Современный мир ставит перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой – создает новые вызовы. Государству, IT-компаниям и педагогическому сообществу предстоит вместе формировать новые методики обучения, искать оптимальный баланс цифрового и классического образования. Образовательный контент требует регулярного обновления. Нужно актуализировать данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методики, адаптировать материалы под потребности учителей и учеников. Вносить изменения в цифровые ресурсы проще. Кроме того, экспертам легче дорабатывать материалы благодаря большим данным. Например, если по статистике задача вызывает сложности у большинства пользователей, можно пересмотреть ее формулировку или добавить в раздел больше подготовительных заданий. Регулярная и оперативная аналитика – большое преимущество «цифры», которое п Современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной жизни. Для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить анализировать текст, работать с математической и любой другой информацией, использовать свои знания для решения прикладных задач.
Здесь у «цифры» есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные инструменты. Можно, с одной стороны, реалистично воссоздавать ситуации из жизни, в которых ребенок применяет свои знания. Вместе с тем проще моделировать сложные метапредметные концепции.
Образование должно давать навыки, полезные для реальной жизни. «Цифра», помимо всего прочего, способна обучить ребенка цифровой грамотности и взаимодействию с интерфейсами. Это особенно удобно, учитывая, что ребенок находится в безопасном онлайн-пространстве и может получать подсказки.
Важно предусмотреть особенности детского восприятия. Поэтому интерфейс в онлайн-учебнике должен быть интуитивно понятным и обучать базовым навыкам работы с компьютером: вводить текст, перетаскивать элементы, нажимать на определенную кнопку
Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным для всех. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для детей с особенностями развития.
Однако необходимо понимать, что на данный момент техника и онлайн-инструменты доступны не всем и не везде. «Цифра» станет по-настоящему эффективной, только когда получит массовое распространение – и это отдельная большая задача.
Поэтому современный педагог-библиотекарь не только носитель знаний, но также ментор и наставник. Он должен учить детей работать в команде, применять рефлексию, планировать свое время и т.д. А еще – хорошо ориентироваться в информационных потоках, стать навигатором для ученика. Важно учить ребенка алгоритму поиска и обработки информации, помогать ему видеть закономерности и анализировать тенденции, а не просто заучивать даты и факты.
Поэтому осваивать новые компетенции необходимо педагогам-библиотекарям по всей стране. Именно такую амбициозную цель и ставит перед собой проект «Я Учитель»: помочь учителям оставаться успешными в современном мире за счет освоения актуальных навыков и практик преподавания.
В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь.
Инновационная деятельность школьных библиотек – необходимый элемент их развития. Отвечать требованиям времени – значит, умело внедрять инновации: применять
1
на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать
стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности. Школьная библиотека сегодня – это культурно-образовательный центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательного процесса.
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей и школьников. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников. При этом отличительной особенностью школьных библиотек от других учреждений культуры является то, что досуговая деятельность в них понимается не только как развлекательная, но и как просветительская. Для нас, библиотекарей, важно, чтобы дети любили читать, чтобы знали, как сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к мудрым и добрым книгам. На протяжении всего учебного года в своей работе я реализую следующие цели:
-активизация чтения детей,
-повышение культуры самостоятельного выбора литературы,
-привлечение в библиотеку новых читателей,
-повышение статуса нашей школьной библиотеки.
Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей, воспитателей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.
Тем не менее, термин «массовая работа» продолжает использоваться в библиотечной практике, наполняется новым содержанием конкретных мероприятий, соответствующих задачам библиотек. Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы пользователей, мне приходится внедрять новые формы массовой работы.
Из инноваций в массовой работе стараюсь использовать интерактивные методы. Взаимодействую, нахожусь в режиме диалога с кем-либо.
Практика показывает, что знания, преподнесенные ребятам в готовом виде, усваиваются на 50–60%, а то, в чем они принимают непосредственное участие – на 90%. Так, например, если я использую только монологовые формы в проведении массовых мероприятий для детей, то это приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно интерактивные методы помогают мне не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
С целью привлечения читателей в библиотеку я использую различные формы и методы работы:
• тематические книжные выставки,
• индивидуальное информирование,
• презентации книг,
• литературные игры,
• обзоры книг и др.
Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные выставки располагаю и оформляю таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.
В последние несколько лет игровые методы занимают большое место в развивающей и просветительской деятельности библиотеки.
Ребятам очень нравится игровая деятельность.
В игре-спектакль «В гостях у бабушки Загадушки…» ребята отгадывают загадки и
р исуют ответы.
В эко - игре «Экологический теремок» ребята перевоплощались в животных и птиц. С завязанными глазами они доставали зверушку из теремка и угадывали на ощупь, а потом изображали повадки и поведение этого животного. В ролевой игре «Большие права маленькому человеку», дети погружались в предлагаемые ситуации и понимали, нарушены ли права участников игры.
Разнообразить рассказ игры-беседы «Птицы нашего города» помогли загадки, конкурсы на внимание, подвижные игры. В игре «Птица в клетке», по ходу мероприятия под музыку дети перевоплощались в птиц. Дети с удовольствием принимают участие в игровых программах библиотеки: «Ручеек», «Ощипок», «Колечко», «Жмурки», «Фанты» и другие.
В нашей школе стало традицией каждую осень приглашать подготовительную группу близ лежащего детского садика. Ребята знакомятся со школой, с работой библиотеки, с ее книжным фондом. Для детей проводятся развлекательные мероприятия с вопросами по книгам и играми.
Игра в библиотеке – это сотворчество библиотекаря и детей, родителей и педагогов. Она учит общаться, развивает, и главное – прививает любовь к библиотеке, к чтению.
Совместно с социальным педагогом и психологом для подростков проводятся занятия - беседы на важные для них темы. Это любовь и дружба, проблемы в отношениях с родителями и сверстниками, на социально острые вопросы. На таких мероприятиях читатели обсуждают ситуации, описанные в книгах, рассказывают о проблемах других детей. Ежегодно в библиотеке проводим круглые столы на тему «Наркомания – беда, наркомания путь в никуда».
Очень важно воспитывать толерантность, терпимое отношение к сверстникам и людям разных национальностей и сословий.
Наша библиотека уже давно перестала быть просто пунктом выдачи книг. С помощью Интернета в библиотеке решаем целый ряд дидактических задач:
- формируем навыки и умения чтения, используем материалы глобальной сети;
- совершенствуем письменную речь ;
- пополняем словарный запас учащихся;
- формируем устойчивую мотивацию к чтению.
Кроме того, интернет-технологии расширяют кругозор школьников. Ребята могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других городов, участвовать в видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной литературы.
В школьной библиотеке создана медиатека электронных учебных пособий.
При расстановке фонда я использую открытый доступ, так как это дает читателям дополнительные возможности.
Освоение новых информационных технологий мне позволило работать не только с печатными, но и с электронными носителями, что делает нашу библиотеку особенно привлекательной для читателей. Именно поэтому для решения поставленных задач наша библиотека укомплектована компьютером, мультимедийной установкой, сканером.
В течение нескольких лет школьная библиотека является основным источником информации для ребят, занимающихся в различных кружках и секциях.
Наличие компьютера в библиотеке, подключение к сети Интернет, и сайта школьной библиотеки в отдельности намного упрощают и делают эффективнее мою работу.
Жизнь образовательного учреждения течёт и меняется и появляется необходимость размещения таких материалов, которые ещё вчера были неактуальны, а сегодня пользуются спросом пользователей библиотечных услуг. Обзор знаменательных дат (помесячный), информация о новинках детской литературы – обязательная страница библиотечного сайта школы. Информация о знаменательных датах не будет покоиться мёртвым грузом в Интернете, а обязательно потребуется для подготовки к тем или иным урокам, тематическим мероприятиям, классным часам.
Библиотечные статьи о проведённых мероприятиях с фотографиями, отзывами и комментариями учащихся очень наглядно демонстрируют жизнь образовательного учреждения.. Вообще, сайт – это кладезь информации различного рода. Списки рекомендованной литературы для летнего чтения, дополнительного, внеклассного информируют родителей и, конечно, учащихся о той литературе, которую требуется прочесть, чтобы достичь полноценного развития.
Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.
В читальном зале пользователь может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки При индивидуальном обслуживании читателей провожу консультации, беседы, провожу игру «Знаешь ли ты содержание».
В библиотеке регулярно проводятся:
- библиотечные уроки,
- конкурсы,
- викторины,
- обзоры книг и периодических изданий.
Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации составляю рекомендательные списки литературы, буклеты, пытаюсь научить находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. А также использую индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями.
Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использую такие формы как:
• реклама новых книг;
• библиотечные уроки;
• мероприятия в игровой форме;
• комментированное чтение; чтение вслух.
Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача библиотекаря.
В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
-защищаем его душу;
-питаем ум и сердце;
-побуждаем к самосознанию;
-содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях он не оказался.
Поэтому, учитывая интересы и потребности пользователей, в библиотеке читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.
Классические обязанности педагога-библиотекаря никуда не исчезают. Он все так же должен. продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но были зрелищными, яркими, эмоциональными.
А современная школьная система добавляет к этому множество отчетов и документации. Педагог-библиотекарь перегружен работой, и за этим нередко следует профессиональное выгорание.
Онлайн-учебник освобождает учителя от некоторых рутинных задач. Например, пользуясь Яндекс-учебником, учитель может подобрать для детей задачи разной сложности, которые будут проверены автоматически – ученик оперативно получит обратную связь. Педагог в свою очередь может ознакомиться со статистикой, выявить «западающие» темы, не потратив огромное количество времени на такой анализ.
Управленческие решения в сфере образования необходимо принимать исходя из актуальной ситуации, для этого нужно собирать и анализировать большие объемы данных. Эти задачи гораздо проще решить, если в процесс образования интегрированы цифровые технологии.
Сегодня на рынке есть множество цифровых решений, заточенных под конкретные задачи – из тех, что мы перечислили выше. На одних платформах можно найти утвержденный ведомствами перечень учебников, на других – задания для разных классов, третьи прицельно готовят к ЕГЭ, четвертые направлены на образование учителей, пятые целятся в родительскую аудиторию… Однако совокупность образовательных потребностей не обеспечивает ни один ресурс. К комплексному решению проблем стремится
|