Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
Часто говорят, что чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Задачи: популяризация чтения книг на английском языке; спроектировать среду приобщения школьников к чтению; внедрение междисциплинарного подхода к обучению чтению в средней и старшей школе; внедрение современных концепций чтения с листа и чтения с экрана; совершенствование образовательной среды.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.
Выделяют три группы читательских умений:
1) Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
2) Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.).
3) Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).
Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
В своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с иноязычным текстом, а именно : учащиеся не знают значений многих слов, не умеют читать диаграммы, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не в состоянии сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не умеют актуализировать наличные умения, не могут перенести знания и умения из одной области на другую, часто подменяют задание на более привычное, знакомое.
Английский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.
К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:
- описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.
Основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности:
1) Текст должен быть ученику интересен.
2) Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика.
3) Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.
4) Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
5) Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
6) Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста.
7) Текст должен развивать кругозор.
8) Текст может быть взят из "реальной жизни"
9) Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
10) Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
11) Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
12) При необходимости нужно адаптировать текст.
13) В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
14) В тексте не должно быть ошибок.
15) Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
При выборе или составлении заданий следует учитывать следующие требования:
1) Задания должны быть пронумерованы.
2) К каждому заданию должна быть составлена чёткая инструкция.
3) Должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме.
4) Оформление текста должно быть привлекательным, но не отвлекающим внимание от текста.
5) В одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как).
6) Шрифт должен быть легко читаемым.
7) Нельзя допускать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.
8) Задания должны быть разнообразны и по виду деятельности.
9) Задания должны соответствовать цели. Не давать заданий ради самих заданий, без четкого понимания, каков должен/может быть результат.
10) Задания должны быть разного уровня сложности.
При работе с текстом особое внимание уделяется сквозным темам. Сквозные темы – это один из методов интеграции учебных предметов. Без этого невозможно решить проблемы современных учащихся, так как зачастую они просто не понимают, что на разных предметах изучают одно и то же. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем.
Материал для составлений заданий по проверке функциональной грамотности можно брать из жизненно важных проблем: – Поиск информации о работе. – Заполнение электронных анкет, опросов, анкет регистрации (понятие о защите личных данных). – Поиск билетов на все виды транспорта. – Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений. – Поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д. – Выбор товаров в Интернете . – Экскурсия.
Виды работ на формирование читательской грамотности
«Предположения»
Учащиеся должны отгадать по рисунку, схеме и т.п. , о чем пойдет речь
«Ассоциации и предположения»
Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:
1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста?
2) О чем, по-вашему мнению, этот текст?
3) Откуда возможно взят данный текст?
«Дефиниции»
Учащиеся соотносят слова, которые встретятся в тексте, с их значениями/дефинициями.
«Видеоматериалы»
Учащиеся просматривают видео к тексту, делают заметки/записывают ключевые слова/расставляют предложения в правильном порядке.
«Работа со словарем»
Учащимся даны картинки к тесту, значения слов, изображенных на картинках, необходимо найти в словаре. Можно чередовать работу с бумажными словарями и онлайн словарями, а также можно в соревновательной форме, кто скорей найдет слова – ученики с бумажными словарями или те, кто ищут онлайн.
«Вопрос - ответ»
Ученикам предложены вопросы к незнакомому тексту. Учащимся нужно придумать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый учащийся читает свой рассказ вслух, а затем учащиеся читает оригинальный текст и сравнивают со своими идеями.
«Угадай слова»
Учащиеся получают следующее задание: читай и угадывай. При помощи линейки или листа бумаги они прикрывают часть строки, пытаясь угадать слова и прочесть несколько предложений.
«Слушаем и читаем»
Учащиеся слушают и одновременно следят по тексту.
«Слушаем и повторяем»
Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух, а также отрабатывает произношение.
«Рифмы»
Учащиеся должны найти рифмующиеся слова, как правило это задание используется в стихотворениях, но может быть применимо и к рассказам.
«Поиск грамматических форм и конструкций»
Учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематический вокабуляр, имена или названия.
«Замена дефинициями»
Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями (дают определение).
«Ошибки»
Поиск ошибок в написании слов, в построении предложений, грамматических конструкциях.
