Урок 7-г класс по теме "Пётр I и его время"
Классный руководитель: Гоцуляк Н.В.
Форма проведения: брейн-ринг
Класс: 7-г
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А. С. Пушкин
Задачи:
1.Образовательная: формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе Петра 1, обогащение знаний по предмету (конкретно – I четверти XVIII века, времени Петра I);
2.Развивающая: вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания, развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления; через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России.
3. Воспитательная: развитие умения работать в группе; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом как историческими источниками.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: учащиеся научатся осознанно подходить к характеристике эпохи Петра 1, её значимости в историческом развитии России, называя основные термины, события, достижения, реформы Петра 1.
Метапредметные.
Познавательные: учащиеся смогут совершенствовать свои навыки логического мышления, в том числе, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения, сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.
Регулятивные: учащиеся смогут определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные: учащиеся смогут совершенствовать собственные коммуника-тивные навыки, в том числе умение работать в команде, находить компромисс между различными мнениями, доказывать и обосновывать собственную точку зрения, излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, понимать позицию другого, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения, преодолевать конфликты).
Личностные: учащиеся получат возможность для расширения собственного обще-культурного и исторического кругозора, формирования устойчивого позитивного интереса к прошлому и настоящему нашей Родины, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям.
Этапы занятия:
I этап. Вступление. Актуализация знаний и мотивация учащихся.
Сообщение цели брейн-ринга, объявление правил игры.
Представление команд.
Правила игры: 1. В игре участвуют 3 команды (или более).3 ряда
2. Команды выслушивают вопрос-задание (см. Презентацию) на обсуждение которого отводится 1 минута. Команда, нашедшая ответ, поднимает табличку со своим названием. В случае правильного ответа получает определенное количество баллов.
3. Если команда затрудняется с ответом или дает неполный ответ, право ответа переходит к другой команде.
4. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
5. Ответ оценивается по шкале:
полный ответ (5 баллов);
неполный ответ (3 балла);
неправильный ответ (0 баллов).
II этап: Основной. Выполнение конкурсных заданий.
Задания-вопросы командам
Именно эти 3 предмета, согласно указу Петра I, требовалось хранить в сундуке с тремя замками, ключи от которых должны были находиться у трёх разных лиц. (Атрибуты государственной власти – регалии: корону, скипетр, держава
В Морском уставе 1720 года, написанном Петром I, говорилось о наказании: «Если кто проиграет, продаст и в залог отдаст, оный имеет быть в первый и другой раз жестоко наказан, а в третий расстрелян или на галеру сослан быть». За какие 2 вещи предусматривалось сиё наказание? (мундир и оружие)
Что больше всего не любил носить из одежды Пётр I? И почему? (кружевные манжеты; мешали работать)
Почему Преображенский и Семёновский полки должны были носить красные чулки? (в память о Нарвской битве, где эти полки выстояли)
В одном из Путешествий по Европе Пётр I побывав в одном знаменитом городе, о котором отозвался так: «Жалею, что домашние обстоятельства принуждают меня так скоро оставить то место, где науки и художества цветут, и жалею при том, что город сей рано или поздно от необузданности и роскоши претерпит великий вред, а от смрада вымрет». О каком городе писал Пётр I? (о Париже)
После переписи населения 1724 года, сельского населения было зарегистрировано 5,4 млн. мужских душ. На армию требовалось 4 млн. рублей в год. Чему была равна подушная подать? (400/5,4=0,74 (руб), т.е 74 копейки, но Екатерина I, вступив на престол в январе 1725, уменьшила её на 4 копейки)
Ранее (до Петра I) людей награждали деньгами, дорогими тканями, ювелирными изделиями и т.д. Чем еще, кроме перечисленного выше, награждались отличившиеся во время правления Петра I? (Медаль в ознаменование Азова, медаль во ознаменование создания русского флота, медаль за битву при Лесной, медаль за Полтавское сражение, медаль в ознаменование заключения Ништадтского мира со Швецией, орден Андрея Первозванного)
Известно, что Пётр I яростно боролся с бородами, собственноручно отрезая их у бояр. Чем Петру I бороды помешали? (Пётр I считал, что «первое оказываемое к иностранцам омерзение было одним из великих препятствий к намерениям его величества, вот и решил русских уподобить иностранцам – глядишь, «омерзение пройдет»)
Плотники российские были так искусны, что построили знаменитые Кижи с помощью топора. Что повелел Пётр I использовать при строительстве Петербурга кроме топора? (Пилы, с ними работа шла значительно быстрее)
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Что это за надпись и где она написана? (на Перстне Петра I. Нужно было многому учиться и учить других, чтобы быть образованными людьми)
В семье надлежало «отца и матерь в великой чести содержать», «у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить». Если отец позовет сына, то откликаться надо было так: «Чего изволите, государь батюшка» или «что мне прикажете, государь». Невежливыми почитались ответы на зов родителя: «что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь». Откуда взяты все эти наставления? (из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»)
За что Французская академия наук избрала Петра I своим членом? (За впервые составленную карту западного побережья Каспийского моря, коренным образом изменившую представление западноевропейских учёных о его береговой линии)
Кто, когда и о чём сказал эти слова? «Зело жесток сей орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен» (слова Петра I после взятия г.Нотебурга, русской крепости Орешек, который был захвачен шведами – переименован в Шлиссельбург – ключ-город)
После одной из битв Северной войны Пётр писал. О какой битве шла речь? «Итако, шведы над нашим войском викторию получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили, ибо только один старый Лефортовский полк был; два полка гвардии только были на двух атаках у Азова, а полевых боёв, а наипаче с регулярными войски, никогда не видали. Прочие же полки, кроме некоторых полковников, как офицеры, так и рядовые, сами были рекруты, как выше помянуто; к тому ж за поздним временем великий голод был, понеже за великими грязьми провианты привозить было невозможно, и единым словом сказать, все то дело яко младенческонье играние было, а искуства ниже вида… » (битва под Нарвой, 1700)
Когда на Руси появилась первая книга с арабскими цифрами? (в 1703 г. До этого числа обозначались буквами: 1 – а; 2 – В; 3 – г и т.д. Вверху – волнообразная линия (титло) – чтобы не спутать цифры и буквы. Книга называлась: «Арифметика, сиречь наука числителькая» Леонтия Магницкого)
Под руководством архитектора Доминико Трезини возведено было здание, которое имело простую и экономичную композицию, достигавшуюся многократным повторением отдельных трёхэтажных зданий одинаковой архитектуры, объединенных в одно целое крышей и галереей внизу. Над каждым зданием воздвигалась четырёхскатная крыша с изломом над чердачным этажом. Равенство размеров отдельных зданий, однотипность из внешнего оформления подчёркивали равенство занимавших эти здания учреждений. Что это за здание? (здание Двенадцати коллегий)
Во времена Петра I появились дворяне, которых называли «нетчиками». Иногда их искали с помощью воинских команд. За что они получили такое прозвище? (Многие дворяне старались уклониться от службы, где-либо отсидеться – в лесу или у родственников – на то время, когда в усадьбу прибывал курьер или воинская команда, чтобы доставить укрывавшегося недоросля в полк. «Нетчик» - от слова «нет», т.е. отсутствует)
III этап. Завершение. Подведение итогов и рефлексия.
Литература.
Павленко Н.И. Петр Первый и его время.
|