Будь другом всему живому
(2.49 Mb)
| 29.01.2024, 21:28 |
Крумкачёва Диана Ивановна |
руководитель физического воспитания, ГУО" Детский сад №161 г.Гомеля" |
Цель: развивать представления детей об окружающем мире, формировать навыки бережного отношения к природе.
Задачи экологической прогулки:
- учить детей различать: растения по стеблям, листьям, цветам.
- расширять знания и представление детей о растительном и животном мире, его многообразии;
- расширять знания детей о диких животных, занесённых в Красную книгу РБ, их повадках, условиях жизни;
- развивать речь, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений и объектов природы;
- развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, в процессе экспериментирования;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, умение правильно вести себя в ней.
Предварительная работа: разработка маршрута, маршрутной карты; чтение стихов о природе; подбор рассказов - описаний деревьев, кустарников, трав, птиц, а также стихов и загадок, посвященных лету; подбор подвижных игр. Изготовление Лэпбука «Береги природу!» и работа с ним.
Материалы и оборудование: маршрутная карта, корзинка с цветами, инвентарь для полива и рыхления, спортивный инвентарь (массажные дорожки, массажные мячи), различные природные материалы для проведения опытов.
Содержание прогулки.
Организационный момент.
В раздевалке во время подготовки к прогулке воспитатель находит медовую соту, на которой написано послание. Обращает внимание детей на находку. Дети просят прочитать письмо.
"Здравствуйте ребята! Меня зовут пчёлка - Весёлка. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа - это маршрут, который состоит из станций. Пройдя по ним, можно узнать много интересного о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах, о птицах и насекомых, о том, что природа дарит человеку и почему человек должен охранять её. Выйдя на территорию, вы увидите маршрут, следуйте по нему. Жду вас в условленном месте. Началом экологической прогулки станет птичий дворик (станция №1). До встречи!"
Основная часть.
Выйдя на прогулку, дети с воспитателем внимательно осматривают территорию, находят маршрутную карту. Изучив её, находят условленное место "Птичий дворик", где их уже ожидала пчёлка – Весёлка.
Пчёлка: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас. Ребята, чтобы лучше узнать природу, приглашаю вас прогуляться по моей тропе. Только перед началом нашего путешествия, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в природе:
Дети: – нельзя ломать ветки;
– нельзя оставлять после себя мусор;
– нельзя разорять гнезда и муравейники;
– нельзя рвать цветы;
– разжигать костры.
Пчёлка: Молодцы, ребята! Вижу, что правила поведения в природе вы знаете. Но, чтобы пройти в птичий дворик, вам придется отгадать мои загадки:
Станция №1 «Птичий дворик»
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой! (Дятел)
Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтлива я. (Синица)
Пчёлка: Молодцы, ваши знания помогли найти отгадки! Ребята, а кто мне скажет, как называются домики, в которых живут скворцы?
Дети: Скворечники.
Пчёлка: Да, их строят для скворцов, но также в них могут жить и воробьи, синички и многие другие птицы. А еще птицы своими голосами радуют людей. Давайте послушаем голоса птиц и попробуем угадать, кто из них как поет.
Пчёлка: Молодцы, вы ответили на все мои вопросы правильно и сейчас мы с вами отправимся на следующую станцию, где нас ждёт очень много красивых цветов, а называется наша станция Цветник.
Воспитатель: Ребята, перед тем как отправится на станцию Цветник, давайте вспомним, как нужно ухаживать за цветами и что для этого необходимо. Ведь цветы – это дом для насекомых, и мы пришли к ним в гости.
Дети: Нельзя на клумбе рвать цветы, топтать их и мусорить.
Воспитатель: Что же тогда нужно делать в Цветнике?
Дети: Поливать цветы, рыхлить землю, пропалывать сорняки, удалять сухие, собирать семена для посадки.
Станция № 2. «Цветник»
Пчёлка: «Ребята, а кто из вас угадает, мою загадку?»
У ведёрка длинный носик,
Дождиком течёт водица.
Все цветы хотят напиться,
Жалобно её все просят:
-Нас скорей полей-ка,
(Лейка)
Воспитатель: Ребятки, давайте позаботимся о наших растениях и польём их с помощью лейки.
Дети берут лейки и поливают цветник.
Пчёлка: Молодцы! Я уверена, что вы любите цветы и помогаете им. А сейчас приглашаю вас отправится в путешествие по страницам Красной книги нашей страны и узнать о редких, исчезающих растениях и животных.
Станция № 3. «Красная книга».
Красная книга – это напоминание,
Ко всем на планете живущим воззвание:
Животным, растениям погибнуть не дайте,
Ребята, скорее природу спасайте!
Пчёлка: Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей.
Дети: Красный - цвет опасности.
Пчёлка: Правильно, ребята красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в Красную книгу, как раз находятся в опасности. Они могут исчезнуть навсегда. Красная книга, ребята - очень большая, потому что в ней записано много исчезающих растений и животных. Страницы у неё разных цветов. На белых листах книги помещены сведения о растениях и животных, которых осталось очень мало – их так и называют «редкие». На жёлтых – «уязвимые» виды: они ещё могут выжить сами, без помощи человека. На красных листах – о видах, находящихся под угрозой исчезновения, и которые уже не смогут спастись сами без помощи человека. На зелёных – «спасённые», находящиеся теперь уже в безопасности. Чёрными страницы стали тогда, когда это животное или растение исчезло.
Пчёлка: Ребята, запомните, на этих картинках представлены животные и птицы, которые находятся на грани исчезновения. Обратите на них внимание.
