Нарушение письма (дисграфию) лучше предупредить до поступления ребенка в школу. Дело в том, что обнаруживают свое неумение дифференцировать смежные звуки и на письме смешивают, заменяют или переставляют буквы в словах, чаще всего дети с нарушенным звукопроизношением. Если ребенок смешивает , заменяет звонкие и глухие, свистящие и шипящие, мягкие и твердые согласные в устной речи, это нельзя оставлять без внимания : в дальнейшем , при обучении в школе, это очень влияет на письмо.
Часть детей даже с правильным произношением не умеют производить анализ и синтез слова, а воспринимают его глобально, то есть целиком, опираясь только на смысловую сторону, не определяют количество и последовательность звуков в слове, поэтому написать его правильно не могут. Вместо «распустились» пишут «крапусили», «хвост» -«ово», «не спеши»-« нестеши», «карандаш»- «капашадаш» . Поэтому готовя детей к школе, нужно их учить не только правильному произношению, но и различать звуки, выделять их из слова. При этом обязательно нужно обращать внимание на артикуляцию выделяемых звуков. Например при произношении звука «с» губы растягиваются как при улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, а при произношении звука «ш» кончик языка поднимается за верхние зубы.
Многие звук «л» произносят как «в». Разница в артикуляции этих звуков такая: при звуке «в» нижняя губа поднимается к верхним зубам, язык не участвует в образовании его, а чтобы правильно произнести «л», губы надо свободно открыть , они не участвуют в образовании звука, кончик языка упирается в верхние зубы.
Вот несколько примеров по выделению звуков из слов. Для закрепления артикуляции звука «у» можно провести игру «в поезд». Дети встают друг за другом, идут, протяжно произнося : «ууууу». Обратить внимание на то, что губы вытягиваются в трубочку. Затем выполняются упражнения по выделению звука «у» из слов:
_Уууух, ууух, -уух- кричит филин.
-Как кричит филин? (УУУх).
-Какой звук слышится в начале слова? (у).
Полезно прочитать стишок с выделением звука «у»:
Улитка просит уточку:
-Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула.
Большую рыбку вынула.
Определить место в звука «у» в словах, где он имеется.
Разложить картинки на стол с тем, чтобы ребенок выбрал из них те, в названии которых есть «у».
Для выделения звука «ш» можно проделать такие упражнения.
Провести для артикуляции игру «Шар лопнул». Дети, взявшись за руки, встают в круг. Постепенно расширяют его (надувают шар). По хлопку ведущего «шар лопается»: все произносят «шшшшш».
Прочитать с утрированным произнесением «ш» в словах стишок:
Псу сказал гусак,
И сказал он так:
- Вы так страшно лаете.
Что всем вокруг мешшшаете.
Можно предложить узнать звук «ш» в словах. Если в слове дети услышат «ш», они должны поднять флажок, если нет его –не поднимать.
Примерно таким же образом проводить анализ всех звуков. Задания можно разнообразить. Например, назвать имена, в которых есть звук «ш», найти в комнате предметы, в названии которых есть звук «м», закончить слово, добавив слоги «да», «ды»; разложить игрушки в две группы по наличию нужного звука в их названии.
|