снайпер-бронебойщик. Из всего расчёта в живых остался он один и один сумел подбить на Мамаевом кургане 15 фашистских танков. Он дошёл с боями до Берлина. 

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Так, в захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачёвского района - всего 20 человек, по-своему, как могли, боролись с захватчиками: совершали нападения на грузовики с вооружением, склады с медикаментами и продовольствием, похищали документы, распространяли листовки, призывавшие к борьбе с захватчиками. Фашисты выследили и арестовали ребят. После ареста и пыток многие были казнены

Простой, ничем непримечательный Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Афанасьева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов.


О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:
“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!                    8 сентября: …безрассудное упрямство.                         11 сентября: …фанатики.
16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.
27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

Учитель. Михаил Паникаха, Василий Зайцев, наши земляки летчики Алексей Хользунов, Владимир  Землянский и многие другие, их имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым. За подвиги, совершен­ные в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удо­стоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек бы­ли награждены учрежденной 22 декабря 1942 года Медалью «За оборону Сталинграда»
Во 2 половине  сентябре начались бои на улицах города.  
Задание. С опорой на источники, определите особенности  тактики уличного боя, используемой советскими солдатами.    Работа с источником (Приложение). Ответы учащихся.

Учитель. Чуйков понял, как и чем воевать на руинах города, и сумел объяснить это солдатам. 11 ноября немецкие войска предприняли последнюю попытку овладеть городом. Им удалось пробиться к Волге южнее завода "Баррикады", но большего достичь они не смогли. 18 ноября продвижение немецких войск было окончательно остановлено на всем фронте, враг был вынужден перейти к обороне.  План противника захватить Сталинград провалился.

Важную роль в этом сыграла  и Саратовская земля.
(Выступление ученика) Саратовская область - прифронтовая, граничащая со Сталинградом, внесла в победу в Сталинградском сражении огромный вклад.

В период войны на территории Саратовской области были подготовлены более 500 различных подразделений, воинских частей и соединений Красной Армии .  Большой вклад в разгром врага внесли моряки Волжской флотилии, в состав которой входили и суда, приписанные к Саратовскому речному порту. Саратовская область являлась Сталинградской госпитальной базой.

 Все саратовские предприятия выпускали военную продукцию  для героических защитников Сталинграда: самолёты-истребители, миномёты, гранаты,
Именно в разгар Сталинградской битвы саратовские колхозники, первыми в стране, стали приобретать на личные сбережения военную технику для  Сталинградского фронта, в том числе и самолёты-истребители «Як-1» и «Як-3».

Учитель. Благодаря усилиям трудящихся тыла, прежде всего женщин и подростков,  Советский Союз к концу 1942 года опередил Германию в выпуске боевой техники. Это позволило создать перевес сил в пользу Красной Армии.

 (Выступление ученика) Еще в сентябре Генеральный штаб при участии Жукова Г.К и А.М. Василевского разработали план по окружению и разгрому врага под Сталинградом (по размаху и амбициозности не имевший аналогов). 19 ноября 1942 года началась операция под кодовым названием «Уран».  Наступление Юго-Западного фронта (Ватутин) и 65-й армии Донского фронта (Рокоссовский)началось  после 80-минутной артиллерийской подготовки. Сталинградский фронт (Ерёменко) начал наступление 20 ноября.

Нанеся удары по флангам главной группировки противника, войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 года замкнули кольцо ее окружения. В него попали почти 300 тысяч немцев и румын. 12 декабря немецкое командование предприняло попытку деблокировать окруженные войска ударом из района поселка Котельниково, но цели не достигло. Для разгрома окруженных войск Донским фронтом была проведена операция под кодовым названием "Кольцо". 31 января прекратила сопротивление южная группировка войск во главе с генерал-фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом, а 2 февраля — северная, что являлось завершением уничтожения окруженного противника. В плен попали свыше 91 тысячи человек. Общие потери противника составили около 1,5 миллиона человек. В Германии впервые за годы войны был объявлен национальный траур.

Учитель. Победа под Сталинградом стала началом широкого наступления советских войск на всех фронтах: в январе 1943 г. была прорвана блокада Ленинграда; в феврале освобожден Северный Кавказ. Военная мощь фашистской Германии была значительно подорвана. За время Сталинградской битвы, длившейся 200 дней и ночей, фашистский блок потерял 25% действовавших в то время на советско-германском фронте сил.

Выдающееся значение Сталинградской битвы высоко оценили союзники СССР по антигитлеровской коалиции. Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в ноябре 1943 г. на конференции в Тегеране передал советской делегации почетный меч - дар британского короля Георга VI гражданам Сталинграда в ознаменование победы над фашистскими захватчиками. В мае 1944 г. президент США Ф. Рузвельт от имени американского народа прислал Сталину грамоту, в которой отмечалось, что славная победа защитников города стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил фашистской агрессии.

Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне. Советские вооруженные силы захватили стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. Оттолкнувшись от руин города советские солдаты пойдут теперь только на Запад.

Поражение фашистского блока под Сталинградом подорвало доверие к Германии со стороны ее союзников, способствовало активизации движения Сопротивления в странах Европы. Япония и Турция вынуждены были отказаться от планов активных действий против СССР.