Пчёлка: Ребята, сейчас мы отправляемся на станцию Фруктовый сад. Чтобы было веселей, по дороге мы будем играть. Я буду называть разные слова, а вы, когда услышите названия фруктов – идёте на носочках, руки тянете вверх к солнцу.
Пчёлка: Молодцы! Ребята, вот мы и пришли в сад.
Станция № 4. «Фруктовый сад»
Пчёлка: Посмотрите вокруг, назовите деревья, которые растут в нашем саду?
Дети: Яблони.
Пчёлка: Правильно, ребята. Яблоня - плодовое дерево. Её плоды – это яблоки, которые имеют шарообразную форму и обладают ярко - сладким или кисло-сладким вкусом, они очень полезны для здоровья. Существует великое множество сортов яблок и у каждого свой вкус и аромат. А чтобы они хорошо росли, давайте мы поухаживаем за нашими яблоньками.
Пчёлка: Молодцы, ребята. Теперь у нас с вами будут самые вкусные яблочки.
Воспитатель: А, чтобы узнать следующую станцию послушайте загадку.
Изгородью обнесён,
В грядках ровных,
Всегда он! (Огород)
Воспитатель: Да, огород! Молодцы! Отправляемся на огород.
Станция № 5. «Огород»
Пчёлка: Посмотрите ребята, что же растет у нас на огороде: огурцы, помидоры, перец, капуста, картофель.
Воспитатель: Ребятки весной, мы посеяли семена овощей в ящик, на подоконнике, потом поливали их из лейки водой. Давайте с вами вспомним, как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?
Дети: Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу. Ну, конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.
Пчёлка: Земля в огороде — мягкая, рыхлая, плодородная и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной.
Пчёлка: Ребята, пришло время отправится на следующую станцию, нашего экологического маршрута.
Станция № 6 «Метеобюро»
Пчёлка: Это станция «Метеобюро».
Воспитатель: У природы нет плохой погоды
Всякая погода благодать.
Знают все ребята сада,
Что погоду надо изучать.
Пчёлка: А помогут нам в этом специальные приборы (флюгер – прибор для определения направления ветра, ветряной рукав – помогает определить силу ветра, термометр – прибор для изменения температуры воздуха, дождемер – прибор для измерения количества осадков, барометр – прибор для определения влажности воздуха, солнечные часы – помогают определить время).
Воспитатель: Знаете ли вы дети, кто составляет прогноз погоды?
Дети: Нет.
Пчёлка: Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды: куда дует ветер, какая на улице температура, какой формы облака, какие идут осадки. Ребята, а кто из вас хочет стать метеорологом? Дети отвечают. Сегодня переменная облачность, температура воздуха составляет 25 градусов тепла. Ветер западный, умеренный. Осадков не ожидается.
Воспитатель: Дети! А это значит, что сегодня хорошая погода. У нас замечательное настроение, и мы можем продолжить наше путешествие, ждёт нас впереди новая станция.
Станция № 7 «Спортивная»
Пчёлка: Это спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей. Она позволяет в любое время года проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения, физкультурные занятия, игры помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Пчёлка: Дети, а давайте проведём дыхательную гимнастику на станции.
Дыхательная гимнастика. Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох. Свели руки перед грудью и опустили вниз выдох. Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох. Выпрямляем или прогибаем туловище назад
Пчёлка: Ребята, прежде чем мы отправимся на последнюю станцию нашего маршрута, ответе мне, пожалуйста, на вопрос. Любите ли вы проводить опыты и экспериментировать?
Дети: Да!
Пчёлка: Тогда отправляемся на следующую станцию, вам там очень понравится!
Станция № 8 «Природная лаборатория»
Пчёлка: В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой и песком, развивая интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Кроме того, игры с песком позитивно влияют на ваше эмоциональное самочувствие, развивает фантазию. Ребята, а вам нравятся играть с водой и песком летом?
Дети: Да.
Пчёлка: Тогда приглашаю вас провести со мной несколько опытов.
Опыт №1 " Сухой и мокрый песок"
Пчёлка: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на тарелочку. Это получается очень хорошо. Почему?
Дети: Он рассыпается.
Пчёлка: Попробуем так же насыпать мокрый песок на тарелочку. Не получается! Почему?
Дети: В нём есть вода.
Пчёлка: Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему?
Дети: Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой.
Пчёлка: Вывод ребята. Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет.
Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Опыт №2 «Испытание кораблей»
Пчёлка: Ребята, давайте опустим свои кораблики в воду и рассмотрим «Тонет, или не тонет». Аккуратно попробуем подуть на них. Посмотрите, с ними ничего не происходит, они продолжают плавать на поверхности. Вывод: бумажные корабли не тонут, потому что они легче воды.
Опыт №3 «Пускаем солнечные зайчики»
Пчёлка: Дети, а вы знаете, как появляется солнечный зайчик?
Дети отвечают.
Пчёлка: Сейчас я вам покажу, как пускать солнечных «зайчиков». А ещё можно спрятать «зайчика» (прикрыв зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». А сейчас ребята попробуем поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки и пустить «зайчика» в помещении, где нет яркого солнечного света.
Пчёлка: Вывод: управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Без яркого света зайчики не появляются.
Пчёлка: Ну вот, ребята, я и познакомила вас со своей экологической тропой. (Идут к наЛчалу маршрута). Спасибо вам, что приняли мое приглашение. Приходите ещё ко мне в гости ещё. У меня для вас еще есть много всего интересного и познавательного.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою,
Навеки родная земля.
|
Категория: Блоги | Добавил: диана1994
|
Просмотров: 131 | Загрузок: 3
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|