Тема. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Цель: дать понятие о деепричастном обороте; формировать практическое умение находить деепричастный оборот и правильно ставить знаки препинания при нём; способствовать развитию логического мышления; воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
1. 2 человека работают по карточкам у доски.
Карточка № 1
Выполните синтаксический разбор предложения.
Озеро, взволнованное морем, шумело у берегов.
Карточка № 2
Вставьте пропущенные буквы.
Слоё_ый пирож_к, золочё_ые ложки, давно просмотре_ый фильм, копчё_ая колбаса, кваше_ая капуста, (не)коше_ый луг, покраше_ый пол, испечё_ый мамой пирог, ране...ый солдат, кипячён...ое в кастрюле молоко.
1.1. Лингвистическая разминка. (Слайды 1- 3)
Игра «Четвёртый лишний».
Попробуйте сгруппировать слова по общему признаку и найдите слово, которое не группируется, то есть лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Раздумывая, задумавшийся, написано, откликнувшийся.
(раздумывая - деепричастие, остальные слова- причастия)
Зарождаясь, направив, отдающий, умея.
(отдающий – причастие, остальные слова – деепричастия)
Понимая, обнявшись, помогая, сочувствуя.
(обнявшись – деепричастие совершенного вида, остальные слова – деепричастия несовершенного вида)
2. Фронтальный опрос по теме «Деепричастие». (Слайд 4)
- Что такое деепричастие?
- Что обозначает деепричастие?
- На какие вопросы отвечает деепричастие?
- Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
- Назовите глагольные признаки деепричастия?
- Назовите наречные признаки деепричастия?
3. Проверка заданий, которые выполняли учащиеся по карточкам.
III. Мотивация учебной деятельности.
Наблюдение.
Разбираем предложение, записанное на доске.
Озеро, взволнованное морем, шумело у берегов.
Чем осложнено предложение?
Что такое причастный оборот?
Разберём предложение (слайд 5):
Не замечая меня, лебеди плавали переговаривались.
Чем осложнено предложение?
Есть ли у деепричастия зависимые слова?
Что такое деепричастный оборот? (Вспомните причастный оборот.)
IV. Определение темы и цели урока.
V. Изучение нового материала.
1. Продолжим работу с предложением. Выделим и подчеркнём деепричастный оборот.
Правильно ли мы с вами сделали вывод?
Откроем учебник стр. 156, прочитаем правило. (Обсуждение).
2. Работа с учебником. Работа в парах.
Упражнение 268. Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.
Вывод.
Всегда выделяется деепричастный оборот запятыми?
В какой части предложения может стоять деепричастный оборот?
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (стр. 157).
Физминутка (видео).
4. Работа с учебником.
Упражнение 270. (Выполняется по вариантам. 1 вариант – 1,2 предлож., 2 вариант – 4,5 предлож. 4 ученика работают у доски.)
Вывод. Деепричастия и деепричастные обороты на письме выделяются запятыми. Деепричастный оборот является одним членом предложения — обстоятельством.
5. Учитель. Следующего материала в учебнике нет, но вы должны знать, что не всегда выделяются деепричастия запятыми. Рассмотрим предложения (Слайд 6):
Бабушка сидела (как?) молча.
Одиночное деепричастие перешло в наречие (оно стоит после глагола и отвечает на вопрос как?), поэтому запятую не ставим.
Будем работать (как?) засучив рукава.
Обстоятельство выражено фразеологическим оборотом, который на письме запятыми не выделяется.
6. Творческий диктант. (Слайд 7)
Задание: заменить деепричастный оборот фразеологизмом.
1. Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан.
2. Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на минуту.
3. Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков.
4. Просители ушли, ничего не добившись.
Слова для справок: сломя голову; не солоно хлебавши; не смыкая глаз; раскрыв рот; не помня себя; затаив дыхание; не переводя дыхание.
Ребята, надо ли в предложениях с устойчивыми сочетаниями ставить запятые?
Вывод. Нет, они не обособляются, так как деепричастие входит в состав фразеологического оборота.
VI. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Самостоятельная работа. (Карточка)
Задание. Выберите верные варианты постановки знаков препинания. Подчеркните деепричастные обороты.
1. Раздетый лес (1) потемнел (2) просматриваясь насквозь.
2. Не стойте на месте (1) а (2) преодолевая одну трудность за другой (3) всегда стремитесь вперёд.
3. Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата (3) павшего в атаке (4) от рук врага.
4. Любуясь на цветущую черёмуху (1) сам невольно начинаешь улыбаться.
5. Птицы (1) отражаясь (2) в неподвижном зеркале воды (3) чинно идут друг за дружкой.
6. Сосна (1) обессилев от шквального ветра (2) плавно раскачивается (3) наклоняясь всё ниже и ниже к земле.
Самопроверка. (Слайд 8)
Оценивание.
VII. Рефлексия. (Слайд 9)
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?
Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?
Над чем следует поработать еще?
VIII. Дифференцированное домашнее задание. (Слайд 10)
1. Выучить теоретический материал учебника на с. 156-157. Упр. 272 (1-3 предож.).
2. Выучить теоретический материал учебника на с. 156-157. Выписать из учебника по литературе 5 предложений с деепричастными оборотами.
|