Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения.
Личностно-ориентированное обучение («student-centred learning» или «learner first») — это система, в которой учащийся становится не менее активным участником процесса образования, чем учитель.
Характерные признаки деловой игры
наличие общей проблемы и цели игрового коллектива;
наличие и распределение ролей;
наличие различных интересов участников игры на основе выполнения конкретных ролей;
наличие диалогового общения партнеров по игре;
наличие в игре импровизации;
наличие нескольких взаимосвязанных ситуаций;
наличие системы оценки результатов;
наличие конкретного руководства игрой.
Цели Деловых игр
Дидактические цели квалификационные характеристики специалиста, сформулированные в терминах
Воспитательные цели опыт общения, овладение социальными нормами, выработка положительных установок на восприятие нового и пр.
Игровые цели выигрыш определенного числа баллов, очков либо иных показателей, начисляемых или снимаемых с игрока или команды
Этапы деловой игры
Этап подготовки (разработка сценария, плана проведения игры с четким представлением особенностей действующих лиц).
Этап объяснения (осуществляется ввод в игру, определяется режим работы, формулируется главная цель. Выдаются заранее подготовленные пакеты материалов, инструкций, правил., даются дополнительные разъяснения).
Этап проведения (непосредственно - проведение игры, разыгрывание ситуации, выполнение определенных ролей).
Этап анализа и обобщения (обмен мнениями, анализ ошибок, подведение итогов урока).
Пример деловой игры на уроке английского языка
Цель: активизировать навыки и умения восприятия и порождения монологического высказывания на основе трансформации текста.
Описание: учитель предлагает четырем командам играющих название проблемы, к примеру: “The problems of children & adolescents”. Каждая команда в течение 3-4 минут должна представить свой вариант рассказа по данной проблеме. В конце игры жюри решает, у какой из команд самый лучший вариант рассказа, и присуждает баллы.
Правила: если команды вышли за пределы указанного в игре лимита времени, то они выходят из игры и получают штрафное очко.
«Игры дают такую практику, которую ничто другое дать не может» Грэм
|