1. Название мастер-класса: «Бухгалтер: Ключевой игрок в мире бизнеса»
2. Целевая аудитория: Учащиеся 9-11 классов, студенты колледжей (возраст 15-18 лет).
3. Продолжительность:1,5 часа (90 минут).
4. Цель: Сформировать у участников реалистичное представление о профессии бухгалтера, её роли в современном бизнесе, развить практические навыки в решении базовых бухгалтерских задач.
5. Задачи:
Познакомить с сутью профессии, её плюсами, минусами и мифами.
Дать представление о необходимых soft skills.
Показать связь бухгалтерии с другими бизнес-процессами.
Провести интерактивную мини-игру на решение бухгалтерской задачи.
Проинформировать о путях получения образования и карьерных перспективах.
6. Структура и содержание мастер-класса:
Этап Время Содержание Материалы и методы
1. Вводная часть 5 мин Приветствие, знакомство.
- Краткое представление ведущего (практикующий бухгалтер/преподаватель)
- Опрос-разминка: «Какие ассоциации вызывает слово “бухгалтер”?»
- Озвучивание цели и плана мастер-класса. Презентация (стикеры для ассоциаций, флипчарт).
2. Теоретический блок 10 мин Кто такой современный бухгалтер?
- Роль в компании: «хранитель финансового здоровья».
- Обзор обязанностей (учет, отчетность, налоги, анализ).
- Soft skills: внимательность, ответственность, аналитический склад ума, этичность, умение работать в режиме дедлайна.
- Плюсы (стабильность, востребованность, четкие задачи) и минусы (рутина, нагрузка в отчетные периоды, ответственность). Презентация, примеры из практики, видеоролик
3. Интерактивный блок 20 мин Интерактивная игра «Баланс лимонада»
- Упрощенная бизнес-ситуация: старт небольшого кафе.
- Участники делятся на команды (2-3 человека).
- Задача: формирование бухгалтерского баланса: внесение уставного капитала, покупка кофемашины, оплата аренды, выручка, зарплата бариста).
- Работа с упрощенным планом счетов (актив/пассив).
- Обсуждение результатов: почему операция отражается именно так? Сценарий игры, флипчарт для разбора
4. Профориентационный блок 5 мин Как стать бухгалтером?
- Образовательные траектории: колледж vs вуз.
- Ключевые предметы (математика, обществознание, право).
- Важность дополнительных курсов (1С, налоги).
- Карьерный рост: от помощника до главного бухгалтера, финансового директора.
- Смежные профессии: аудитор, финансовый аналитик, налоговый консультант. раздаточный материал со списком учебных заведений и ресурсов.
5. Заключительная часть 10 мин Вопросы и рефлексия.
- Ответы на вопросы.
- Краткий опрос: «Что было самым интересным? Изменилось ли ваше представление о профессии?»
- Рекомендации для самостоятельного изучения (книги, YouTube-каналы, симуляторы).
- Вручение сертификатов участника (опционально). Анкеты обратной связи
7. Необходимые материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран.
Презентация в PowerPoint
Флипчарт или маркерная доска, маркеры, стикеры.
Калькуляторы, ручки.
Раздаточный материал (памятка о профессии, список ресурсов).
Анкеты обратной связи.
Сценарий
Интерактивная игра «Баланс лимонада»
Задача: Вместе составить баланс для нашего киоска с лимонадом.
Шаг 1: Формируем стартовый баланс.
Вы (как ведущий) — «предприниматель». У вас есть 500 рублей своих накоплений (Капитал).
• Вопрос к аудитории: «Если я внесу эти 500 руб. в кассу киоска, что у меня появится в Активах?» (Деньги = 500 руб.). А в Пассивах? (Капитал = 500 руб.).
• Записываем на доске/флипчарте в виде Т-образной схемы:
АКТИВЫ ПАССИВЫ
Деньги в кассе: 500 Капитал: 500
ИТОГО: 500 ИТОГО: 500
Шаг 2: Берем кредит.
Решаем, что нужно купить крутой блендер за 800 руб., а своих денег мало.
«Одолжим у родителей 300 руб.».
• Вопрос: Что изменится? (В Активах появится «Блендер: 800», а деньги останутся 500? Нет! Мы их потратим).
• Проводим операции: 1) Получили 300 руб. от родителей → Деньги стали 500+300=800. Обязательства (долг) = 300. 2) Купили блендер за 800 руб. → Деньги: 800-800=0. Блендер: 800.
• Переписываем баланс:
АКТИВЫ ПАССИВЫ
Деньги в кассе: 0 Капитал: 500
Блендер: 800 Кредит у родителей: 300
ИТОГО: 800 ИТОГО: 800
• Делаем вывод: Равенство сохранилось! Активы выросли, но и долги появились.
Шаг 4: Продаем лимонад и получаем прибыль.
«Мы купили на свои (точнее, на оставшиеся от кредита) деньги ингредиенты за 100 руб., сделали лимонад и продали его за 250 руб.».
• Упрощенная логика: Прибыль увеличивает наш Капитал!
• Вопрос: На какую сумму выросли наши Активы? (Деньги: было 0, потратили 100, получили 250 → итого +150). Что стало с Пассивами? (Капитал должен увеличиться на прибыль: 250 - 100 = 150).
Финальный баланс:
АКТИВЫ ПАССИВЫ
Деньги в кассе: 150 Капитал: 500 + 150 = 650
Блендер: 800 Кредит у родителей: 300
ИТОГО: 950 ИТОГО: 950
Список используемых источников
1. Профориентационные платформы: «Проектория» (proektoria.online), «Билет в будущее» (bvbinfo.ru). — Для информации о рынке труда и профессиональных пробах.
2. Документальные фильмы и сериалы о бизнесе и финансах (например, «Крах» от BBC, лекции на «ПостНауке» о экономике). — Для демонстрации широкого контекста.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. «Современные способы активизации обучения». — М.: Академия, 2020.
4. Теория по интерактивным методам.
Материалы вебинаров и статей с порталов для педагогов («Педсовет», «Инфоурок», «Моё образование») по теме «Интерактивные формы профориентации».
Преподаватель ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» Бубнова Вера Анатольевна, высшая квалификационная категория.
|