Обратимся к эпиграфу урока.
«Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поко­ления смогли воочию увидеть все величие одержанной вами победы... Это действительно изумительная победа» (У. Черчилль, премьер-министр Великобритании).
С опорой на слова эпиграфа и материалы урока, назовите главные источники победы в Сталинградской битве?
А как вы понимаете слова «надо, чтобы будущие поколения смогли воочию увидеть все величие одержанной вами победы. Каким образом это можно сделать? Какую роль в этом способно сыграть искусство?

Память – не только нескончаемая дань павшим. Она нужна нам живым, чтобы твёрдо стоять во всех испытаниях. 
1 мая 1945 года в приказе Верховного главнокомандующего Сталинград был назван городом-героем. 8 мая 1965 года в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне город-герой был награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".
В городе свыше 200 исторических мест, связанных с его героическим прошлым. Среди них мемориальный ансамбль "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане (скульптор Е.В. Вучетич), Дом солдатской славы (Дом Павлова) и другие. В 1982 году открыт Музей-панорама "Сталинградская битва"
? Кто из вас был в Волгограде на Мамаевом кургане? Приглашаю вас на виртуальную экскурсию. (Видеоролик) 

Рефлексия
  • На уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке я…
  • На уроке я  столкнулся с  …
  • В будущем  я обязательно….
  • Мне хотелось бы уточнить
Приложение.

П.А. Дубицкая, член президиума областного совета ветеранов войны и труда, участница Сталинградской битвы
Уличные бои в Сталинграде войдут в историю Великой Отечественной войны как одна из самых ярких и поучительных ее страниц. Именно здесь в Сталинграде была выработана тактика уличных боев, которая изучается во всех военных академиях мира.

Чтобы лишить войска вермахта преимущества артиллерийской и авиационной поддержки, командующий 62-й армией генерал-лейтенант В.И. Чуйков приказал максимально сокращать (до броска гранаты) расстояние между боевыми порядками советских и немецко-фашистских войск. В результате германскому командованию пришлось отказаться от артобстрелов и авианалётов на передний край во избежание поражения собственных солдат.

Как отмечал В.И. Чуйков,  в ходе уличных боёв пришлось отказаться от действий крупными подразделениями  и перейти к тактике борьбы малыми штурмовыми группами по 8 - 10 человек, которые атаковали каждое занятое противником здание. Каждую ночь советские штурмовые группы прорывались в расположение немецко-фашистских войск, не давая им отдыха, забрасывали гранатами дома, занятые немецкой пехотой, осуществляли минирование и другие диверсии. По туннелям городской канализации штурмовые группы проникали далеко в тыл немецко-фашистских войск. Солдаты вермахта ужасно страдали от вылазок штурмовых отрядов и страшно возмущались этой «крысиной войной», считая, что она противоречит всем правилам военного искусства. Особое распространение в ходе уличных боёв получило движение снайперов, которые обучались тут же в Сталинграде. Особенно отличился снайпер из 284-й стрелковой дивизии - В.Г. Зайцев. Во время уличных боев в октябре — ноябре главная задача армии заключалась в том, чтобы измотать и обескровить противника.

Опыт уличных боев в Сталинграде впоследствии был использован Советской Армией при штурме Будапешта, Познани, Берлина и других городов. С. Смирнов в книге «В боях за Будапешт» пишет: «Участники будапештской битвы становились прямыми наследниками сталинградцев.

От Пекина до Берлина. 1927–1945  Чуйков Василий Иванович
Тактика гитлеровских генералов и офицеров в городском бою потерпела крах. Количественное превосходство в технике, особенно в авиации, также не дало противнику решающего успеха в городском бою.

Самое важное, что я усвоил на волжском берегу – это нетерпимость к шаблону. Мы постоянно искали новые приемы организации и ведения боя, исходя из конкретно сложившейся обстановки.
Основой оборонительной позиции армии явились узлы обороны, в которые входили опорные пункты. В качестве опорных пунктов служили городские постройки, особо прочные каменные и кирпичные здания. Приспособленные к обороне, они связывались с другими домами траншеями и ходами сообщений. Промежутки между опорными пунктами прикрывались огнем и инженерными препятствиями.  Опорные пункты приспосабливались для круговой обороны и могли самостоятельно вести бои в течение нескольких дней.

Гарнизоны имели также снайперов, саперов, химиков и обязательно медицинского работника с большим запасом медикаментов.
Чтобы затруднить противнику маневрирование по городу, улицы и площади перегораживались различными препятствиями. Подступы к препятствиям и сами заграждения простреливались.

В многоэтажных зданиях организовывалась многоярусная оборона: в полуподвальных и нижних этажах оборудовались огневые точки для ведения огня вдоль улиц, в верхних этажах и на чердаках – для ведения огня сверху по танкам, по улицам, дворам, соседним зданиям и по дальним целям. Особенности боя в городе вызывали необходимость большого насыщения пехотных подразделений автоматическим оружием, гранатами и бутылками с горючей смесью.

Особое значение при организации обороны приобретала личная разведка командиров всех степеней.  Они указывали районы для снайперов и ставили им задачи.
Время атак устанавливалось в зависимости от поведения солдат противника. Учитывалось, когда они отдыхают, когда принимают пищу, когда сменяются. Изучив все это, мы часто захватывали в подвалах целые гарнизоны.


Категория: Блоги | Добавил: ЮлияЗмеева
Просмотров: 149 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVIII Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
XV Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
XI Всероссийский творческий конкурс "Мастерица Осень"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
III Всероссийский творческий конкурс "Праздник урожая"
XV Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VII Всероссийский творческий конкурс  "Животные забавные - они такие славные!"
XI Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
III Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.10.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог