Сегодня: 27.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


"Цифровизация образования: вызовы современности"

СКАЧАТЬ (29.0 Kb) 27.05.2022, 14:12
Иванова Елена Геннадьевна
педагог-библиотекарь, ГБОУ "Кадетская школа-интернат имени героя Советского Союза кузьмина С.Е."
Современный мир ставит перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой – создает новые вызовы. Государству, IT-компаниям и педагогическому сообществу предстоит вместе формировать новые методики обучения, искать оптимальный баланс цифрового и классического образования. Образовательный контент требует регулярного обновления. Нужно актуализировать данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методики, адаптировать материалы под потребности учителей и учеников. Вносить изменения в цифровые ресурсы проще. Кроме того, экспертам легче дорабатывать материалы благодаря большим данным. Например, если по статистике задача вызывает сложности у большинства пользователей, можно пересмотреть ее формулировку или добавить в раздел больше подготовительных заданий. Регулярная и оперативная аналитика – большое преимущество «цифры», которое п Современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной жизни. Для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить анализировать текст, работать с математической и любой другой информацией, использовать свои знания для решения прикладных задач.

Здесь у «цифры» есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные инструменты. Можно, с одной стороны, реалистично воссоздавать ситуации из жизни, в которых ребенок применяет свои знания. Вместе с тем проще моделировать сложные метапредметные концепции.

Образование должно давать навыки, полезные для реальной жизни. «Цифра», помимо всего прочего, способна обучить ребенка цифровой грамотности и взаимодействию с интерфейсами. Это особенно удобно, учитывая, что ребенок находится в безопасном онлайн-пространстве и может получать подсказки.

Важно предусмотреть особенности детского восприятия. Поэтому интерфейс в онлайн-учебнике должен быть интуитивно понятным и обучать базовым навыкам работы с компьютером: вводить текст, перетаскивать элементы, нажимать на определенную кнопку

Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным для всех. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для детей с особенностями развития.

Однако необходимо понимать, что на данный момент техника и онлайн-инструменты доступны не всем и не везде. «Цифра» станет по-настоящему эффективной, только когда получит массовое распространение – и это отдельная большая задача.

Поэтому современный педагог-библиотекарь не только носитель знаний, но также ментор и наставник. Он должен учить детей работать в команде, применять рефлексию, планировать свое время и т.д. А еще – хорошо ориентироваться в информационных потоках, стать навигатором для ученика. Важно учить ребенка алгоритму поиска и обработки информации, помогать ему видеть закономерности и анализировать тенденции, а не просто заучивать даты и факты.

Поэтому осваивать новые компетенции необходимо педагогам-библиотекарям по всей стране. Именно такую амбициозную цель и ставит перед собой проект «Я Учитель»: помочь учителям оставаться успешными в современном мире за счет освоения актуальных навыков и практик преподавания.

В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь.

Инновационная деятельность школьных библиотек – необходимый элемент их развития. Отвечать требованиям времени – значит, умело внедрять инновации: применять

1
на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать
стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности. Школьная библиотека сегодня – это культурно-образовательный центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательного процесса.

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей и школьников. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.  При этом отличительной особенностью школьных библиотек от других учреждений культуры является то, что досуговая деятельность в них понимается не только как развлекательная, но и как просветительская. Для нас, библиотекарей, важно, чтобы дети любили читать, чтобы знали, как сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к мудрым и добрым книгам. На протяжении всего учебного года в своей работе я реализую следующие цели:
-активизация чтения детей,
-повышение культуры самостоятельного выбора литературы,
-привлечение в библиотеку новых читателей,
-повышение статуса нашей школьной библиотеки.     
       
Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей, воспитателей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы. 

Тем не менее, термин «массовая работа» продолжает использоваться в библиотечной практике, наполняется новым содержанием конкретных мероприятий, соответствующих задачам библиотек. Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы пользователей, мне приходится внедрять  новые формы массовой работы.


Из инноваций в массовой работе стараюсь использовать интерактивные методы. Взаимодействую, нахожусь  в режиме диалога с кем-либо.

Практика  показывает, что знания, преподнесенные ребятам в готовом виде, усваиваются на 50–60%, а то, в чем они принимают непосредственное участие – на 90%. Так, например, если я использую  только монологовые формы в проведении 
массовых мероприятий для детей, то это приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.  Именно интерактивные методы помогают мне  не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.

С целью привлечения читателей в библиотеку я использую различные формы и методы работы:
• тематические книжные выставки,
• индивидуальное информирование,
• презентации книг,
• литературные игры,
• обзоры книг и др.

Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные выставки располагаю  и оформляю таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность. 

В последние несколько лет игровые методы занимают большое место в развивающей и просветительской деятельности библиотеки.
Ребятам  очень нравится игровая деятельность.
В игре-спектакль «В гостях у бабушки Загадушки…»  ребята отгадывают загадки и
р исуют ответы.

В эко - игре «Экологический теремок» ребята перевоплощались в животных и птиц. С завязанными глазами они доставали зверушку из теремка и угадывали  на ощупь, а потом изображали повадки и поведение  этого животного. В ролевой игре «Большие права маленькому человеку», дети  погружались в предлагаемые ситуации и понимали,  нарушены ли права участников игры.

Разнообразить рассказ игры-беседы «Птицы нашего города» помогли загадки, конкурсы на внимание, подвижные игры. В игре «Птица в клетке», по ходу мероприятия под музыку дети перевоплощались  в птиц.  Дети с удовольствием  принимают участие в игровых программах библиотеки: «Ручеек», «Ощипок», «Колечко», «Жмурки», «Фанты»  и другие.

В нашей школе стало традицией  каждую осень приглашать подготовительную группу близ лежащего детского садика. Ребята знакомятся со школой, с  работой библиотеки, с ее  книжным фондом.  Для детей проводятся развлекательные мероприятия с вопросами по книгам и играми.

Игра в библиотеке – это сотворчество библиотекаря и детей, родителей и педагогов. Она учит общаться, развивает, и главное – прививает любовь к библиотеке, к чтению.

Совместно с социальным педагогом и психологом для подростков проводятся занятия - беседы на важные для них темы. Это любовь и дружба, проблемы в отношениях с родителями и сверстниками, на социально острые вопросы. На таких мероприятиях читатели обсуждают ситуации, описанные в книгах, рассказывают  о проблемах других детей.   Ежегодно в библиотеке проводим круглые столы на тему «Наркомания – беда, наркомания путь в никуда».

Очень важно воспитывать толерантность, терпимое отношение к сверстникам  и  людям  разных национальностей и сословий.
Наша библиотека уже давно перестала быть просто пунктом выдачи книг.  С помощью Интернета в библиотеке   решаем целый ряд дидактических задач:
  • формируем навыки и умения чтения, используем материалы глобальной сети;
  • совершенствуем письменную речь ;
  • пополняем словарный запас учащихся;
  • формируем  устойчивую мотивацию к чтению.
Кроме того, интернет-технологии расширяют кругозор школьников. Ребята  могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других городов, участвовать в видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной литературы.

В школьной библиотеке создана медиатека электронных учебных пособий. 
При расстановке фонда я использую открытый доступ, так как это дает читателям дополнительные возможности.


Освоение новых информационных технологий мне позволило работать не только с печатными, но и с электронными носителями, что делает нашу библиотеку особенно привлекательной для читателей. Именно поэтому для решения поставленных задач наша библиотека укомплектована компьютером,  мультимедийной  установкой, сканером.
В течение нескольких лет школьная библиотека является основным источником информации для ребят, занимающихся в различных кружках и секциях.
      
Наличие компьютера  в библиотеке, подключение к сети Интернет, и сайта  школьной библиотеки в отдельности намного упрощают и делают эффективнее мою работу.

    
Жизнь образовательного учреждения течёт и меняется и появляется необходимость размещения таких материалов, которые ещё вчера были неактуальны, а сегодня пользуются спросом пользователей библиотечных услуг. Обзор знаменательных дат (помесячный), информация о новинках детской литературы – обязательная страница  библиотечного сайта  школы. Информация о знаменательных датах не будет покоиться мёртвым грузом в Интернете, а обязательно потребуется для подготовки к тем или иным урокам, тематическим мероприятиям, классным часам.

    
Библиотечные статьи о проведённых мероприятиях с фотографиями, отзывами и комментариями учащихся очень наглядно демонстрируют жизнь образовательного учреждения.. Вообще, сайт – это кладезь информации различного рода. Списки рекомендованной литературы для летнего чтения, дополнительного, внеклассного информируют родителей и, конечно, учащихся о той литературе, которую требуется прочесть, чтобы достичь полноценного развития.


Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.
      
В читальном зале пользователь может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки При индивидуальном обслуживании читателей провожу консультации, беседы, провожу игру «Знаешь ли ты содержание».

В библиотеке регулярно проводятся:
  • библиотечные уроки,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • обзоры книг и периодических изданий.
         
Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации составляю рекомендательные списки литературы, буклеты, пытаюсь научить находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. А также использую  индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями. 

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использую такие формы как:
• реклама новых книг;
• библиотечные уроки;
• мероприятия в игровой форме;
• комментированное чтение; чтение вслух.

Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача библиотекаря.

В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
-защищаем его душу;
-питаем ум и сердце;
-побуждаем к самосознанию;
-содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях он не оказался.
      
Поэтому, учитывая интересы и потребности пользователей, в библиотеке читатель  должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.

                         
Классические обязанности педагога-библиотекаря никуда не исчезают. Он все так же должен. продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но были зрелищными, яркими, эмоциональными.

А современная школьная система добавляет к этому множество отчетов и документации. Педагог-библиотекарь перегружен работой, и за этим нередко следует профессиональное выгорание.
            
Онлайн-учебник освобождает учителя от некоторых рутинных задач. Например, пользуясь Яндекс-учебником, учитель может подобрать для детей задачи разной сложности, которые будут проверены автоматически – ученик оперативно получит обратную связь. Педагог в свою очередь может ознакомиться со статистикой, выявить «западающие» темы, не потратив огромное количество времени на такой анализ.

       
Управленческие решения в сфере образования необходимо принимать исходя из актуальной ситуации, для этого нужно собирать и анализировать большие объемы данных. Эти задачи гораздо проще решить, если в процесс образования интегрированы цифровые технологии.

        
​​​​​​​Сегодня на рынке есть множество цифровых решений, заточенных под конкретные задачи – из тех, что мы перечислили выше. На одних платформах можно найти утвержденный ведомствами перечень учебников, на других – задания для разных классов, третьи прицельно готовят к ЕГЭ, четвертые направлены на образование учителей, пятые целятся в родительскую аудиторию… Однако совокупность образовательных потребностей не обеспечивает ни один ресурс. К комплексному решению проблем стремится


Категория: Блоги | Добавил: 4213000039
Просмотров: 154 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог