Думаю, что все вы, ребята, знаете, что такое абракадабра. Если заглянуть в словарь, то можно прочесть: «Абракадабра - непонятный набор слов, бессмыслица». Но когда-то это понятие обозначало магическую формулу, таинственное слово, которому приписывалась чудодейственная сила. Исполнение магического обряда колдуном нередко сопровождалось непонятным бормотанием - абракадаброй, которое, как считалось, помогало совершению чуда. Сейчас абракадаброй принято называть всё, что нам (иногда только на первый взгляд!) кажется полной ерундой, чепухой, тарабарщиной, короче - бессмыслицей.
Я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые сначала могут показаться полной абракадаброй. Но как только вы разберётесь, что к чему, поймёте, что назвать их бессмыслицей нельзя. Уверена, что вам понравятся такие задания, и в конце занятия вы сможете сказать: «Да здравствует абракадабра!»
Абракадабра 1. «Прочитай слова». Пользуясь кодом, прочтите зашифрованные слова.
Ответы: а) шина; б) ниша; в) ширина; г) нерв; д) нрав.
Абракадабра 2. «Два имени». В каждой строке спрятались начало одного имени и конец второго (в полной форме). Догадайтесь, что это за имена. Запишите их.
ВЕРМИЛА (Вера, Людмила).
СВЕТЕРИНА (Светлана, Екатерина).
АНДЕРГЕЙ (Андрей, Сергей).
ОЛЬГЕНА (Ольга, Елена).
НИКОЛЁТР (Николай, Пётр).
ИГОРИС (Игорь, Борис).
АНАСТАЛЛА (Анастасия, Алла).
ЮРГЕНИЙ (Юрий, Евгений).
ГАЛИЖДА (Галина, Надежда).
ЛЮБОТАЛЬЯ (Любовь, Наталья).
Абракадабра 3. «Темы сочинений». Вы, конечно же, помните знаменитое письмо, написанное героями книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Сидит дядя Фёдор и пишет.
«Мои мама и папа!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор - тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут».
...Кот взял карандаш и начал писать:
«А ещё у нас печка тёплая. Я так люблю на ней отдыхать! Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас всё по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей - не хочу. Мне мышей видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днём я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну».
...Шарик карандаш в зубы взял и стал дальше калякать:
«А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется - хоть в дом не заходи. Зато новая растёт - чистая, шелковистая! Просто каракуль! Да ещё охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный, и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают... Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо - ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
До свиданья. Ваш сын - дядя Шарик».
А вот скромное сочинение ученика 5-го класса, написанное по тому же принципу. Учительница дала детям три темы для сочинения на выбор. Этот горе-ученик, не зная, с чего начать, решил просто-напросто позаимствовать текст у своих соседей и стал заглядывать то к одному, то к другому, то к третьему... В результате вот что у него получилось:
«Мой товарищ среднего роста. Зовут его Шарик, хвост у него крючком. Рядом с ним письменный стол и диван. Он весь рыжий, только одно ухо белое. Я люблю на нём сидеть по вечерам...»
Угадайте (приблизительно) темы сочинений, которые были даны учительницей.
Ответ: «Портрет моего товарища», «Мой четвероногий друг», «Описание комнаты».
Абракадабра 4. «Десять домашних животных». Прочтите стихотворные строчки. В них не рассказывается о животных, но тем не менее ваша задача - найти и подчеркнуть названия десяти домашних животных, «спрятавшихся» в строчках.
ДалеКО ЗА деревушкой
Мы беседуем с пастушкой...
ВысоКО Тарелка с мясом,
Обойтись придётся квасом...
СКОРО ВА нечка проснётся -
Молочком кормить придётся...
У ТКАча сукно пропало,
А в гнезде уютней стало...
Где-тО, В ЦАрстве сладких снов,
Мягкий луг и тёплый кров...
Я БЫ Красный этот цвет
Однозначно свёл на нет!..
АмБАРА Нет уж здесь давно,
А мне, признаться, всё равно!..
Всю ночь каМЫШ, КАзалось мне,
Тревожно шелестел во сне...
Уж виден пОСЁЛок вдали за горою,
А силы мои на исходе, не скрою...
Оставить одну меня ночью на даче...
Кощунственный споСОБ!.. А КАк же иначе?..
В.Петрова
Абракадабра 5. «Прочитай выражение». Попробуйте подобрать «ключик» и прочесть выражение. Объясните его смысл.
Ответ: Пыль в глаза пускать. (В каждой строчке читаем только буквы, которые есть в русской азбуке.) Выражение означает: хвастаться, набивать себе цену.
Абракадабра 6. «А ну-ка, отыщи!». Найдите и запишите все предметы на картинке.
Ответ: Зубная паста, две зубные щётки в стакане, полотенце, две бутылочки из-под шампуня, ушат, мыло в мыльнице, рулон туалетной бумаги, расчёска и щётка для волос.
Абракадабра 7. «Составь новое слово». Из каждой пары слов составь одно новое слово на тему «Школа».
1.СОВОК + РИСК =
Подсказка. Они пригодятся для урока физкультуры.
Ответ: Кроссовки.
2.КОН + ЗОВ =
Подсказка. Думаю, что она не требуется!
Ответ: Звонок.
3.ТОВАР + КУЧА =
Подсказка. Без этого предмета, пожалуй, можно обойтись только на уроке физкультуры.
Ответ: Авторучка.
4.СВАЯ + ЛОТО =
Подсказка. В этом месте школы можно получить энергетический заряд для дальнейших занятий. Ответ: Столовая.
5.ТРИО + КЕДР =
Подсказка. Ну как же в школе без него: мозговой центр!
Ответ: Директор.
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
|