«Эхо»
Учащиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста) и повторяют затем дословно каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. В итоге учитель раздает текст, его читают.
«Диктант-фантазия»
Учитель диктует начало истории (текста). Затем предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное.
«Бинго»
Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Учащиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, учащиеся читают его.
«Текст с пропущенными словами»
Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.
Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.
«Дискуссия»
Учитель задает вопрос в соответствии с темой текста, который предполагает обмен мнениями и обсуждение между учащимися.
«Иллюстрация»
Учащиеся рисуют иллюстрацию к тексту или по теме текста, отражая личное (связь с семьей, друзьями, хобби и т.д.)
«Заучивание»
Учащиеся заучивают часть текста наизусть, применимо как к стихотворениям, так и к другим жанрам.
«Логический/хронологический порядок»
Нужно расставить события в логическом/хронологическом порядке в соответствии с текстом.
«Определение жанра»
Необходимо определить жанр произведения и назвать другие произведения этого жанра.
«Что если…»
Учащиеся представляют себя на месте героев из текста и рассказывают, чтобы елали в такой ситуации.
«Правильно/неправильно/не дано»
После прочтения текста учащиеся определяют какие предложения верны, неверны, и какая информация в тексте отсутствовала.
«Ответы на вопросы»
Проверенный и действенный способ, чтобы проверить понимание текста, проработать новые слова и грамматику, а также развить речь. Вопросы могут быть подготовлены или учащиеся составляют вопросы сами, потом задают их друг другу.
«Озаглавь текст»
Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.
«Изменение временной формы»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.
«Придумай концовку текста»
Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.
Упражнения по выполнению операций по образцу
В упражнениях данного вида обучающиеся учатся образовывать грамматические структуры, составлять предложения из готовых частей грамматических структур по заданному образцу.
Цель: развитие внимания (таких его свойств, как устойчивость, концентрация)
Примеры упражнений
- Замените в предложении выделенную грамматическую форму, используя образец.
- Заполните пропуски по образцу.
- Измените предложения по образцу.
- Ответьте на вопросы по образцу.
- Закончите предложения по образцу.
- Образуйте… по образцу.
- Перефразируйте предложения, употребляя…
- Выберите подходящую грамматическую форму из предложенных.
- Составьте предложения по образцу.
- Расскажите о себе или о своём товарище, используя образец.
- Задайте друг другу вопросы, опираясь на образцы и схемы.
Подстановочные упражнения
Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизации в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Опорой этого вида упражнений могут служить подстановочные таблицы.
Цель: развитие мышления, формируя его чёткость и организованность.
Примеры упражнений
- Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.
- Составьте как можно больше предложений, используя таблицу.
- Составьте предложения из заданных слов.
- Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму.
- Составьте предложения по таблице. Имена, данные в ней, замените именами ваших друзей.
- Дополните таблицу своими примерами.
- Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
- Прочтите начало предложения, дополнив его по смыслу.
- Прослушайте диалог, воспроизведите его в парах и составьте диалог по аналогии.
Трансформационные упражнения
Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации.
Цель: развитие творческого и логического мышления.
Примеры упражнений
1. Заполните пропуски.
2. Дополните/ сократите/ видоизмените диалог, содержащий закрепляемую грамматическую структуру.
3. Выразите ту же мысль иначе (скажите по-другому).
4. Дополните предложения, обращая внимание на…
5. Замените выделенные слова…
6. Напишите предложения в … форме.
7. Переведите предложения на английский язык.
8.Догадайтесь, какие вопросы были заданы в следующем диалоге (приводятся ответы).
9.Передайте собеседнику смысл следующего сообщения своими словами, используя…
10. Запишите вопросы, которые вы могли бы задать в беседе с …
11. Прочтите предложения, сократите их, сохраняя смысл.
12. Прочтите предложения, расширьте их за счёт слов, данных в скобках.
13. Составьте из двух предложений одно.
14. Ответьте на вопросы, употребляя…
Список литературы:
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019.
2. Г.С. 2.Ковалева, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева / Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий 5, 7 классы.
3. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019
4. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – С. 123–150.
5. Открытые материалы по исследованию PISA на сайте Центра оценки качества образования (ЦОКО) Института стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО). Подборка материалов по читательской грамотности
|