Применение нестандартных заданий по русскому языку как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся
Колясникова Надежда Евгеньевна
3 курс, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах, ГАПОУ СО «НТПК1»
Применение нестандартных заданий – успешный шаг в методике преподавания русского языка в начальной школе, который позволит развить творческие способности современного школьника и повысить его интерес к изучаемому предмету.
Основными результатами обучения детей в начальной школе являются формирование способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка формируются желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности
Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения:
- Читать и слушать, отбирать нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, литературе, тетрадей.
- Осознавать задачу
- Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
- Осуществлять познавательные УУД в умственной и материализованной формах.
- Понимать сведения, представленные с модельном, схематичном, изобразительном видах, использовать знаковые и символичные средства при решении разнообразных задач [3].
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках осуществляется в результате подбора нестандартных заданий, решение данных заданий нельзя найти в учебнике. Вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, с помощью которых обучающийся может верно решить задачу.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- сравни;
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями [5].
Нестандартное задание, с точки зрения методики, понятие обширное. Оно включает целый ряд признаков, которые позволяют отделить задания этого типа от традиционных, которые постоянно применяются на практике. Отличительная особенность нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.
Применение нестандартных видов заданий в рамках современного урока позволяют не только повысить интерес к изучаемому предмету, но и проявить творческие способности, расширить индивидуальный багаж знаний, умений и навыков современного школьника. Поэтому, как показывают современные исследования в рамках данной проблемы, важно делать акцент на развитии творческих способностей учащегося [3].
Капустин Н.П. выделил следующие задачи учителя при использовании в работе нестандартных заданий:
1. Активное применение нестандартных заданий в рамках урочной и внеурочной деятельности, которые повышают эффективность процесса организации творческой деятельности личности, подбор методической базы для реализации данного вида работы.
2. Развитие активности учащихся при решении проблемных ситуации. Учитель должен ставить перед школьником задачу, которую необходимо решить, проявляя свои творческие способности. Умение решать нестандартные задачи как в коллективных условиях, так и индивидуальных, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений- все это в совокупности и должен развивать в школьнике учитель начальных классов.
3. Создание условий для овладения разными формами речи, которые необходимы для дальнейшей социализации учащихся при выполнении нестандартных заданий.
4. Пробуждение интереса школьника к предмету, повышение уровня его заинтересованности в выполнении всех видов работы на уроке.
5. Вовлечение учащихся во внеклассную работу, способствующую развитию творческого потенциала личности [3].
Предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных действий. Возможность развития познавательных задач безграничны на уроках русского языка.
На таких уроках необходимо использование разнообразных форм, способов и методов организации учебной деятельности, которая позволила бы раскрыть субъектный опыт учащихся.
Учитель должен методически точно продумывать и систематизировать ряд заданий, применимых на уроке русского языка, важную роль, в которых играют именно нестандартные задания, цель которых активизировать внимание школьника к предмету. Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (воображение, восприятие, мышление, память) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности [3].
В статье «Виды упражнений для формирования и развития познавательных УУД на уроках русского языка в начальных классах» С. С. Кислицкой делается акцент на том, что младшие школьники овладевают универсальными учебными действиями в процессе изучения различных программных предметов, что в результате способствует формированию умения самостоятельно добывать и усваивать новые знания и компетентности, приобретают навык самостоятельно организовывать процесс усвоения.
Предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных действий. Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны [5].
Особое значение для формирования познавательных УУД имеют нестандартные задания. Усвоение приема решения заданий базируется в основном на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), установление аналогии, выделять общее и различное, осуществлять классификацию.
Подобные задания создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса [5].
Таким образом, в статье «Виды упражнений для формирования и развития познавательных УУД на уроках русского языка в начальных классах» С. С. Кислицкой показано, что развитие познавательных УУД – важное условие для формирования умения самостоятельно добывать новые знания.
Решение нестандартных заданий на уроках русского языка не требует большой подготовки со стороны учителя, и не занимает много времени от урока, вместе с этим позволяет максимально развивать познавательные универсальные учебные действия. Познавательные УУД являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Библиографический список
1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Ростов на Дону : Феникс, 2010. – 314, с.
2. Зверева Н. М.Практическая дидактика для учителя : учебное пособие / Н. М. Зверева. - Москва : Педагогическое общество России, 2018. - 250, с.
3. Капустин А. А. Адаптивная образовательная система школы : учебное пособие / Капустин А. А. – Москва : Педагогическое общество России, 2017 – 224 с.
4. Кислицкая С. С. Виды упражнений для формирования и развития познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе // Наука вчера, сегодня. – 2017. - №2. – С. 49-56.
5. Поелуева М. И. Познавательные УУД / Международный педагогический портал «Солнечный свет»
|