Сегодня: 15.07.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Тема урока: Буквы О – А в корне -КОС – КАС-

СКАЧАТЬ (49.2 Kb) 23.06.2025, 12:47
Сенько Татьяна Владимировна
учитель, ГБОУ школа №471Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок русского языка в 6 классе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок-открытие
Методы: словесные (беседа), наглядные (презентация), практические (упражнения, работа с книгой, проблемно-поисковый метод).
Цель: знакомство уч-ся с условиями выбора букв О-А в корне –КОС-КАС.

Задачи:
• формировать навык правильной постановки чередующихся гласных о-а в корне –кос-кас;
• развивать орфографическую зоркость и навык соотносительного анализа;
• обогащать словарный запас;
• воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

ХОД УРОКА
Орг. момент ( 1мин)
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте «Закон поднятой руки». Не забывайте о правильной осанке! Итак, начинаем урок.
Чтение эпиграфа: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» Элвин Тоффлер - американский философ.

Актуализация знаний (3 мин)
- (СЛАЙД 1) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед Вами два столбика слов. Почему на ваш взгляд, мы разделили слова на две группы? (потому что первый столбец – слова с чередующимися гл. в корне, второй – с безуд. гл. в корне слова).
- - Какие мы знаем корни с чередованием? (корни бир – бер \\ -мир - - мер - \\ - блист - -блест - \\ лаг – лож-, -раст – - ращ - - рос).
- Скажите, пожалуйста, а какая морфема по вашему мнению самая главная? (Корень)
- Я согласна с Вами, что корень – очень важная часть слова. Но тем не менее и другие морфемы не менее важны. Сегодня мы в этом убедимся.

Объяснение нового материала (10 мин)
- Откройте тетради, запишите число «20 октября», «Классная работа».
- А теперь отложите ручки и послушайте удивительную сказку о двух братьях.
- (СЛАЙД 3) За тридевять земель, в царстве Русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. (СЛАЙД 4) Прислуживали ей два брата – КОС и КАС. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных (СЛАЙД 5).
Много ли, мало ли прошло времени, но не выдержала царица, кликнула клич по всему царству Русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев КОС и КАС, того награжу по-царски». (СЛАЙД 6)
Со всех земель невиданного царства съехались гласные, согласные, суффиксы, корни, приставки, ударение. Ребята, давайте и мы поможем королеве.
Итак, назовите тему нашего урока:
«Буквы о и а в корне –кос- и –кас-».(СЛАЙД 7)
(СЛАЙД 8) Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Задание: Спиши, вставь пропущенные буквы. Объясни графически.
Р..стение, предпол..гать, пол..жение, изб..рать, зам..реть, бл..стательный.
Прик..снуться, прик..саться.
Проверка с объяснением до конца первого абзаца.
- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)
-А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило? (да)
- Как вы думаете, почему эти слова оказались в ряду слов, правописание которых у нас не вызывает сомнений? (тоже есть чередование гласных в корне, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили).
(СЛАЙД 8) Давайте вернемся к словам «прикоснуться, прикасаться».
И добавим еще два: «прикосновение и касание».
Проведем наблюдение: один человек работает у доски.
- Запишите эти слова, выделите корни, подчеркните гласную в корне. Если есть суффикс –а- после корня, то выделите его.
- А теперь скажите, что вы заметили? (СЛАЙД 9) От какой морфемы зависит написание гласной в корне?
(в словах, в которых после корня стоит суффикс –а-, пишется корень –кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень –кос-.
- Молодцы. Теперь вы готовы сформулировать правило.
Ученики формулируют правило (В корне – кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс –а-, и буква О, если этого суффикса нет).
- Проверим себя по учебнику (стр. 115 – чтение правила).
- А теперь послушайте, чем же закончилась сказка?
Суффикс А оказался самыми шустрыми, слишком уж ему понравились братья КОС и КАС. Он быстро подскочил к брату КАС. Да так и остался навсегда с ним.
С тех пор как увидит царица суффикс А, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец КАС.

Закрепление изученного (СЛАЙД 9) (23 мин)
Если видишь, что за корнем
появился суффикс А.
То, без всякого сомненья,
Корень « Кас » пиши всегда.
- А сейчас проведём необычную физкультминутку. Обратите внимание на доску. Перед Вами домики братьев КАС и КОС. Их сейчас нет дома. Я предлагаю Вам угостить их конфетами, положив угощение в окно. Конфеты лежат на парте.
- Я называю слово, а Вы кладете конфету в нужный домик: касаться, прикоснитесь, прикоснувшись, прикосновение, касание, касательный, коснусь, по касательной
- Молодцы! Справились с этим заданием! А теперь выполним упр. 229 из учебника (1 ученик работает у доски на оценку).

Самостоятельная работа с самопроверкой:
- Ребята, а сейчас я усложню вам задачу: все ли слова с пропущенными буквами соответствуют теме нашего урока? Внимание на доску. (Слайд№11)
–Кто заметил ловушку? Распределите словосочетания правильно:
Лёгкое прик..основение к..снуться воды
ск..сить траву к..сой бросился на утёк
к..солапый мишка новая к..силка
к..сается всех начертить к..сательную
к..стяной гребешок заплести к..сички
Обменяйтесь тетрадями: Сделаем взаимопроверку, возьмите зеленые ручки или простые карандаши и исправьте ошибки у соседа по парте.

-Делаем вывод: (Слайд №13)
-Запомните:
Чередование происходит в корнях –кас-//-кос- со значением:
1.Дотрагиваться до кого-нибудь, чего-нибудь: коснуться пола, прикасаться к руке.
2. Затрагивать что-то в разговоре: коснуться вопроса о дисциплине.
3. Иметь отношение к чему-нибудь, кому-нибудь: это касается всех.

Обобщение изученного. Рефлексия ( мин)
Ребята, закройте учебники и тетради. Скажите, пожалуйста:
• Чем вам запомнился сегодняшний урок?
• Какие новые знания вы усвоили?
• Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
• Что показалось наиболее интересным?
- Тест на карточках (КАРТОЧКА № 1»).
Тест
Найдите слово с корнем –кас-
А. К..сание.
Б. К..снулся.
В. Прик..сновение.
Г. К..снется.
Найдите слово с корнем –кос-
А. К..сается.
Б. Прик..сался.
В. К..сательная. .
Г. К..снись.

- Оцените свои успехи и напишите их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика.
Карточка эмоционального состояния
Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Подведение итогов. Домашнее задание (1 мин)
Домашнее задание. Упр. 230
Карточка эмоционального состояния
Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками
На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был(а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен



Категория: Блоги | Добавил: SenkoTV
Просмотров: 6 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.07.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог