Сегодня: 23.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Читательская грамотность

СКАЧАТЬ (758.2 Kb) 11.03.2024, 22:51
Кужелева Ирина александровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ-Ардонская СОШ
Прочитайте фрагмент текста и, опираясь на него, выполните задания.
“Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.
Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»
— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...
«Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.
Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
— Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
— Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — К какой стати стану я писать к князю Б.?
— Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?
— Ну, а там что?
— Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.
— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.
Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.
Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».
Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.
А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»
 
1.  Найдите в тексте информацию о том, как часто издавался Придворный календарь, напишите ответ словом. (Ответ: ежегодно//один раз в год).
2. Где планировал Пётр Гринёв служить? (Ответ: Петербург)
3. Эпиграф к первой главе повести, из которой взят приведенный отрывок, заканчивается таким вопросом: «Да кто его отец?». Как бы вы определили профессию отца Петра Гринёва? (военный//военнослужащий в отставке)

Задания на проверку умений  интегрировать и интерпретировать информацию
1.  В каком значении во втором абзаце текста используется слово «несчастную»:
          1.Испытавший или испытывающий несчастье.«Я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба.»Пушкин.
          2. Сострадательное название заключенного, каторжанина (прост. Устар.). «Высший класс нашего общества не имеет понятия, как заботятся о "несчастных" купцы и мещане и весь народ наш.»Достоевский.
          3. Бедственный, приносящий или сулящий несчастье, являющийся несчастьем. Несчастный день. Несчастная судьба. Несчастный случай. Несчастная любовь (без взаимности). «Меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре.»Л.Толстой.
          4. Выражение неприязненного, пренебрежительного или презрительного отношения к кому-чему-нибудь (разг.фам.). «Я... Успокоила бы его тревогу из-за... Этих несчастных трех тысяч.»Достоевский. (Ответ: 3)

          2.  «Я воображал себя офицером гвардии...» - так думает Пётр Гринёв. Используя текст и ресурсы Интернет, найдите информацию, подтверждающую, герой имел основания так думать. (Развёрнутый ответ: «Петруша записан в Семеновский полк...» был с рождения, значит к 17 годам числился уже в армии офицером.)

          3. Прокомментируйте значение фразы отца Петра Гринёва:
— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? (Развёрнутый ответ предполагает, что ученик раскроет такие качества характера отца Петра Гринёва как требовательное отношение к себе и подчинённым, честное отношение к делу, презрение к связям, используемым ради карьеры.)

Задания на проверку умений осмыслять и оценивать содержание и форму текста.
Прочитайте текст и дайте развёрнутые ответы на вопросы.
 
          “Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы. На площади ставили наскоро виселицу. Когда мы приближились, башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачеву. Колокольный звон утих; настала глубокая тишина. «Который комендант?» — спросил самозванец. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух. Тогда привели к Пугачеву Ивана Игнатьича. «Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Феодоровичу!» — «Ты нам не государь, — отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. — Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника.
Очередь была за мною.
          Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева.
          «Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», — говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. — Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии.

1. Какую роль в раскрытии характера Гринева играет данный эпизод?
(Ответ: Данный эпизод расправы над защитниками раскрывает отношение Гринёва к людям, он сочувствует достойным: Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!», - это сочувствие выражается в словах: «бедного Ивана Кузмича»,  «добрый поручик». Гринёв готовится принять смерть: «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей», что говорит о таких качествах характера, как достоинство, обладание честью офицера и верностью присяге.

2. Какие средства привлекает А. С. Пушкин для раскрытия переживанийПетра Гринёва в данном фрагменте текста?
Автор использует приём повествования от первого лица (Гринёва), оно замедленно, мысли (внутренние реплики), он смутно понимает, что происходит, поэтому картинки событий меняются, как в кино, а Гринёв остаётся невольным свидетелем и участником. Это говорит о его растерянности.
Замедленность в поведении Петра (Я не шевелился) контрастна по сравнению с  поведением Савельича, («Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. ... шептал Савельич…, стоя за мною и толкая меня. — Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку», - тот энергичен, красноречив и эмоционален.

Задание 2.(9 класс)
Перед вами отзывы современников о знакомой вам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», которая при своем появлении наделала много шума и вызвала множество противоречивых отзывов.
Прочитайте их и приготовьтесь ответить на вопросы по содержанию.
"...Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:
Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова…— Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными.
Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту...»
А.С.Пушкин в письме А.А.Бестужеву, конец января 1825 г.
«…Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и живучестью от других произведений слова. Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.
…Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме.
…Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, не заезжая к себе, в надежде найти ответ прежнему чувству — и не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему — тоже необыкновенно. Это его и озадачило, и огорчило, и раздражило.
На балу он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе…Он перестает владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Он ударяется в патриотический пафос, договаривается до того, что находит фрак противным «рассудку и стихиям», сердится, что madame и mademoiselle не переведены на русский язык…
Можно бы было подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него не умны.
Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием... Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме»
И.А.Гончаров. «Мильон терзаний», ноябрь, 1871 год
«Мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит скорее! Например, встретившись с девицей, в которую влюблен и с которой несколько лет не видался, он не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек над ее батюшкой, дядюшкой, тетушкой и знакомыми»
М.А.Дмитриев, журнал "Вестник Европы", 1825 год
"Грибоедов изображает в Чацком человека умного и образованного, но не в том смысле, как вы, г-н Дмитриев,  это понимаете; в Чацком автор не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других вызывают насмешливость.»
В.Ф.Одоевский. «Замечания на суждения
Мих. Дмитриева о комедии "Горе от ума», 1825 год


Задание 1. Напишите фамилию критика, который не был современником А.С.Грибоедова.

Задание 2. Заполните таблицу, распределив тезисы по их авторам (в некоторых ячейках может быть не одна фамилия.
  Тезисы Критики
А Чацкий - умный человек  
Б Грибоедов не стремился представить в Чацком идеального человека  
В Чацкий ведет себя с Софьей нелогично  
Г Чацкий расстроен из-за того, что Софья охладела к нему  
Д Чацкий неправильно выбирает собеседников  

Задание 3. Напишите, почему, по мнению Пушкина, Чацкого нельзя считать умным человеком?

Задание 4. В письме Пушкина содержится часть известного фразеологизма. Запишите полный вариант этого фразеологизма.

Задание 5. Прочитайте фрагмент блога психолога. Сопоставьте с содержанием критических статей, приведенных выше. Ответьте на вопрос: считаете ли вы Чацкого умным человеком. Аргументируйте своё мнение.
В бытовом понимании умный человек - это тот, кто много знает. Но это не вполне верно, поскольку умный - не то же самое, что начитанный или образованный. Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.
Н.И.Козлов — доктор психологических наук, профессор,
ректор Университета практической психологии.


Задание 6. Прочитайте фрагмент из комедии «Горе от ума» и ответьте на вопрос: какой явление русской истории обличает Чацкий в поступках «Нестора негодяев знатных»? Ответ запишите в форме словосочетания.
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки.


Задание 7. Прочитайте фрагмент из комедии «Горе от ума» и выполните задание.
А) На каком транспорте ехал Чацкий?
Б) Сколько километров проехал Чацкий?
В) С какой скоростью двигался Чацкий? (в км/ч, результат округлить до десятых, записать цифрой, 1 верста = 1066,8 метра)
Звонками только что гремя
И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Я сорок пять часов, глаз мигом не пришуря,
Верст больше семисот пронесся, ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз —
И вот за подвиги награда!


Задание 3.(8 класс)
Прочитайте учебные тексты и выполните задания.
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Единственная в Петербурге мемориальная квартира А. С. Пушкина посвящена последнему, самому драматичному, периоду жизни поэта. Музей размещен в бывшем особняке князей Волконских — «на Мойке близ Конюшенного мосту». В первом этаже этого дома, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин и его семья поселились в сентябре 1836 года. Здесь же спустя четыре месяца, 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года, поэт скончался, смертельно раненный Ж. Дантесом на поединке.
Мемориальная квартира реконструирована на основе свидетельств современников и ряда исторических документов.
В музее представлены: письменный стол и кресло в кабинете Пушкина, локон его волос, посмертная маска, украшения жены, портреты детей, диван, на котором умер поэт, и другие уникальные вещи, принадлежавшие как самому Пушкину, так и членам его семьи, друзьям и знакомым.
В  экспозиции музея посетителям доступны для осмотра следующие экспонаты, являющиеся подлинниками: письменный стол А. С. Пушкина, его кресло и диван с двумя подушками, а также конторка; личные вещи поэта: жилет, чернильница, нож для разрезания бумаги, настольный колокольчик, шкатулка, сабля, курительная трубка, трости. Можно увидеть кошелек, вышитый бисером для поэта его женой Н.Н.Пушкиной, а также личные вещи жены: браслет, флакон для духов, свадебные туфли Н.Н.Пушкиной.
В цокольном этаже размещена вводная экспозиция, рассказывающая об истории старинного дома, о жизни Пушкина в Петербурге в 1836 году, о преддуэльной истории и откликах современников на гибель великого поэта.

Адрес музея: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 12
Телефон: (812) 571-35-31


Пользуясь билетом и статьей на сайте Всероссийского музея А.С.Пушкина,  ответьте на вопросы:
1.Определите, какие утверждения соответствуют тексту:
  1. На первом этаже особняка размещена экспозиция, рассказывающая об истории старинного дома Волконских, о жизни Пушкина в 1936 году в Петербурге и преддуэльной истории поэта.
  2. В экспозиции музея есть подлинные вещи, принадлежащие самому А.С.Пушкину и членам его семьи.
  3. В доме на наб. Мойки, 12 поэт прожил 4 месяца.
  4. В знаменитом доме на набережной Мойки поэт скончался от раны, нанесенной им на дуэли с Мартыновым.
2.Какие экспонаты можно увидеть в музее-квартире А.С.Пушкина по адресу: наб. Мойки, 12? Найдите и отметьте ВСЕ правильные варианты ответов.
  1. Письменный стол А.С.Пушкина,
  2. Посмертый слепок руки А.С.Пушкина,
  3. Украшения его жены Н.Н.Пушкиной,
  4. Детский портрет А.С.Пушкина,
  5. Кровать, на которой умер поэт,
  6. Мебель, принадлежащую поэту: диван, конторку, кресло, письменный стол,
  7. Предметы одежды А.С.Пушкина и Н.Н.Пушкиной,
  8. Локон волос А.С.Пушкина.
3.Выпишите из текста фразу, которой в начале XIX века называли место расположения старого особняка князей Волконских.

4.Сопоставьте этапы жизни поэта и экспозиции музея, которые наиболее полно представляют каждый период. Ответ запишите в виде последовательности цифр:
А) Мемориальный Музей-квартира А.С.Пушкина, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки,12 1)Детские годы поэта
Б) Мемориальный Музей-Лицей, г. Пушкин, ул. Садовая,2 2)Получение образования
В) Мемориальный Музей-дача А.С.Пушкина, г. Пушкин, ул. Пушкинская, 2/19 3)Последние годы жизни поэта
  4)Летние месяцы, проводимые семье А.С.Пушкина в Петербурге
 
А Б В          
           
 
Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: Irina05757456
Просмотров: 209 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог